Загадки для детей. Использование в работе ДОУ.

(11 голоса, среднее 4.64 из 5)

загадки для детей, ДОУ

По содержанию загадки должны соответствовать задачам всестороннего развития, содержать воспитательную идею, соответствовать возрастным и психологическим особенностям детей, быть доступными.

Основа для отгадывание загадок - достаточно полные представления о предметах и ​​явлениях, поэтому необходимо учитывать опыт детей, как коллективный, так и индивидуальный.

Загадка должна иметь полную и точную характеристику предмета или явления, описание типичных признаков. Она должна быть интересной, грамотной, образной, иметь игровой характер.

Для детей младшей группы характерно эмоциональное восприятие. В младшем возрасте активно развиваются внимание, память, становится наглядно-образной, формируется воображение. Благодаря этому на основе словесного описания дети могут создать образ предмета.

Тематика загадок ограничена небольшим жизненным опытом детей. Это загадки об игрушках, домашних животных, некоторые предметы домашнего обихода, продукты питания. Загадки могут иметь подсказку.

Голодная - мычит, сытая - жует,

Всем детям молоко дает.

(Корова)

Кто нам песенку такую

Все время поет: «Ку-ка-ре-ку!?»

(Петушок)

Зубов нет, а кусает.

(Крапива)

Длинный, зеленый,

Добрый соленый,

Вкусный и сырой.

Кто он такой?

(Огурец)

Загадки для детей младшей группы должны быть лаконичны, с яркими характеристиками, конкретными образами, не должны быть подробными.

У детей младшей группы еще мал жизненный опыт и не сформировано абстрактное мышление, поэтому, часто воспитатель сам дает ответ на загадку. Желательно отгадку показать, используя рисунки, игрушки и т.п. и обязательно еще раз повторить текст загадки. Дети будут запоминать загадку и, в следующий раз, сами ее отгадают.

Дети среднего дошкольного возраста умеют выделять в предметах различные качества и свойства (форму, цвет, величину, материал, вкус, запах, назначение и др.). Сравнивать предметы между собой.

Согласно программе воспитания в детском саду, дети этого возраста знакомятся с особенностями овощей, фруктов, характерными признаками животных, учатся наблюдать явления природы, узнают о назначении предметов домашнего обихода, транспорта.

Тематика загадок: домашние и дикие животные, предметы домашнего обихода, одежда, еда, явления природы, средства передвижения.

Загадки могут быть подробные, как рассказ о предмете. Можно подбирать загадки с простыми сравнениями и прозрачными метафорами.

Скатерть белая весь мир накрыла.

(Снег)

Колючий клубок прибежал в садок.

(Еж)

Подобные образные средства понятны детям благодаря большому внешнему сходству.

Детям средней группы воспитатель иначе преподносит загадку. Он ее загадывает, помогает отгадать, и, вместе с малышами выясняет, что именно подсказало отгадку. Тексты загадок изучаются с детьми во вторую половину дня во время индивидуальной работы. В окончание средней группы с детьми можно проводить развлечения на основе загадок.

Старшие дошкольники знакомятся с живой и неживой природой, наблюдают за животными, птицами, насекомыми, их поведением, образом жизни. Они следят за ростом и развитием растений, собирают плоды и семена, отмечают изменения погоды.

У детей углубляются знания о труде людей, орудиях труда, о транспорте, технике и ее назначении.

Тематика загадок: животные, птицы, рыбы, насекомые, растения, явления природы и их закономерности, предметы обихода, орудия труда, средства передвижения, связи, информации, спорт, человек, книга. Характеристика предмета может быть короткой, но один из признаков должен быть характерным:

Не лает, не кусает, а в дом не пускает.

(Замок)

Всегда во рту, а не проглотишь.

(Язык)

Сам черный, и не ворон,

Есть рога, и не бык,

Шесть ног без копыт.

(Рогатый жук)

Дети старшего дошкольного возраста не просто отгадывают загадку, а уже сами должны объяснить, почему именно такая отгадка. Дети могут загадывать загадки друг другу. Целесообразно проводить «Вечера загадок», развлечения с элементами соревнования, литературные викторины. Детей учат составлять описания-загадки. Чтобы описание-загадку другие дети смогли отгадать, она должна быть образной, яркой, точной. А наличие у детей необходимых умений, знаний, навыков будет зависеть от работы воспитателя с малышами и его творческого подхода к работе с загадками.

Таким образом, при подборе загадок для детей дошкольного возраста необходимо учитывать:

- соответствие тематики загадок воспитательным и образовательным задачам и жизненному опыту детей;

- полноту и конкретность характеристики предмета или явления;

- доступность языка и степени сложности художественного образа;

- тип логической задачи и характер умственной операции при отгадывании

- Загадки широко используют на занятиях, как составная часть и на специальных занятиях на загадывание и отгадывание загадок, в бытовой и игровой деятельности.

Для закрепления знаний о характерных признаках предметов, их назначении, способы использования загадки - незаменимое средство. Использование загадок на занятиях - один из важных приемов обучения. Они входят во все занятия по различным разделам программы.

Как правило, широко используются загадки на занятиях по развитию речи детей: во время наблюдений, экскурсий, экскурсий-обзоров, бесед, рассматривания картин, чтения художественных произведений, описания предметов, слушания радио, во время дидактических игр.

Загадки используют как прием, который побуждает к усваиванию знаний, необходимых для наблюдений. Например, в младшей группе, перед наблюдением за рыбкой предлагается загадка:

Стеклянный дом на окне

С прозрачной водой,

С камнями и песком на дне,

И с рыбкой золотой.

(Аквариум)

Воспитатель спрашивает: «Кто узнал этот дом? Как он называется? Чей это дом? Кто в нем живет? »

После того дети внимательно рассматривают рыбку и аквариум.

Загадки используют не только в начале, но и в процессе наблюдений. Их можно использовать как окончание и обобщение процесса наблюдения.

Экскурсию в зоопарке можно закончить загадкой:

Я куда-то ходил с папой,

Зверей видел там много:

Обезьяну, тигра, крокодила,

А птиц там разных - сила.

Слон водою нас облил.

Где я был, куда ходил?

(Зоопарк)

Экскурсию-обзор групповой комнаты целесообразно проводить с использованием загадок о предметах, которые есть в комнате. Начало занятий - рассматривание предметов с вопросами: «Из чего сделаны предметы? Для чего они нужны? Чем они похожи или отличаются?». Продолжение занятия - загадывание загадок о предметах (аквариум, часы, книги).

Очень всем нужна я -

И взрослым, и детям.

Всех я уму учу,

А сама всегда молчу.

(Книга)

Конец занятия - игра-загадывание загадок о предметах.

С загадки можно начать беседу о времени года:

Снег на полях, лед на реках,

Вьюга гуляет, когда это бывает?

(Зимой)

Загадки о книге, карандаше, можно использовать во время беседы о школе для закрепления знаний, уточнения представлений о вещах, нужных ученику:

В коробке покоятся

Зеленые, желтые, красные,

По бумаге проходили,

Цвета свои оставили.

Называются палочки эти

Цветные ... (Карандаши).

Снежные поля, черные грачи,

Хочешь умным быть – бери и учи.

(Книга, буквы)

Можно загадывать загадки о героях литературных произведений, диафильмов, мультфильмов.

В старшем дошкольном возрасте проводятся специальные занятия на загадывание и отгадывание загадок. Их может быть несколько видов, различных по своей структуре, чаще всего такие занятия проводятся в виде дидактических игр: «Назови цветок», «Кто здесь живет?», «Магазин», «Соберем посылку», «Отгадай».

Например, игра «Подбери отгадку». На больших карточках написаны загадки о времени, а на небольших полосках бумаги - отгадки. Это может быть оформлено в рисунках. Дети читают (или спрашивает воспитатель) и подбирают для загадки отгадку.

- Что идет, не двигаясь с места?

(Время)

-Что это за штука, день и ночь стучит?

(Часы)

- Черная корова весь мир поборола.

(Ночь)

С целью научить детей самостоятельно составлять загадки проводится игра «Отгадай». Воспитатель раскладывает на столе картинки с изображением хорошо знакомых предметов. Ребенок берет картинку, не показывая и не называя ее, описывает характерные признаки предмета. Все дети должны отгадать предмет по описанию.

Используются загадки и во время режимных процессов - в раздевалке, в ванной, спальне.

В раздевалке комнате во время одевания или раздевания детей можно загадать загадки об одежде и обуви.

Сплели хлев на четверых овец,

А на пятую овцу отдельно.

(Перчатка)

В спальной комнате, когда дети готовятся ко сну, или одеваются после сна, можно использовать упоминание о постели:

Не зверь, а с ногами,

Не птица, а с перьями,

Не человек, а в одежде.

(Кровать с подушкой и одеялом)

Что с земли легко поднимешь,

Но далеко не закинешь?

(Перо)

Таким образом, использование загадок позволяет воспитывать любопытного, вдумчивого, творческого ребенка. Загадки обогащают знания детей, проверяют уровень интеллектуальной подготовки, учат мыслить, обосновывать свои мысли.


На нашем сайте  Вы сможете найти много нужных и полезных материалов, необходимых в повседневной работе школьного учителя и воспитателя детского сада. Здесь и конспект урока, и классный час, и внеклассное мероприятие которые ежедневно разыскивают в сети Интернет педагоги и другие работники  школ. Все материалы представленные на сайте Вы не найдете больше нигде-это авторские материалы, размещенные педагогами. А развитие ребенка это сложный и долговременный процесс, который также проводится и в дошкольном учреждении, а помогут в этом конспекты занятий для детского сада которые используют педагоги в ДОУ наряду стаким видом деятельности как -дидактические игры в детском саду. А одним из направление по работе в школе является охрана труда в образовательном учреждении. И здесь тоже довольно много статей по данной тематике, например, несчастные случаи на производстве и множество других материалов.

Желаем Вам успехов и отличных результатов в работе.