Обучение дошкольников элементам грамоты-как важный фактор подготовки к школе

(2 голоса, среднее 1.50 из 5)



письменные игры, обучение дошкольников элементам грамоты, подготовка к школе, старший дошкольный возраст

С приходом в школу 1 сентября, ребенок занимает новую для себя социальную роль-школьника. Очень важным в этом вопросе является мотивация ребенка занять эту позицию.

При подготовке детей к школе важную роль играет дошкольное учреждение и это, также, является одной из основных обязанностей семьи, а от этих двух связующих факторов будут зависеть успешность детей в учебе, их дальнейшее развитие.

Время, когда ребенок должен перейти из детского сада в школу-дополнительный повод задуматься, все ли мы делаем для того, чтобы переход от дошкольника к школьнику стал безболезненным продолжением гармоничного и радостного дошкольного детства. Об этом должны заботиться педагоги совместно с родителями еще с младшей группы. Стоит только подойти к этому вопросу творчески, с любовью и определенным багажом знаний.

Старший дошкольный возраст очень благоприятный период для обучения элементам грамоты, в том числе и для начального обучения чтению. Обращая внимание на значки-буквы на уличных вывесках, в книгах, газетах, лежащие на столе, дети активно расспрашивают о них у взрослых, поскольку интересуются всем в силу возрастной любознательности. Как правило, дети с удовольствием находят в разных местах и называют отдельные буквы, начинают рисовать их. Так постепенно накапливается определенное количество хорошо знакомых букв.

Очень хорошо, когда есть рядом старшие дети, которые также учатся или уже умеют читать и писать.

Если малыша после таких первых попыток сразу принуждать к чтению, можно получить нежелательный результат плюс негативную реакцию ребенка на чтение, отрицательное отношение к книге. Дошкольник еще не умеет сливать звуки в слоги, часто произносит буквы последовательно, а затем называет слово. Такой способ достаточно легко укореняется, если вовремя не научить правильному чтению.

Прежде чем перейти к собственно чтению, надо дать ребенку возможность прожить, проиграть и полнее реализовать эту стадию «первого письма». О ее завершении и готовности переходить к чтению, свидетельствует то, что письмо перестает быть для ребенка самоцелью, основным предметом деятельности: малыш делает какие-то записи для игры или пишет записки-сообщения для кого-то из родных, вполне сознательно пытаясь выразить на бумаге свое мнение.

Дошкольника заинтересуют и специфические письменные игры. Например, игра «Вопросы - ответы»: взрослые и ребенок по очереди письменно отвечают на различные вопросы «Что делал?», «Когда?», «Где?». При этом сначала не имеет значения, правильно и понятно ли сделает ребенок свою запись. Главное, чтобы он сам мог прочитать написанное.

Создавая условия для чтения, доступного развития ребенка, взрослые способствуют включению многих жизненных моментов детской деятельности и интересов. Например, программа телепередач со знакомыми словами «мультфильм», географическая карта с названиями рек, театральная программа, билет в кино- везде что-то написано, все надписи что-то значат, ориентируют в окружающей среде, побуждают к дальнейшему ознакомлению с ними, являются хорошей практикой чтения.

Конечно, обучение дошкольников элементам письменной речи (письмо и чтение) имеет место в образовательной работе, но не следует форсировать формирование у малышей навыков, собственно письма и чтения, ведь это-прерогатива школы. Более адекватными возможностям и потребностям дошкольного возраста является развитие мелкой моторики рук, координации движений глаз, умение ориентироваться на странице тетради и в клетках и на строках, приобретение элементарных графомоторних умений, фонематического слуха, знакомство со словом и предложением, слогом, звуком, буквами, обучение основам звукового анализа, а на этой почве - первичного послогового чтения.

Правильный подход к обучению элементам грамоты, хотя и важный фактор подготовки к школе, однако не единственный и не главный. Готовить ребенка надо не к школьному обучению, а к новым условиям школьной жизни вообще. Для младшего школьника в этот период важны не конкретные знания и умения, а более необходимы для него, способность управлять своим психо-эмоциональным состоянием: поведением, деятельностью, вниманием.