Семья и школа в учебно-воспитательном процессе. Подготовка к школе

(0 голоса, среднее 0 из 5)



семья и школа, взаимодействие школы и семьи, семья дети школа, воспитание в семье и в школе

Как любая дорога начинается с первых шагов, любое строение - с фундамента, так и становление человеческой личности берет начало в семье. Ведь именно в семье под руководством и с помощью родителей ребенок познает окружающий мир, здесь проходит его моральное и общественное становления, формируется мировоззрение и эстетические вкусы. В статье помещены советы о том, как привлечь родителей к учебно-воспитательному процессу в начальной школе, как организовать сотрудничество учителя и родителей, чтобы создать прочный классный коллектив.

Школа может выполнять свои функции по воспитанию подрастающего поколения только в тесной взаимосвязи с семьей. Только совместными целенаправленными усилиями педагогов и родителей удается плодотворно влиять на развитие личности ребенка, решать воспитательные задачи. Важно, чтобы отец и мать осознавали свою высокую ответственность за воспитание детей и повседневно подтверждали это на практике.

Воспитательная работа - важный аспект деятельности учителя. Воспитываем мы учащихся ежедневно, постоянно, на уроках и во внеурочное время. Потому что хотим видеть наших воспитанников честными, добрыми, вежливыми, щедрыми, общительными и всесторонне и гармонично развитыми. А на их воспитание влияет социальная среда, авторитет родителей, родных, знакомых и много других факторов. Среди них ведущее место занимает продуманная, целенаправленная и систематическая работа учителя.

От учителя начальных классов в значительной степени зависит, как сложатся отношения школы и семьи, учителей и родителей, учителя и учащихся, которые сформируются в классный, ученический и родительский коллективы. Связь родителей и детей в этом возрасте достаточно прочная, поэтому именно в начальных классах наблюдается тесный контакт школы и семьи. В значительной степени он зависит от личности учителя, его умения видеть и понимать каждого, в ежедневной работе учитывать индивидуальность и неповторимость каждого ребенка, условия и особенности семейного воспитания. И самое главное - учитель начальных классов ежедневно должен идти к детям и их родителям с открытым сердцем, полным любви и искренности.


Первая встреча учителя с родителями будущих первоклассников проходит задолго до первого сентября, еще в дошкольном учреждении. Учитель смотрит в лицо незнакомых людей, читает в их глазах надежду и тревогу за судьбу своих детей. И сам чрезвычайно волнуется, потому что хочет найти в родителях понимание и желание вместе учить и воспитывать, радоваться первым школьным успехам, помогать, поддержать в минуты неудач и разочарований. Именно во время первой встречи с родителями будущих первоклассников важно создать атмосферу доверия, заинтересованности, желание сотрудничать. Ибо только совместными усилиями учителя и родителей можно воспитать ребенка.

Родителям учитель дает советы о том, что дошкольный период - это важный период подготовки ребенка к школе. Залогом успешного обучения является крепкое здоровье школьника. Об этом родители заблаговременно должны позаботиться, пройти медицинский осмотр, консультации, лечение по потребности. Необходимо в дошкольном возрасте предлагать детям специальные задания, игры, упражнения для развития мышления, внимания, памяти, воли, устной речи, моторики рук. Надо приучать их к самообслуживанию, самостоятельности, ответственности, приобретать опыт общения с незнакомыми - взрослыми и детьми и расширять всесторонние знания детей об окружающем мире, отвечая на вопросы «почему». Можно провести с родителями деловую игру «Почемучка», дав возможность обсудить в группах и ответить на детские вопросы.

Следующие родительские собрания следует провести в классе, где будут учиться первоклассники. Желательно столы в классной комнате расставить по кругу, чтобы родители видели друг друга, свободно общались. В центре зажечь свечу, как символ создания единой классной семьи: учитель и родители. Ибо цель этого нового коллектива одна - забота о детях, их здоровье, сотрудничество для успешного обучения и воспитания ребенка. Целесообразно провести диспут, деловую игру или обмен опытом по вопросу подготовки детей к школе. А как итог встречи - советы психолога и учителя.

Летний период - важный этап в подготовке учителя, родителей и детей к школе. Необходимо все купить, продумать, подготовить, чтобы создать максимально комфортные условия для обучения первоклассников в школе и дома. Желательно, чтобы в этот период учитель посетил каждую семью, пообщался с ребенком, познакомился с родителями, изучил условия проживания, воспитания в семье.

Конечно, все семьи разные. Не всегда сразу удается учителю найти понимание и общий язык с некоторыми родителями. Приходится убеждать, умело балансировать между желанием учителя согреть любовью каждого ребенка, дать ему прочные знания, воспитывать в нем лучшие моральные  ценности родителей. Но к этому надо стремиться и прилагать максимум усилий, чтобы родители услышали учителя, поняли его и поддержали.

Если учителю повезет найти общий язык с родителями, увидеть, раскрыть и применить таланты родителей, то жизнь классного коллектива станет интересной, насыщенной, содержательной. Ученики будут всестороннее и гармонично развиваться. Родители станут помощниками учителя, активными участниками учебно-воспитательного процесса. А класс - крепким и дружным.