Роль дидактических упражнений и игр в формировании грамматически правильной речи.

(1 голос, среднее 5.00 из 5)



дидактические игры, формирование грамматически правильной речи,многозначные слова

Игра является ведущей деятельностью для детей дошкольного возраста. Почти вся жизнь ребенка проходит в игровой деятельности. Все время у детей этого возраста связано с игрой, но игрой не ради развлечения, а игрой учебной, требующий сложных мыслительных операций, анализа и синтеза.

Количество игр на занятиях должно быть разумным. Уместно продумать и поэтапно их распределить: в начале занятия игра должна помочь заинтересовать, организовать ребенка; в середине занятия игра должна нацелить на усвоение темы; в конце занятия - она должна быть интересной, доступной, включать, различные виды деятельности детей. При организации игры на занятиях важно продумать и то, в каком темпе она будет проводиться.

Игра позволит ребенку овладеть также основами грамоты. Учитывая сложность звуковых наблюдений, обучение в добукварный период следует организовывать так, чтобы дошкольники воспринимали его в игровой форме, не переутомились, чтобы оно не вызывало отрицательных эмоций.

Вся учебно-воспитательная работа с детьми по русскому языку должна основываться на принципе игра-учеба, игра-воспитание, поскольку игра для детей - серьезная деятельность. Занятия, на которых дети овладевают звуковой системой родного языка, как и другие, превращаются в интересные упражнения игрового характера.

Разработаны и испытаны в занятиях с детьми дидактические игры, которые способствуют развитию монологической, связанной речи, активизации словаря ребенка:

«Придумай и расскажи сказку»

Цель: развитие доказательной речи, внимания, фантазии, навыков самоконтроля.

Инструкция: перед детьми ставится задача собрать все страницы сказки, распавшейся так, чтобы сказка была верна от начала до конца.

«Придумай сказку»

Цель: развитие монологической и связной речи.

Инструкция: перед ребенком ставится задача:

а) рассказать старую сказку на новый лад;

б) придумать и назвать свою сказку;

в) угадать название сказки и найти лишнего героя.

Фото1.

«Моделирование сказки»

Цель: развитие воображения, мышления, доказательной речи.

Инструкция: перед ребенком ставится задача найти и сложить из фрагментов героев сказки.

Фото2.

«Расскажи об этих вещах»

Цель: активизация глаголов, эпитетов, прилагательных. Развитие внимания, элементов произвольного внимания, доказательной речи.

Инструкция: ребенок должен взять один предмет и рассказать о нем все, что знает так, чтобы дети угадали его.

«Опиши рисунок»

Цель: усвоение рода существительных.

Инструкция: ребенок должен описать предмет по схеме: что это за предмет? К какой категории он относится? Какой его цвет? Каков его размер? Из чего он сделан? Для чего он нужен?

«Многозначное лото»

Цель: развитие внимания, мышления. Активизация словаря ребенка, пополнения его многозначными словами. Умение отделять главное и второстепенное в этом предмете.

Инструкция: игра проводится по принципу лото.

Фото 3.

«Поговорим о предмете»

Цель: активизация и пополнение словаря ребенка.

Инструкция: выбранный предмет описывают поочередно два ребенка. Выигрывает тот, который назвал более определений предмета и не повторился.

«Назови правильно»

Цель: правильно поставить ударение в слове.

Инструкция: воспитатель называет ряд слов и делает преднамеренную ошибку (неверный акцент). Ребенок должен остановить воспитателя и исправить ошибку.

«Пояснялки»

Цель: активизация и пополнение словаря ребенка эпитетами, синонимами, многозначными словами. Развитие внимания, воображения.

Инструкция: играть можно командами в каждой от 2 до 10 человек. Ведущая объясняет указанное на карточке слово другими словами. Перед детьми ставится задача с помощью синонимов и антонимов с определенными ограничениями добиться того, чтобы команды отгадали как можно больше слов, указанных в карточке.

«Какое слово спряталось»

Цель: активизация и пополнение словаря ребенка многозначными словами, развитие умения оперировать приобретенными знаниями.

Инструкция: необходимо внимательно осмотреть три картинки и угадать какое многозначительное слово объединяет их.

Фото 4.

«Составь слово»

Цель: развитие мышления, доказательной речи. Активизация и пополнение словаря ребенка сложными словами.

Инструкция: 1 - ребенок должен из двух простых слов, которые предложил воспитатель составить одно сложное слово, например: снег + падает = снегопад. 2 - ребенок должен из одного сложного слова сделать два простых слова, например: водопад = вода + падает.

Данные дидактические игры могут использоваться не только на занятиях в детском саду, но и дома, при общении родителей с ребенком.