Карта-характеристика готовности ребенка к школьному обучению

(0 голоса, среднее 0 из 5)

Обведите номер позиции, соответствующей уровню готовности ребенка

I. Психологическая и социальная готовность к школе

А) Желание учиться в школе

1. Ребенок желает учиться

2. Особого желания учиться не имеет

3. Учиться не хочет

Б) Учебная мотивация

1. Понимает важность и необходимость обучения, собственная цель обучения приобретает самостоятельную привлекательность

2. Собственная цель обучения не осознается, привлекает только внешняя сторона обучения

3. Цель обучения не осознается, ничего привлекательного в школе ребенок не видит

В) Умение общаться и адекватно вести себя и реагировать на ситуацию

1. Ребенок легко вступает в контакт, правильно воспринимает ситуацию, действует в соответствии

2. Контакт и общение затруднены, реакция на ситуацию не всегда правильная

3. Трудно вступает в контакт, имеет осложнения в общении, в понимании ситуации

Г) Организованность поведения

1. Поведение организовано

2. Недостаточно организованое

3. Поведение неорганизованное

II. Развитие школьно-значимых психофизических функций

А) Фонематический слух:

1. Нарушений в фонематическом (звуковом) строении речи нет, речь правильная, четкая

2. В произношении звуков есть отдельные недостатки (требуется помощь логопеда)

3. Преобладают звуковые нарушения (занятия логопеда обязательны)

Б) Мелкая моторика рук

1. Рука развита хорошо, ребенок уверенно владеет карандашом и ножницами

2. Рука развита недостаточно, есть напряжение во время работы с карандашом и ножницами

3. Рука развита плохо

В) Пространственная ориентация, координация движений

1. Ребенок достаточно хорошо ориентируется в пространстве, подвижный, движения скоординированы

2. Есть отдельные признаки недоразвитости ориентации в пространстве и координации движений

3. Ориентация в пространстве и координация движений плохо развиты, ребенок малоподвижный, неуклюжий

III. Развитие познавательной деятельности

Интеллектуальная готовность - это овладение простейшими формами мышления (понятиями, суждениями) умственными операциями (анализом, синтезом, сравнением); она обеспечивается развитием любознательности, инициативы, самостоятельности; формированием умений и навыков учебной деятельности (планировать работу, работать в определенном темпе)

А) Уровень осведомленности

1. Представление ребенка о мире достаточно развито и конкретное. Ребенок может рассказать о своей стране, городе, времени года, о растениях, о животных.

2. Представление ограничено непосредственным окружением

3. Знания даже о непосредственном окружении ограничены, бессистемные

Б) Развитие речи

1. Речь выразительная, грамматически правильная

2. Ребенок имеет осложнения в подборе слов, в передаче собственных мыслей, речь недостаточно выразительная

3. Ответы односложные, в речи много ошибок, предложения не заканчиваются, слова из ребенка надо «вытаскивать»

В) Познавательная активность и самостоятельность

1. Ребенок активный, задачи выполняет с интересом, не нуждается в дополнительных внешних стимулах

2. Ребенок недостаточно активный и самостоятельный, круг интересов узкий, требует дополнительных стимулов

3. Во время выполнения заданий необходима постоянная дополнительная стимуляция, интереса к окружающему миру не проявляет, уровень активности и самостоятельности низкий

Г) сформированность интеллектуальных умений (анализ, сравнение, обобщение, видение закономерностей и т.д.)

1. Ребенок может определить содержание (даже глубинное), анализирует, обобщает, видит и осознает при сравнении предметов и явлений различия, устанавливает закономерные связи

2. Задачи, требующие определенных умений, выполняет после стимулирования взрослого

3. При выполнении задач ребенок нуждается в учебном пособии и подсказках, воспринимает тяжело, самостоятельного переноса усвоенных средств деятельности на выполнение подобных задач нет

Д) Контроль деятельности

1, Умеет сопоставить результаты деятельности с определенной целью

2. Самостоятельно ребенок не может увидеть соответствие результата и цели

3. Результаты деятельности совсем не соответствуют поставленной цели, но ребенок этого не видит

Е) Темп деятельности

1. Соответствует требованиям возрастной группы: укладывается в определенное время

2. Ниже среднего показателя для определенной группы

3. Гораздо ниже определенного лимита. Выполняется меньше трети объема