Творческое развитие детей младшего школьного возраста

(0 голоса, среднее 0 из 5)



творческое развитие детей

Современное образование является гуманистическим и заключается в воспитании свободной, независимой, яркой личности, живущей в гармонии с самим собой, природой, обществом. Сегодняшнее российское общество вновь повернулось к человеку, поэтому остро встает тема творчества в педагогическом коллективе и творческого развития детей.

Весь учебно-воспитательный процесс в детском саду и школе направлен на развитие гуманистических культурологических тенденций: от человека образованного к человеку культурному. Учителя начальной школы в своей деятельности через квалифицированное профессиональное общение с учениками осуществляют переход к творческому, гармоничному, всестороннему развитию ребенка. Они осознают, что труд учителя начальных классов не имеет смысла без творчества. Детская любознательность является мотивацией учителя к поиску нового. Основой творческого поиска учителя является активизация творческих качеств учащихся с учетом их умственных способностей. Учитель создает такую ​​учебную ситуацию, что его творчество стимулирует возникновение творческой деятельности учащихся. У ребенка возникает потребность самостоятельно обдумывать, оценивать явления, пробуждается инициатива и творческая фантазия. Именно творчество учителя и учащихся является источником, средством и методом воспитания, направленным на формирование гармонично развитой личности. В процессе сотрудничества учителя и учащихся эффективно срабатывает игровой принцип.

Следует заметить, что без игры нет, не может быть полноценного умственного развития. Игра - это большое светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается питательный поток представлений и понятий об окружающем мире.

При помощи игры осуществляется творческий поиск учителя и учащихся, активизация умственных способностей, индивидуальный, творческий подход к их обучению и воспитанию.

Учитель создает такую учебную ситуацию, что его творчество стимулирует возникновение творческой деятельности учащихся. Сосредотачивается внимание на выработке умения самостоятельно обдумывать, оценивать явления, анализировать, сравнивать, осмысливать, творчески фантазировать.

Анализ теории творчества в историческом плане, психолого-педагогических взглядов на проблему творчества, современных научных исследований дает возможность вывести формулу творчества:

1. Творчество является родовой чертой ребенка. Она есть в задатках каждого школьника, а творческая деятельность, выступая первичной, соответствует природе ребенка.

2. Природные задатки можно формировать, развивать, оттачивать, корректировать.

3. Творчество это не только результат деятельности, но и действие, процесс.

4. Структура, этапы и механизмы творческой деятельности принципиально одинаковы в разных случаях творчества, а также при объективном и субъективном характере новизны, то есть закономерности.

5. Творческая направленность происходит как в бессознательных психологических процессах (интуиция, воображение, фантазия, вдохновение, импровизация), так и сознательных (логико-мыслительных) элементах мышления.

6. Творческая деятельность школьника обусловлена ​​двумя группами факторов:

- внутренними силами личности (способности, воля, потребности);

- внешними условиями (социально-педагогическими).

​​Важной социально-педагогической задачей является обеспечение оптимальных условий и возможностей для наиболее полного развития и реализации творческого потенциала растущей личности.

В поисках творчества школа и семья выступают в тесном сотрудничестве. К этой кропотливой, важной деятельности привлекается практический психолог.

Ученые-педагоги выделяют три этапа развития творчества ребенка:

1. Ребенок ставит задачи и собирает необходимую информацию.

2. Ребенок изучает и анализирует задачи.

3. Ребенок ставит цели и выполняет работу от начала до завершения.

В решении проблем творческие педагоги требуют современных философских, психологических концепций, раскрывающих и обобщающих закономерности, принципы, методы формирования творческой личности. На наш взгляд, наиболее выразительным является определение творчества Э. Фромма: «Это способность ребенка удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, нацеленность на открытие нового и способность к глубокому мышления своего опыта». Отсюда критерием творчества является не только качество результатов обучения, но и сам процесс. Каждый педагог понимает, что важным в этом процессе является воспитание высокого качества умственного труда ученика, логического мышления, «видение» конечного результата.

Следовательно, труд учителя начальных классов не имеет смысла без творчества. Детская любознательность является мотивацией учителя к поиску нового в построении урока, внеклассного мероприятия, в организации индивидуальной работы с детьми, в использовании средств и методов педагогического воздействия.

Основные педагогические принципы формирования личности школьников:


- творческая направленность учебно-воспитательного процесса;

- выбор оптимальных дидактических средств;

- систематическая диагностика;

- личный и индивидуальный подход;

- научность, доступность;

- проблемность;

- наглядность;

- самостоятельность;

- связь обучения и воспитания ребенка с жизнью.

Учитель, прежде всего, создает оптимальные условия учебной деятельности, но ни в коем случае не перегружает ребенка. В противном случае исчезает интерес к учебе. Успешным условием формирования личности является сопереживание, сотрудничество, совместное ожидание результата, успеха. Следует помнить, что какой бы ни был труд ребенка, он должен соответствовать его интересам, потребностям, возможностям.

Педагог нацеливает питомца на то, что результат достигается только при условии ежедневной, систематической, кропотливой работы. Убедительно объясняет, что цена успеха стоит умственных, психологических и физических затрат. Для этого нужно тренировать волю, быть физически совершенной и высоконравственной личностью.

Ребенок с начальных классов осознает, что он в этом мире единственный, уникальный, что его рождение, формирование необходимо обществу. Общество ждет ее творчества, неповторимости. Вместе с тем она несет ответственность перед родителями, учителями, обществом. Педагог учит ребенка умению абстрагироваться от второстепенного в жизни. Очень кстати, на наш взгляд, мнение о фантазии и воображении. Ведь «даже посредственный архитектор отличается от наилучшей пчелы тем, что прежде, чем построить избушку из воска, он сначала построит ее в своем воображении».

Каждый педагог, воспитатель, все без исключения, кто работает с детьми, должны помнить, что детский ум в своем окружении фиксирует все наши поступки, манеры общения с другими людьми. Поэтому все, что окружает ребенка, должно быть прекрасным. Уста первой учительницы всегда улыбающиеся, одежда красивая, манеры изысканные, речь мягкая и правильная. Только при таких условиях формируется творчество. Учитель и ученик, отец и мать, все люди, которые окружают ребенка, должны быть счастливыми и помнить, что наши дети рождаются для того, чтобы быть счастливыми.

Учитель начальных классов - это особый учитель в учебно-воспитательном учреждении. Он требовательный, опытный, может понять и научить всех. Ему присущи такие черты как призвание, самоотверженность, любовь к детям. Поэтому учитель постоянно в поиске вариантов решения проблем обученности учащихся. Дать детям радость труда, радость успеха в учебе, пробудить в их сердцах чувство гордости - это основная задача школы. В школе не должно быть несчастных детей, душу которых угнетает мысль, что они ни на что не способны. Дать ребенку почувствовать, что он успешен - первоочередная задача педагога.

Необходимо дорожить доверием детей. Мелочей в отношениях нет. Поэтому в работе с детьми начальных классов необходимо руководствоваться принципом: «Как можно больше требовательности к ребенку и как можно больше уважения к нему».

Маленького человека с детских лет нужно научить трем вещам: чувствовать, мыслить, любить. А чтобы достичь желаемого успеха, учителю нужно руководствоваться методикой сотрудничества, включающей творческий подход к обучению как со стороны учителя, так и со стороны ученика. Только благодаря методике сотрудничества открывается творческий подход к решению проблем, возможность почувствовать радость общения. Ведь ученики всегда мечтают видеть в учителе не только наставника, но и друга, с которым можно поделиться сокровенным.