Проявления школьной дезадаптации и причины ее возникновения

(1 голос, среднее 5.00 из 5)



Проявления школьной дезадаптации:

- Трудности в обучении

- Нарушения в отношениях с одноклассниками

- Отказ ходить в школу

- Симптомы заболеваний (головная боль, боль в животе, нарушение сна, аппетита, повышенная утомляемость)

Причины школьной дезадаптации:

(На основе концепций В. Когана, И. Крук)

I. Неправильные методы воспитания в семье

- Завышенные ожидания родителей в учебных успехах ребенка

- Разговоры о недостатках школы или учителя вместо акцентирования внимания ребенка на приятных моментах

- Частые конфликты в семье по поводу обучения ребенка

- Воспитание ребенка по типу «кумир семьи»

- отношение родителей к обучению ребенка

II. Нарушения в системе отношений в школе

- Психогенное влияние процесса обучения (Дидактогения)

- Некорректное отношение учителя к ученику (дидаскалогения)

- Индивидуальная чувствительность ЦНС ребенка

- Нарушение взаимоотношений ребенка с одноклассниками

III. Индивидуальные причины дезадаптации ребенка

- Высокий интеллектуальный потенциал

- Задержка психического развития

- Гиперактивность

- Трудности в волевой регуляции поведения

- Несформированность мотивации к обучению

- Чувствительность к неблагоприятному влиянию окружающей среды

- Завышенная самооценка и уровень амбиций ребенка или родителей

- Повышенная чувствительность нервной системы ребенка

- Повышенный уровень тревожности ребенка

- Агрессивность

- Замкнутость

- Медлительность (инертность нервных процессов)

- Соматическая ослабленность

- Отсутствие готовности к обучению в школе

Уровень адаптации ребенка к школе по Г. М. Гуткиной

Высокий уровень

Первоклассник положительно относится к школе, выдвинутые требования воспринимает адекватно;

учебный материал усваивает легко;

глубоко и в полной мере осваивает материал программы, решает усложненные задачи;

старательный, внимательно слушает указания и объяснения;

проявляет сильный интерес к самостоятельной учебной работы, готовится ко всем урокам, общественные поручения выполняет охотно и добросовестно, имеет в классе благоприятное статусное положение.

Средний уровень

Первоклассник положительно относится к школе, ее посещение не вызывает у него негативных переживаний, он понимает учебный материал, если учитель излагает его подробно;

усваивает основное содержание учебных программ;

самостоятельно решает типовые задачи;

сосредоточен и внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний взрослого, но под его контролем;

бывает сосредоточен только тогда, когда занимается чем-нибудь для него интересным;

готовится к урокам и домашнее задание делает почти всегда;

общественные поручения выполняют добросовестно, дружит со многими одноклассниками.

Низкий уровень

Первоклассник отрицательно или индифферентно относится к школе, нередко жалуется на здоровье, имеет плохое, подавленное настроение.

Материал, который объясняет учитель, усваивает фрагментарно, самостоятельная работа с учебником дается трудно, при выполнении самостоятельных заданий не проявляет интереса, к урокам готовится нерегулярно, ему необходим постоянный контроль, систематические напоминания и побуждения со стороны учителей и родителей, сохраняет работоспособность и внимание при длинных паузах, для понимания нового материала требует значительной учебной помощи учителя и родителей, общественные поручения выполняет под контролем, без особого желания, пассивен, близких друзей не имеет, знает по именам и фамилиям лишь часть одноклассников.