Как научиться красиво писать?
Почерк человека в такой же степени уникален, как и отпечатки пальцев. Однако, в отличие от последних, почерк зависит от самого человека. Господствует мнение, что почерк зависит от характера, темперамента, генов и даже от настроения человека. Поэтому часто за опрятностью, четкостью, правильностью почерка судят о характере человека.
Все дети в наше время начинают учиться писать примерно в одинаковом возрасте, по одинаковым методическими программами. А вот результат оказывается совершенно различным и зачастую не тот, на который рассчитывали. К тому же достижения технического прогресса негативно влияют на умение писать красиво и грамотно. Негативного влияния на грамотность и каллиграфию нанесла мода на компьютеризацию общества.
Что же такое письмо? Письмо - это способ передачи мыслей, а красивое письмо - это еще и искусство, графика. В древнегреческом языке «графо» означало «пишу, черчу, изображаю». Если перевести буквально, каллиграфия - это красивое письмо, или чистописание. Каллиграфией называют искусство писать красиво и четко. Обучение каллиграфическому письму в начальной школе проводится по следующим методам: линейному, тактовыму, аналитико-синтетическому или генетическому, копировальному.
Выработка у первоклассников разборчивого и быстрого письма за короткое время невозможна, ибо эта привычка формируется медленно. У детей 6-7 летнего возраста проблема обучения письму обостряется еще больше. Это связано с морфофункциональными и психофизиологическими возможностями. У 6-7летних детей еще недостаточно развиты мелкие мышцы кисти руки, несовершенная регуляция движений во время письма, низкая выносливость к долговременному напряжению. Для их письма характерны дрожащие линии, выход элементов букв за пределы строки, «зеркальное» изображение графем, пропуск элементов букв, дописывание лишних, письмо печатных букв вместо рукописных и др. И уже в начале обучения возникают трудности и у детей и у родителей. Создается устойчивое сопротивление перед обучением каллиграфическому письму: во-первых - «не хочу», во-вторых - «не могу». Дети не успевают «выписаться», работая даже в лучших прописях. Встает вопрос об использовании различных вспомогательных методов и способов успешного обучения каллиграфическому письму.
Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского мышления. Чем искуснее рука ребенка, тем ребенок умнее.
Именно поэтому важно в подготовительный период ребенка к школе, в добукварный, да и в после букварный период включать в занятия такие их разновидности детской деятельности как:
- Лепка из пластилина;
- Мозаику;
- Игры с конструктором;
- Изготовление аппликаций,
- Разрисовывание, штриховка рисунков;
- Завязывание узелков на веревке;
- Работа с мелкими предметами (семена, бисер, крупа).
А также использование подготовительных упражнений, которые, с одной стороны, обеспечивают подготовку руки ребенка к письму, а с другой готовят ребенка к письму, как коммуникативной деятельности, поскольку нацеливают на слушание (или чтение) и осознание текста, на его запоминание и последующее воспроизведения.
Ниже представлены практические упражнения для детей по выработке правильного и красивого письма.
Упражнение 1. «Повтори, не ошибись».
Учитель читает стихотворение наизусть, сопровождая его отдельные строки соответствующими движениями.
Разрисую картинку, раскрашу.
Движения 1. Прямые пальцы правой руки сжаты между собой (собранные в пучок). Правой рукой в воздухе выполняются плавные движения, которые необходимы для рисования петель.
Лошадь с гривою нарисую.
Движения 2. Четыре пальца правой руки крепко прижаты друг к другу. Выполняются скачкообразные движения рукой вверх-вниз.
Разрисую картинку, раскрашу.
Повторение движений 1.
Соловья – птичку, нарисую.
Движения 3. Большие пальцы обеих рук соединены накрест. Ладонями поднимаются плавные движения вверх - вниз, напоминающие взмахи крыльев птицы.
Разрисую картинку, раскрашу.
Повторение движений 1.
Резную свирель нарисую.
Движения 4. Ладони обеих рук раскрыты. Мизинец правой руки прижат к большому пальцу левой руки. Свободными пальцами обеих рук имитируется игра на свирели.
А свирель будет играть,
Повторение движений 4.
А соловей щебетать.
Повторение движений 3.
А гривастая лошадка славно танцевать.
Повторение движений 2.
(Можно провести соревнования)
Упражнение 2. «Кто лишний?»
Учитель читает стихотворение, предлагает рассмотреть иллюстрацию к нему, найти на рисунке и раскрасить то животное, название которого не встречается в тексте.
(Например)
Любит наш петушок
Всем на рассвете
Вежливо желать
Доброе утро:
Курочке и гусочке,
Свинке и коровке,
Котику Мурзику
И даже собачке.
Упражнение 3. «Отгадай загадки»
Учитель предлагает послушать загадки и среди представленных рисунков, выполненных пунктиром, найти отгадку.
Загадки.
Летела птица по синему небу,
Распустила крылья и солнце закрыла.
Плету хлев на четверо овец, а на пятую отдельно.
То холодным, то горячим
Дома каждый меня видел.
И пою я от жары,
И пускаю из носа пар.
Дети обводят рисунок отгадку и заштриховывают его. После этого можно предложить вспомнить упоминание о другие предметы.
Упражнение 4. «Дополни рисунок».
Учитель предлагает прослушать художественное произведение и соотнести его с рисунком.
Одним из важнейших приемов подготовки руки к письму является штриховка.
Правила штриховки очень просты: штриховать только в заданном направлении, не выходя за границы рисунка, соблюдать одинаковое расстояние между линиями штриховки. Дети пристают на эти условия быстро легко, как в игре.
Штриховать первоклассники начинают с первого урока и продолжают в течение всего учебного года. При первых попытках штриховать маленький школьник долго не выдерживает: рука быстро устает. Но работа сама собой очень интересная, поэтому ребенок постоянно возвращается к ней по собственному желанию. Штриховка - это не только укрепление руки, но и развитие речи школьников, обогащение словарного запаса с помощью этих самых рисунков. Можно использовать упражнения имитационного характера. Например:
- «Курочка пьет воду»;
- «Красим забор» (сверху - вниз);
- «Красим парту» (вправо - влево);
- «Кот Леопольд ставит забор мышам»;
- «Дом улитки» (сматывания - размотка клубочка)
- «Морская волна».
На начальном этапе используют рисование сопряженное со штриховкой.
Их ведут все время в подготовительный период в начале урока.
С первых уроков учитель должен приучить детей правильно сидеть за партой, правильно класть тетрадь и держать ручку во время письма.
Важно перед выполнением графических упражнений проводить пальчиковую гимнастику, которая также связана с языковым развитием. Изображение руками мышек, зайчиков, птичек и др. сопровождаются разучиванием и хоровым чтением небольших стихотворений о них.
Дети представляют окружающую среду в виде зрительных образов. Поэтому наряду с традиционными методами обучения письму используются художественно - зрительные образы.
Все на все на свете похоже:
Челнок в море - на калоши,
Змей - на ремешок из кожи,
Месяц - на пирог,
Кот полосатый - на пижаму,
Я - на папу, ты - на маму.
Художественные образы элементов букв делают интересным для детей монотонные тренировки в их написании и живой образ буквы легко запоминается, при отсутствии сформированности восприятия абстрактной формы букв.
Овладение каллиграфией - не самое трудное занятие для первоклассника. Однако даже однообразная работа может стать для ребенка не просто привлекательной, а увлекательной, если она содержит интересный материал. Таким интересным материалом может стать цикл бесед о каллиграфии, сказки о буквах, сказки. Вот пример одного из них.
«Каллиграфией называют искусство писать красиво и четко. Ваши бабушки и дедушки, наверное, рассказывали, как они учились в школе. Тогда была учебная дисциплина - чистописание, т.е. каллиграфия. И это чистописание давалось ученикам нелегко! Ученики носили с собой наполненные чернилами чернильницы и деревянные ручки, в которые вставляли металлические перья. С таким письменными принадлежностями тетради не очень старательных учеников пестрели кляксами. А какой точности требовало перо! Возьми его так - пишет толсто, возьми иначе - будет тоненькая линия. Современным ручкам этот высший пилотаж недоступен ... »
Использование таких рассказов или историй уменьшает усталость и нагрузку.
Важной составляющей выработки каллиграфического письма являются также подготовительные упражнения:
- «Написание» буквы в воздухе с открытыми глазами или с закрытыми глазами;
- Обводка «сухим пером» (тыльной стороной ручки) большого образца буквы в тетради;
- Письмо мокрыми кисточками на доске;
и т.д.
Первоклассники очень склонны к подражанию. Поэтому большое значение в выработке каллиграфического письма является четкий красивый образец письма учителя. Для выработки сознательного письма нужно давать возможность детям наблюдать за образцами правильного и неправильного написания элементов букв. С целью предотвращения ошибок можно предложить игру «Письмо Незнайки». Учащиеся должны указать на ошибки и исправить их. Предлагаются индивидуальные задания на отдельных листах, например, такие:
1. Обведи ту букву, которая отличается.
2. Поставь точку цветную в том городе буквы, откуда начнешь ее писать.
3. Выпиши из ряда букв те, которые написаны правильно.
Множество интересных заданий по выработке красивого письма школьников приходит в практику учителя уже во время заданий.
Предлагаем Вам поделиться ими в комментариях к статье ниже.