Закаливание детей дошкольного возраста - залог здоровья ребенка.

(5 голоса, среднее 4.40 из 5)

закаливание детей дошкольного возраста

Известно, что уже младенец отвечает врожденными приспособительными реакциями на воздействие различных факторов окружающей среды.

Учитывая тот факт, что выносливость и регуляторные функции на ранних этапах развития еще ограничены, надо с первых дней жизни малыша активно, а главное - сознательно расширять и совершенствовать регуляторные механизмы относительно таких факторов, как холод, тепло, влажность, колебания атмосферного давления. Ведь появившись на свет после комфортных условий, когда организм матери брал на себя все обязанности по их обеспечению, ребенок должен перейти на «самостоятельную работу» и сам проводит регуляторную функцию. И здесь развитие может пойти по одному из двух направлений. Рожденный здоровым, ребенок, попав в неблагоприятные условия, становится слабым, болезненным. Или, наоборот, рожденный с определенными недостатками, ребенок может развиваться нормально, если для этого созданы благоприятные условия.

Конечно, есть и третье направление: здоровый ребенок + нормальную среда + разумный подход родителей к закалке.

Надеемся, что речь идет именно о вашем ребенке! Или нет?

Сколько тревог, волнений и бессонных ночей доставляют нам частые простудные заболевания детей, одна из причин которых – отсутствие должной закалки детского организма.

Интересно, что теоретически пользу закаливания признает большинство родителей, а вот на практике... «Леночка, закутайся лучше, а то простудишься!», «Сережа, не стой у окна, а то продует», «Маша, завяжи шарф» - неправда ли, знакомый репертуар? А маленькое чучело, закутанное с ног до головы в зимний солнечный день, когда на градуснике 0°! Тоже знакомая картина. Даже в комнате некоторые ретивые бабушки и мамы кутают детей. Но, несмотря на это, малыши болеют ангинами, бронхитами и т.д. Как же предотвратить простуду и защитить ребенка от нее?

Средство это простое и доступное всем - систематическое закаливание организма. Эффективность зависит от правильной организации: регулярности, постепенности, учета состояния здоровья, возраста, общего физического развития ребенка.

Какие же способы закаливания у нас имеются? Как их использовать?

Начнем с использования природных факторов - воды, воздуха, солнечных лучей. Суть закаливания и заключается в тренировке механизма терморегуляции. У незакаленного ребенка этот механизм неразвит.

Простые и доступные - воздушные ванны. Малышам еще в детстве нужно прививать привычку к свежему воздуху. Это касается прежде всего помещения, в котором они находятся. Его надо проветривать в течение дня как можно чаще. Чистый, свежий воздух (18-19 С°) способствует хорошему самочувствию, бодрому состоянию ребенка. Если на улице температура не очень низкая, можно держать открытой форточку или фрамугу весь день. Воздушные ванны для дошкольников длятся от 5 до 10 минут при температуре 18-20 ° С. Затем каждые 2-3 дня продолжительность воздушной ванны увеличивается на 2 - 5 минут и доводится до 30-40 минут. Во время этой процедуры ребенок частично или полностью раздет. Лучше, чтобы при проведении закаливания ребенок двигался, выполнял упражнения (комплекс утренней гимнастики, упражнения с мячом, и др.). Летом воздушные ванны хорошо принимать в тени деревьев, дважды в день - утром и вечером. Очень полезно ходить босиком.

Важный элемент закаливания - длительное пребывание на воздухе. Прогулки при любой погоде - без единого исключения, без ссылок на холод и слякоть. Продолжительность их зимой 3-4 часа, а летом - весь день.

Успешность закалки изрядно зависит от того, как одевают ребенка: чем чаще его кутают, тем чаще он болеет. Прогулка не будет в радость «упакованному» по уши малышу - трудно двигаться, ребенок быстро перегревается. Итак, одежда должна прежде всего соответствовать погоде, сезону, быть легкой, желательно из натуральных тканей, не стеснять движений. Так, в прохладную погоду это нижнее белье, рубашка (блузка), брюки (юбка), колготы. В холодную погоду - свитер (кофта), спортивный костюм, куртка (пальто), шапка шерстяная, суконная), рукавицы.

Закалка на солнце летом - сильнодействующее процедура. Приступать к ней можно только после консультации с врачом. И во время солнечных ванн, и после них, обязательно надо проследить за самочувствием ребенка. В случае возникновения вялости, покраснения лица, головной боли, ухудшения аппетита и сна, солнечные ванны следует прекратить. Принимать их лучше утром - с 9 до 11 часов, когда количество ультрафиолетовых лучей минимально. Голова ребенка лежит на маленьком возвышении и защищена от солнца. Длительность процедуры от 3-4 до 20-25 минут, после ее окончания ребенок должен отдохнуть в тени 10-15 минут, а затем принять душ или искупаться. Нельзя допускать перегревания тела. Помните: длительное пребывание на солнце не закаляет организм, а, наоборот, ослабляет, наносит вред здоровью.

Просто и доступно закаливание детей водой. Водные процедуры начинают с умывания. Сначала теплой водой, а потом все холоднее. Ребенка приучают мыть не только руки и лицо, но и шею, верхнюю часть груди. Малыши очень любят играть с водой. Этот интерес используют, организуя игры с водой (пускание корабликов, мытье игрушек).

После сна полезны влажные обтирания (1-2 минуты). Влажной варежкой из махровой ткани, губкой или полотенцем обтирают ребенку руки, шею, а затем - верхнюю половину туловища и ноги. Растирают тело по ходу кровеносных сосудов (от кисти рук к плечу, от стопы к бедру, живот и грудь растирают круговыми движениями справа налево).

Маленьких детей обтирает взрослый, а пяти-шестилетние дети это могут сделать сами. Им помогают лишь намочить перчатку и обтереть спину. Завершают процедуру энергичным растиранием полотенцем до покраснения кожи. Температура для обтирания сначала 32-28 С° с постепенным снижением до 22-20 С°.

Закаливающие значение имеет мытье ног перед сном. Сначала обтирают ноги влажным полотенцем, затем постепенно переходят к ежедневному омовение ступней ног и, наконец, погружение их в воду. Вода слегка подогретая или комнатной температуры (16-20 С°). После процедуры ноги насухо вытирают полотенцем.

Эффективное средство закаливания - контрастное обливание ног, сначала холодной водой (24-25 С°), затем теплой (36 С°) и снова холодной. Когда ребенок привыкнет к этому виду закаливания, можно переходить к обливанию, следуя принципу постепенного снижения температуры. Действенное средство закаливания - душ и купание. Купаться в естественных водоемах (реке, озере, море) лучше после утренней гимнастики. Сочетание воздействия воды, воздуха, солнечных лучей и движения дает превосходные результаты. Температура воды должна быть не ниже +22 ° С. Длительность пребывания в воде от 2-3 минут для детей 3-5 лет до 5-10 минут для пяти-семилетних. В воде ребенок должен как можно больше двигаться. При первых признаках озноба (посинение губ, гусиная кожа) купание следует прекратить и растереть ребенка сухим полотенцем до покраснения кожи.

Родители часто спрашивают, обязательно ли вывозить детей на юг - на море. Ответ на этот вопрос не однозначен. Так, для малышей до трех лет эта поездка может оказаться неблагоприятной. Ребенку трудно привыкнуть к новым условиям и прежде всего к резкому изменению климата. Следует учитывать, что акклиматизация длится около 2-3 недель, следовательно, длительность пребывания на юге должно быть не менее двух месяцев. Только тогда можно надеяться на оздоровительный эффект.

Запомните, лучший отдых, лучшее закаливание ребенка происходит в привычной климатической и бытовой обстановке.


На нашем сайте  Вы сможете найти много нужных и полезных материалов, необходимых в повседневной работе школьного учителя и воспитателя детского сада. Здесь и конспект урока, и классный час, и внеклассное мероприятие которые ежедневно разыскивают в сети Интернет педагоги и другие работники  школ. Все материалы представленные на сайте Вы не найдете больше нигде-это авторские материалы, размещенные педагогами. А развитие ребенка это сложный и долговременный процесс, который также проводится и в дошкольном учреждении, а помогут в этом конспекты занятий для детского сада которые используют педагоги в ДОУ наряду стаким видом деятельности как -дидактические игры в детском саду. А одним из направление по работе в школе является охрана труда в образовательном учреждении. И здесь тоже довольно много статей по данной тематике, например, несчастные случаи на производстве и множество других материалов.

Желаем Вам успехов и отличных результатов в работе.