Тренинг для старшеклассников: «Толерантность. Учимся понимать и уважать других» - страница 3

(2 голоса, среднее 3.50 из 5)
Индекс материала
Тренинг для старшеклассников: «Толерантность. Учимся понимать и уважать других»
Ход тренига
страница 3
страница 4
страница 5
Все страницы

I. Вступительное слово.

На сегодняшнем занятии мы рассмотрим следующие вопросы:

- Толерантность и ее проявления:

- Навыки без оценочного общения:

- Прием «Я-сообщения».

Существует выражение: «Сначала подумай, а потом скажи». На самом деле практически всем придерживаться этого совета очень сложно. Но если мы все-таки будем думать о том, что и как мы говорим, анализировать свои мысли и слова, мы научимся общаться  эффективно, и толерантно, и просто приятно. Этому можно и нужно научиться!

Мы познакомимся с типами и видами общения, будем учиться техникам активного общения и практически их отрабатывать.

II. Упражнение «Знакомство».

Цель: подготовить участников к работе, создать комфортную атмосферу, способствовать сплоченности группы.

Для того, чтобы лучше сплотиться для работы, и чтобы больше и лучше познакомиться проведем упражнение «Знакомство». Для этого рассчитайтесь на «первый-второй» - так вы образуете пары и у каждой из пар есть задача: в течение следующих 3 мин предлагаю вам взять друг у друга «интервью». Чтобы выполнить задание партнерам необходимо назвать свое имя и ответить на два вопроса:

1) что ты любишь больше всего делать?

2) какая твоя заветная мечта?

Далее пара по очереди представляет своих партнеров. Например: «Рядом со мной - Антон. Больше всего он любит играть в футбол. Его заветная мечта - путешествие вокруг света».

Обсуждение:

1) какие мысли возникли у вас во время «интервью»?

2) о чем вы узнали, слушая других?

III. Упражнение «Правила».

Цель: повторить правила, создать доброжелательную атмосферу.

Как вам известно, что на каждом занятии тренинга существуют определенные правила, поэтому мы сейчас проведем упражнение «Правила», для того, чтобы их повторить. Вы остаетесь в этих же парах и каждая пара получает задание:

1) У каждой пары есть карта, на которой записано одно из правил работы нашей группы. Необходимо кратко перечислить и записать те действия, которых должны придерживаться все участники, для того, чтобы данное правило работало, выполнялось. (Приложение 1)

На исполнение 3 мин.

2) Каждая пара представляет свое правило.

3) Обсуждение:

Какие мысли вызвала данная работа?

Что нам дает повторение правил?

IV. Упражнение «Ожидание».

Цель: осознание участниками собственных целей в данном занятии.

На каждое занятие вы приходите, работаете,  чего-то ожидаете. Итак, какие цели вы ставите перед собой на сегодняшнем занятии? Каждый из вас получил «цветочек», на котором вы запишете свои ожидания от сегодняшнего занятия, от своей работы на нем.

На выполнение 2 мин.

После чего каждый из вас прочтет, что записано на его «цветочке» и прикрепит его на плакат (дерево) «Ожидание».

Обсуждение:

Посмотрите на наше дерево, которое так хорошо зацвело, о чем оно говорит? Надеюсь, что мы в конце занятия соберем щедрый урожай!

V. Информационное сообщение «Толерантный человек»

В 1995 году на 28 сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО ее участники провозгласили 16 ноября Международным днем толерантности. С тех пор этот день ежегодно отмечается в странах - членах этой организации.

Сейчас толерантность - яркий показатель степени демократичности каждого отдельного государства и одно из условий его развития. Толерантность как черта характера человека - условие для успешного общения для достижения результата в любой деятельности.

Понятие «толерантность» впервые встречается в XVIII в. В своем «Трактате о веротерпимости» известный французский философ Вольтер писал, что «безумием является убеждение, что все люди могут одинаково думать об определенных вещах.

Сейчас толерантность понимается как уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, признание прав других на свои мысли и взгляды. Итак, толерантность – это прежде всего, принятие других такими, какие они есть и взаимодействие с ними на основе согласия.

Деление людей на толерантных и не толерантных достаточно условно. Каждый человек в своей жизни совершает как толерантные так и не толерантные поступки. Но способность вести себя толерантно может стать личностной чертой, а следовательно - обеспечить успех в общении. Толерантные люди больше знают о своих недостатках и преимущества. Они критически относятся к себе и не стремятся во всех бедах обвинить других. Они не перекладывают ответственность на других. Толерантный человек не делит мир на два цвета - черный и белый. Он не акцентирует на различиях между «своими» и «чужими», а потому готов выслушать и понять другие точки зрения.

Чувство юмора и способность посмеяться над своими слабыми сторонами - особая черта толерантного человека. У того, кто способен к этому - меньшая потребность свысока относиться к другим.

Итак, толерантная личность знает и правильно оценивает себя. Ее доброе отношение к себе сосуществует с положительным и доброжелательным отношением к другим.

Прошу вас обратить внимание на плакат и заслушать диалог.

А - это шесть.

Б - это девять.

А – да нет же это шестерка.

Б - какая это шестерка, когда это девятка.

А - это самая настоящая шестерка.

Б - ты что-то путаешь. Это настоящая девятка.

А - ты что, не в своем уме? Смотришь и не видишь.

Б - скорее всего тебе нужно лечиться!

И так далее.

Почему участники не смогли найти согласия?

Вывод. Неумение понять другого, уверенность, что ваше мнение единственно правильное, нежелание увидеть ситуацию глазами другого - кратчайший путь к недоразумению, а часто и к возникновению конфликта.

Итак, если вы хотите эффективно общаться, необходимо вести себя так, чтобы не обижать партнера, уважать точку зрения другого и его личность, независимо от социального положения, национальности, индивидуальных особенностей, предпочтений и т.д.. Такое общение называется толерантным.

При этом на доске плакат «Признаки толерантного человека» (Приложение 3).