Правила семейного воспитания.

(8 голоса, среднее 4.63 из 5)



семейное воспитание

Правильное семейное воспитание, основой которого является принятие детей такими, какие они есть, их поддержка, безусловная любовь к ним и забота о них, позволит избежать ранней школьной дезадаптации детей. Учитывая это, рекомендуем родителям правила семейного воспитания.

1. Повышайте самооценку ребенка:

- относитесь к ребенку как к абсолютно самодостаточной личности, уважайте его. Ваш тон и стиль общения с ребенком должны убеждать его, что он - ценная личность, полноценный человек, поэтому с ним разговаривают уважительно, без унижений и оскорблений;

- проявляйте любовь в отношениях с ребенком, как можно понятнее объясняйте ребенку, чего от него хотите;

- избегайте слов «всегда» и «никогда». «Ты всегда думаешь только о себе!» «Ты никогда не приходишь с улицы вовремя» - подобные фразы убеждают ребенка в неумении вести себя иначе. Лучше сказать так: «Иногда я чувствую, что ты забываешь о других», «Я знаю, что ты избавишься от этой дурной привычки и станешь вежливым (вежливой), хорошим (хорошей), любящим (любящей) мальчиком (девочкой), уважающим других »;

- учите ребенка компенсировать все то, что унижает его достоинство. Помогайте ему направлять свои усилия для достижения успеха в той сфере, где он силен – в музыке, спорте, изобразительном искусстве и т.д., чтобы ребенок мог, например, сказать себе: «Возможно, я считаюсь не лучшим в группе, но я очень хорошо пою»;

- воспитывайте у ребенка уверенность в себе. Не забывайте, что ребенок, как и каждый человек имеет право на ошибку.

2. Правильно относитесь к поступкам дошкольников:

- учите детей ответственности за совершенные поступки: следует давать ребенку возможность понять содеянное, оценить его. Обсуждайте только поступок и его результат, а не унижайте достоинство ребенка или указывайте на недостатки личности;

- не употребляйте обвинительных фраз вроде: «Ты надоел!», «Зачем ты опять это сделал?». Зато употреблять фразы, из которых следует отношение родителей к поступку, а не к ребенку: «Мне неприятно, когда ты со мной так разговариваешь» «Мне больно, когда соседи жалуются на тебя»;

- тон, которым провозглашается требование или запрет, должен быть скорее дружественным, объясняющим, чем принудительным;

- оценивайте не только поступки, но и их мотивы;

- не оставляйте без внимания правильные поступки ребенка: они заслуживают одобрения.

3. Взвешенно относитесь к наказанию ребенка:

- прежде чем наказывать ребенка, всегда выслушайте его объяснения по поводу случившегося, и старайтесь понять, а потом оценивать его поступок;

- наказание не должно быть чрезмерным и слишком длительным по времени;

- не используйте жестокие физические наказания;

- объясняйте ребенку, за что его наказали, чтобы он понимал последствия своих действий;

- давайте ребенку понять, что вы его любите, что вас не устраивает не он сам, а его поведение.

4. Устанавливайте доверительные отношения между всеми членами семьи:

- не допускайте авторитарного стиля общения, собственного самоутверждения за счет ребенка, гиперопеки и, наоборот, гиперпротекции и эгоцентрического воспитания;

- не переносите межличностные конфликты взрослых на взаимоотношения с ребенком;

- признавайте собственные ошибки в воспитании и соответственно перестраивайте свои отношения с ребенком;

- относитесь к ребенку как к полноправному члену семьи со своими обязанностями и правами;

- развивайте детскую ответственность, воспитывайте у ребенка умение заботиться о других;

- дарите ребенку время от времени подарки и устраивайте праздники, поскольку именно от этого дети дошкольного возраста получают больше радости;

- всегда разговаривайте с ребенком искренне, откровенно, подавайте информацию доступно для него. Нельзя обманывать ребенка, только потому, что он еще мал, а значит, не в состоянии понять что-то;

- избегайте пустых обещаний: свои обещания ребенку нужно выполнять;

- всегда эмоционально поддерживайте ребенка;

- учите ребенка выражать свой гнев, ведь невыпускание наружу чувства агрессии может нанести ущерб адаптации ребенка и привести к различным болезненным проявлениям - прежде всего, психосоматическим (боль в животе, повышение давления и т.п.). Поэтому ребенка нужно учить цивилизованно выражать свои чувства протеста, несогласия, раздражения, злобы, равно как и чувство вины, стыда, горя, радости.

5. Заранее готовьте ребенка к школьной жизни:

- поддерживайте ребенка в стремлении стать школьником, проявляйте интерес к его делам и достижениям, помогайте будущему первокласснику подтверждать значимость его будущего и деятельности;

- обсуждайте с ребенком те нормы и правила, с которыми он столкнется в школе. Объясняйте ему целесообразность этих правил, организуйте рациональный распорядок дня будущего первоклассника;

- старайтесь предвидеть и предупредить те проблемы, которые могут возникнуть у ребенка па первом этапе обучения;

- эмоционально поддерживайте желание будущего первоклассника добиться успеха, одобряя его: «Молодец!», «Как хорошо!»;

- уважайте мнение своего ребенка о воспитателе: для детей старшего дошкольного возраста воспитатель часто более авторитетен, чем родители;

- не пугайте ребенка школой, но и не забывайте, что учеба - это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно изменит жизнь ребенка, но оно не лишит его радости, игры. Давайте понять будущему первокласснику, что у него будет время и для развлечений.