Педагогическое мастерство воспитателя. Педагогическая оценка

(1 голос, среднее 5.00 из 5)



педагогическое мастерство воспитателя

Начало читайте здесь.

В воспитании детей большое значение имеет педагогическая оценка - положительная или отрицательная мысль взрослого об их действиях и поступках, которая выражается в форме одобрения, замечания или упрека.

Наблюдения показывают, что педагоги-мастера широко используют положительные оценки, тогда как менее опытные - отрицательные, их воспитанники не слышат в течение дня ни одного одобрительного слова.

Умелый воспитатель способен правильно организовать жизнь детей, глубоко обдумывает и устанавливает четкий, постоянный и посильный для дошкольников распорядок жизни на весь день. Кроме того, он прибегает к разнообразным приемам, которые предупреждают забывание воспитанниками «порядка действий». Это помогает детям прочно овладеть соответствующими формами поведения, исключает ошибки, а, следовательно, и необходимость негативных оценок.

Положительная оценка может иметь и свое прямое назначение: одобряется поведение отдельного ребенка или всей группы, чтобы показать успехи воспитанников в овладении правилами поведения, помочь им осознать свои новые умения, вызвать радость от этого и стремление всегда вести себя именно так.

Педагог должен быть чутким, доброжелательным, мягким в отношении к своим воспитанникам и одновременно требовательным к ним. Важная составляющая педагогического мастерства и основа прочных контактов с подопечными - требовательность, которая органично сочетается с уважением к ребенку, умением понимать его. Чтобы достичь такого контакта, ребенок должен доверять своему наставнику, не стесняться обращаться к нему с любыми вопросами.

Правильная педагогическая оценка имеет важное значение для формирования элементов самооценки ребенка, которая начинается в старшем дошкольном возрасте. Самооценка играет важную роль в нравственном развитии подрастающей личности, в становлении его самосознания.


Для ребенка дошкольного возраста оценка воспитателя - единственный источник формирования его собственного отношения к себе, и это обязывает педагога всегда тщательно продумывать свои высказывания о нем. Соотношение положительных и отрицательных суждений создает соответствующий характер взаимоотношений между воспитателем и детьми, атмосферу взаимного уважения в группе. Доброжелательный климат в группе помогает детям успешно овладевать знаниями по различным разделам программы, получать истинное наслаждение от общения с другими детьми и воспитателем. Он-почва, на которой появляются первые ростки положительных нравственных качеств личности ребенка.

Педагогу следует всегда помнить, что его мнение о каждом ребенке совсем не безразлично сверстникам, они прислушиваются к ней, подражают ей. Слыша ежедневно высказывания воспитателя, хотя и обращенные к другим, ребенок убеждается, что соблюдение правил поведения обязательное для каждого. Это помогает ему быстрее усвоить их.

Педагог, знает систему взаимоотношений в детском коллективе, а также методику воспитания, может помочь каждому ребенку занять среди сверстников место, которое бы способствовало формированию у него положительных черт личности.

Поощряя питомца к совместной деятельности с другими, следует сначала объединять его с теми детьми, у которых налажены устойчивые взаимоотношения с группой. Так педагог создает условия для усвоения приемов дружественного сотрудничества детей на основе положительного примера.

Специфика общения воспитателя с детьми заключается в эмоциональной окраске педагогического воздействия на воспитанников. Положительный эмоциональный настрой воспитателя создает у детей чувство уверенности, радости, покоя.

Под влиянием эмоциональных контактов с воспитателем дети становятся активнее, инициативнее, их коммуникативность заметно возрастает, дошкольники охотно общаются со взрослыми и сверстниками, сами ищут этого. Воспитатель, таким образом, является для ребенка одновременно и объектом, который удовлетворяет его потребность в общении, и источником новых впечатлений и переживаний.

В педагогическом плане очень важна согласованность действий обоих воспитателей группы и их психологическая совместимость. Вот почему необходимо при подборе воспитателей на одну и ту же группу придерживаться принципа определенной психологической дополнительности. То есть оба воспитателя по своим личностным качествам должны дополнять и компенсировать друг друга.

Воспитание детей - сложный и трудоемкий процесс, который требует от педагога глубоких знаний, специфических умений и навыков, способности воплощать свои знания и убеждения в практические действия. Своим вдумчивым трудом педагоги воспитывают ребенка как личность, гражданина. Современный педагог - это творческий педагог, который имеет новое педагогическое мышление, строит свою работу на знании индивидуальных особенностей каждого ребенка, находит особый подход к каждому малышу.

Вырастить ребенка добрым, умелым, честным, справедливым человеком - высокая цель, ответственная обязанность каждого педагога.