Карта-характеристика готовности ребенка к школьному обучению
Обведите номер позиции, соответствующей уровню готовности ребенка
I. Психологическая и социальная готовность к школе
А) Желание учиться в школе
1. Ребенок желает учиться
2. Особого желания учиться не имеет
3. Учиться не хочет
Б) Учебная мотивация
1. Понимает важность и необходимость обучения, собственная цель обучения приобретает самостоятельную привлекательность
2. Собственная цель обучения не осознается, привлекает только внешняя сторона обучения
3. Цель обучения не осознается, ничего привлекательного в школе ребенок не видит
В) Умение общаться и адекватно вести себя и реагировать на ситуацию
1. Ребенок легко вступает в контакт, правильно воспринимает ситуацию, действует в соответствии
2. Контакт и общение затруднены, реакция на ситуацию не всегда правильная
3. Трудно вступает в контакт, имеет осложнения в общении, в понимании ситуации
Г) Организованность поведения
1. Поведение организовано
2. Недостаточно организованое
3. Поведение неорганизованное
II. Развитие школьно-значимых психофизических функций
А) Фонематический слух:
1. Нарушений в фонематическом (звуковом) строении речи нет, речь правильная, четкая
2. В произношении звуков есть отдельные недостатки (требуется помощь логопеда)
3. Преобладают звуковые нарушения (занятия логопеда обязательны)
Б) Мелкая моторика рук
1. Рука развита хорошо, ребенок уверенно владеет карандашом и ножницами
2. Рука развита недостаточно, есть напряжение во время работы с карандашом и ножницами
3. Рука развита плохо
В) Пространственная ориентация, координация движений
1. Ребенок достаточно хорошо ориентируется в пространстве, подвижный, движения скоординированы
2. Есть отдельные признаки недоразвитости ориентации в пространстве и координации движений
3. Ориентация в пространстве и координация движений плохо развиты, ребенок малоподвижный, неуклюжий
III. Развитие познавательной деятельности
Интеллектуальная готовность - это овладение простейшими формами мышления (понятиями, суждениями) умственными операциями (анализом, синтезом, сравнением); она обеспечивается развитием любознательности, инициативы, самостоятельности; формированием умений и навыков учебной деятельности (планировать работу, работать в определенном темпе)
А) Уровень осведомленности
1. Представление ребенка о мире достаточно развито и конкретное. Ребенок может рассказать о своей стране, городе, времени года, о растениях, о животных.
2. Представление ограничено непосредственным окружением
3. Знания даже о непосредственном окружении ограничены, бессистемные
Б) Развитие речи
1. Речь выразительная, грамматически правильная
2. Ребенок имеет осложнения в подборе слов, в передаче собственных мыслей, речь недостаточно выразительная
3. Ответы односложные, в речи много ошибок, предложения не заканчиваются, слова из ребенка надо «вытаскивать»
В) Познавательная активность и самостоятельность
1. Ребенок активный, задачи выполняет с интересом, не нуждается в дополнительных внешних стимулах
2. Ребенок недостаточно активный и самостоятельный, круг интересов узкий, требует дополнительных стимулов
3. Во время выполнения заданий необходима постоянная дополнительная стимуляция, интереса к окружающему миру не проявляет, уровень активности и самостоятельности низкий
Г) сформированность интеллектуальных умений (анализ, сравнение, обобщение, видение закономерностей и т.д.)
1. Ребенок может определить содержание (даже глубинное), анализирует, обобщает, видит и осознает при сравнении предметов и явлений различия, устанавливает закономерные связи
2. Задачи, требующие определенных умений, выполняет после стимулирования взрослого
3. При выполнении задач ребенок нуждается в учебном пособии и подсказках, воспринимает тяжело, самостоятельного переноса усвоенных средств деятельности на выполнение подобных задач нет
Д) Контроль деятельности
1, Умеет сопоставить результаты деятельности с определенной целью
2. Самостоятельно ребенок не может увидеть соответствие результата и цели
3. Результаты деятельности совсем не соответствуют поставленной цели, но ребенок этого не видит
Е) Темп деятельности
1. Соответствует требованиям возрастной группы: укладывается в определенное время
2. Ниже среднего показателя для определенной группы
3. Гораздо ниже определенного лимита. Выполняется меньше трети объема