Содержание и организация дней здоровья с детьми дошкольного возраста. - страница 6

(4 голоса, среднее 3.75 из 5)



Индекс материала
Содержание и организация дней здоровья с детьми дошкольного возраста.
Место дней здоровья в системе физического воспитания детей дошкольного возраста
Основные методические принципы проведения дней здоровья в дошкольных учреждениях
Проведение подвижных игр в структуре организации дней здоровья
Методические принципы проведения подвижных игр
Воспитательные аспекты проведения дней здоровья
Воспитание мотивации к здоровому образу жизни у дошкольников
Сценарий тематического дня здоровья в детском саду
Все страницы

С детьми дошкольного возраста проводят три вида подвижных игр: сюжетные игры, игровые упражнения (несюжетные игры) и игры с элементами спорта (городки, бадминтон, баскетбол, футбол, хоккей).

В основу сюжетных подвижных игр положен жизненный опыт ребенка, представления об окружающем мире (действия людей, животных, птиц). Например, по рассказам взрослых, телепередач, наблюдений за окружающей жизнью дети узнают о поведении животных и птиц (как ходит косолапый мишка, клюют зернышки птицы и др.), а затем во время игры воспроизводят движения, характерные для того или иного образа.

Движения, которые выполняют дети во время игры, тесно связаны с ее сюжетом. Например, зайцы прыгают в лесу, а охотники охотятся на них; пчелки летают, садятся на цветы, собирают мед. Большинство сюжетных игр коллективные, и дети приучаются в них согласовывать свои действия с действиями других игроков, не капризничать, действовать организованно, как требуют правила.

Для игровых упражнений (несюжетных игр) характерна конкретность двигательных задач в соответствии с возрастными особенностями и физической подготовкой детей. Если в сюжетных играх основное внимание игроков направленно на создание образов, достижение определенной цели и точное выполнение правил, что часто приводит к игнорированию четкости движений, то во время игровых упражнений дошкольники должны безупречно выполнять основные движения (попасть мячом в цель; пролезть в обруч , не касаясь его и др..). Такие упражнения применяют в основном для совершенствования у детей конкретных движений. Дозировку упражнений в этих играх, в отличие от сюжетных, определяют конкретно, что также является одной из положительных сторон.

Поскольку игровые упражнения и сюжетные игры применяют во всех возрастных группах, организация и методика их проведения имеет много общего.

Опыт показывает, что оптимальные условия для достижения положительных результатов в развитии движений дошкольников создаются при условии сочетания конкретных двигательных задач в форме игровых упражнений, направленных в основном на четкое выполнение определенных двигательных действий и сюжетных игр, в процессе которых движения, усвоенные детьми раньше, совершенствуются в различных условиях.

Проведение игр с элементами спорта требует четкого объяснения правил, которые обусловливают процесс борьбы между отдельными детьми или командами. Обязательным является овладение каждым ребенком двигательными навыками (техникой движений), которые определяют результат соревнований.

Площадка для проведения подвижных игр ограничивают хорошо заметными линиями. Поскольку детям, захваченным игрой, трудно следить за условными или нечеткими линиями, временную разметку в середине площадки делают для каждой игры отдельно. Используют палочки, флажки, булавы. Зимой линии размечают темным порошком (мелким углем, золой) или синькой. Чтобы предотвратить травмы, особенно в играх с бегом и ловле, линии проводят на расстоянии 1,5-2 м от стен, заборов и других предметов.

Для проведения многих игр требуется разнообразный инвентарь: мячи, флажки, обручи, скакалки, булавы. Желательно, чтобы он был ярким (цветным), хорошо заметным в игре. Принадлежности и инвентарь готовят заранее, чтобы на его размещение и раздачу не затрачивать много времени.

Мелкий инвентарь целесообразно раздать после объяснения правил игры, иначе дети будут невнимательными. В старших группах для раздачи и размещения инвентаря воспитатель привлекает детей, наблюдая, чтобы они делали это организованно и быстро.

До проведения игры надо хорошо подготовиться: изучить ее содержание, правила, стихи и песни, что ее сопровождают. Перед тем, как начать игру, желательно заинтересовать детей, чтобы они лучше выполняли движения, которые составляют ее содержание.

Во время объяснения содержания игры дошкольников размещают так, чтобы каждый хорошо видел и слышал воспитателя. Лучше всего расставить их в те положения, из которых они начинают игру. В играх с построением в круг воспитатель становится вместе с детьми в круг. Если игра начинается с движения врассыпную, детей удобнее строить в шеренгу или собрать их возле себя в полукруг, чтобы всем было хорошо слушать рассказ и видно то, что им показывают.

Во время объяснения игры не рекомендуется ставить детей лицом к солнцу или другому источнику света, поскольку это отрицательно влияет на зрение и распыляет внимание.

Объяснять смысл игры надо отчетливо, доходчивое, коротко, чтобы не утомлять детей. Рассказ должен вызвать яркое представление о действующих лицах, изображаться. Эмоционально-образное сообщение сюжета помогает дошкольникам лучше представить игровую ситуацию и отчетливее выполнять движения, характерные для определенного образа. В ходе игры правила разъясняются и уточняются.

Для лучшего усвоения игры рекомендуется, особенно в младших группах, сложные моменты объяснять жестом и показом некоторых движений.

Перед этим желательно напомнить детям, как надо бегать, прыгать, бросать мяч т.д. Иногда основное движение можно выполнить несколько раз до начала игры. Например, в игре «Попади в кольцо» дети сначала выполняют несколько раз броски мяча в кольцо, а затем начинают игру, во время которой происходит соревнование между командами.

Правила игры подробно объясняют лишь в том случае, если она проводится впервые. Повторяя ее, только напоминают основное содержание. Если вводятся осложнения, нужно разъяснить дополнительные правила и способы выполнения действий. Объяснив игру в старших группах, воспитатель проверяет, все ли дети поняли ее, ставит им несколько вопросов о содержании и правила. Если дети хорошо поняли правила и игровые действия, которые они должны выполнять, игра проходит слаженно и четко.

Обязательным условием проведения командных игр в старших группах является правильное комплектование команд (подгрупп). Они должны быть равны по силам и составам. В практике есть несколько способов разделения игроков на команды: с помощью счета или фигурного марширования, а также по назначению капитанов.

При распределении детей посредством счета они выстраиваются в шеренгу, а затем рассчитываются на такое количество номеров, сколько должно быть в игре. Вследствие этого способа команды не всегда формируются уровне по силам.

Распределение игроков фигурной маршировкой осуществляется так: дети перестраиваются из колонны по одному в колонну по два, по три, где каждая из новообразованных колонн - одна из команд. Такое распределение игроков не требует много времени.

В начале игры дети могут сами выбрать капитанов зависимости от количества команд. Назначенные капитаны поочередно выбирают игроков. Это позволяет быстро укомплектовать команды, равные по силам.

Все способы распределения детей на команды следует вводить соответственно характеру и условий проведения подвижной игры.

После объяснения правил игры, избрания ведущего, распределения игроков на команды, расставив в соответствии детей (в зале или на площадке), воспитатель переходит к ее проведению. Каждая подвижная игра начинается по условному сигналу (аплодисменты в ладоши, свисток, взмах флажком или рукой) или команда воспитателя. Сигнал подается после того, как воспитатель убедился, что все дети хорошо усвоили правила и заняли соответствующие места.

В играх с распределением детей на подгруппы, особенно в эстафетах, желательно пользоваться командами: «Внимание!». Последнюю из них иногда заменяют свистком. Это способствует выработке у детей быстрой реакции на соответствующие сигналы.

Игры сюжетного характера где нет момента соревнования, не требуют четких команд. Можно спокойно сказать, - «Игру начали» - или предупредить детей, что игра начинается после слов: «Один, два, три!» После того, как игра началась, воспитатель внимательно следит за ее ходом и поведением игроков.

Во время игры педагог дает указания детям, которые допускают ошибки или нарушают правила. Замечание следует делать, не мешая ходу игры, не останавливая участников. Практически все авторы методических указаний согласны с тем, что игру не желательно неожиданно останавливать. Игру останавливают лишь тогда, когда большинство допускает грубые ошибки и необходимо дополнительно объяснить ее правила.

Особого внимания требуют малоактивные ослабленные дети, которые недостаточно ориентируются в задании, боятся перепрыгнуть через «ров», подойти близко к «медведю» или «волку», им нужно своевременно помочь (поддержать за руку при переходе через «мостик» и др.. ), подбодрить, чтобы они были уверенными.

В проведении подвижных игр гораздо труднее определить физическую нагрузку, чем при выполнении физических упражнений, связанных с игровыми действиями. Оно зависит от общей нагрузки на занятиях по физической культуре, характера деятельности детей на прогулках, от их активности и других факторов.

Игровая деятельность своей эмоциональностью захватывает детей, - и они не ощущают усталости. А потому, чтобы дошкольники не переутомлялись, нужно своевременно снизить интенсивность движений.