Речевое развитие старшего дошкольника. (Ознакомление детей с многозначными словами).

(4 голоса, среднее 4.75 из 5)

речевое развитие дошкольника, многозначные слова

Речевое развитие старшего дошкольника определяется степенью сформированности его знаний, умений и навыков, познавательных и социальных мотивов, потребностей и интересов, а также других психических новообразований, которые составляют базис его личностной культуры. Высокий уровень речевых достижений дает ему возможность реализовать как социальную, так и интеллектуальную активность в кругу сверстников и взрослых людей. Расширение содержания потребностей в общении направляет внимание ребенка на новые аспекты действительности: на познание мира людей и взаимоотношений с окружающими, мира природы, предметно-практической и художественной действительности. Новые потребности общения обусловливают потребность и в новых средствах, которые должны помочь реализовать новые цели. Так создаются предпосылки для обогащения лексики ребенка.

Подчеркивая значение лексической работы необходимо отметить и важность работы над словом как единицей языка, и над многозначностью слов.

В раскрытие многозначности слова, мы показываем детям жизнь самого слова, потому что предметы и явления, которые соответствуют разным значениям слова, могут быть совершенно разными, не связанными или мало связанными друг с другом. Раскрытие смыслового богатства многозначного слова (а многозначительно большинство слов славянских языков) играет большую роль в формировании точности словоупотребления.

Работа над многозначностью слов обеспечивает речевое развитие ребенка и способствует формированию качественной стороны детской лексики, развития произвольности речи, умению сознательно выбирать наиболее уместны для данного высказывания языковые средства. В конечном итоге данная работа служит развития уровня общей речевой культуры.

Итак, мы предлагаем вам материал, который пригодится для развития лексической стороны речи старших дошкольников.

Беседы с дошкольниками по ознакомлению с многозначными словами: «Как Буратино готовился к школе».

Вступительная беседа: «Ярмарка слов».

В тридевятом царстве, в тридесятом государстве была особая ярмарка - ярмарка слов. На ней продавались разные слова - кому какие нужны.

Слов было много, и продавали их целыми партиями. Продавцы на все лады призывали покупателей:

- Кому, кому иглы? Иглы нужны многим; ежам, дикобразам, ершам, кактусам, соснам, елкам и, конечно, портным.

Нашло своих покупателей слово «язык». За ним выстроилась большая очередь из людей, животных, птиц. Даже очагу понадобилось это слово, какой же костер без языка пламени?

Слово «нос» был нарасхват. Оно понадобилось людям и животным, а еще лодкам, кораблям и катерам, которые стали с гордостью бороздить своими носами воды морей, океанов, озер и рек.

Слово «хвост» пригодилось всем животным, птицам, а также поездам, самолетам, ракетам и кометам. За ним сразу выстроилась большая очередь, в конце которой тоже был хвост.

-А вот шляпы! Кому шляпы? - Кричали продавцы.

К ним подбегали женщины, ведь шляпы - неотъемлемая часть их туалета.

Когда женские шляпы были распроданы, к продавцу неуклюже, подпрыгивая на одной ноге, приковыляли грибы и гвозди. Им тоже достались шляпы: грибам - хрупкие, разноцветные, гвоздям-прочные и железные.

-У кого нет рукавов? Немедленно купите! - Советовали зазывалы.

За рукавами выстроились платья, костюмы, пальто, блузки, футболки, другая одежда. А потом ... прибежала река, и от нее во все стороны сразу разбежались журчащие и разговорчивы рукава. А через минуту примчались пожарные: шланги, которыми они пользовались при тушении пожара, так похожие на длинные рукава, которые так и стали называть,

Слово «дворник» очень понравилось человеку, который убирает мусор на улице и во дворе, а также шоферу, которому нужно очищать стекло машины от потоков дождя и капель грязи, ведь устройство на переднем стекле машины, которое выполняет эту работу называется дворником.

Поля достались крестьянам и фермерам. Где же им выращивать урожаи и пасти скот? Слово «поля», на свою голову, приобрели ученики, и с тех пор на полях их тетрадей строгие учителя отмечают ошибки и ставят оценки.

Без полей не могли обойтись издатели книг, журналов и газет: на их страницах обязательно должны быть чистые места по бокам от напечатанного текста - это и есть поля. Поля понадобились спортсменам, чтобы соревноваться и тренироваться. А еще, поля пригодились шляпам - чтобы защищать нас от солнца. Самолетам и вертолетам тоже понадобились поля - чтобы осуществлять посадку.

- Кому в хозяйстве нужна плитка? - Не унимались продавцы.

Плитка понадобилась многим. Хозяйки готовят на ней обед. Мастера кафельными плитками выкладывают ванную и кухню, чтобы было чисто и красиво.

За этим словом пришла и шоколадка. «Хочу, чтобы меня называли плиткой шоколада!» - Сказала она сжав губки.

- Только у нас и только сейчас - ножки всех размеров и видов,-продолжалась оживленная торговля. За ножками спешили столы, стулья, шкафы, кровати, диваны - одним словом, мебель. Весело пританцовывая, прибежали дети на своих ножках. Охая и вздыхая, приковыляли грибы и цветы, каждому из них нужна была всего одна ножка!

Торговля шла бойко. Одни слова покупали одни покупатели, другие - другие. Вот и получилось, что одно и то же слово мы можем встретить в нескольких местах, но разных по своему значению.

Кто во что играет?

А мне нравится играть со словами. Все дети любят играть с куклами, машинами и другими игрушками, а еще в компьютерные игры.

Вы думаете, что только дети играют? Взрослые тоже любят играть. Они играют на разных музыкальных инструментах-скрипках, пианино, барабанах Актеры и актрисы в фильмах и спектаклях играют разные роли. А еще взрослые играют на биржах: что-то там покупают, продают и очень огорчаются, когда проигрывают, некоторые из-за этого даже плакать начинают.

Есть и другие игры у взрослых, в которые они играют, когда у них появляются свободные деньги и время. Мне эти игры, правда, не очень нравятся; рулетки всякие, карты, бильярд. Играя в них, взрослые, наверное, вспоминают, как были маленькими детьми и целый день только и делали, что играли. А сейчас им, бедным, приходится только работать. Так, пусть себе иногда играют, лишь бы при этом о делах не забывали, а еще о том, что у них дети есть, которые очень любят, когда с ними играют их взрослые папы и мамы.

Летите, голуби, летите!

Летят годы, дети взрослеют, у них появляются свои дети, и вот, сидя вечером за столом, взрослые починают вздыхать: - «Как быстро летит время!».

Когда я впервые эти слова услышал, представил себе самолет, который высоко летит в небе. А еще птицы, быстро и красиво летят в воздухе. Задумался я, о еде забыл, ложку выпустил, и тут до меня доносится голос папы Карло: - «Ты у меня сейчас из-за стола вылетишь, если есть не хочешь!». Сказал он это вовсе не грозно, даже можно сказать - шутливо. И я вспомнил, как уже летал, уцепившись за лапы лебедя, а еще с моста в реку. От этих воспоминаний на меня такой смех напал, что я не удержался и полетел со стула на пол. Вот тогда уже досталось мне от папы Карло!

А мой старинный приятель Петя недавно из института вылетел, потому что все экзамены завалил. Теперь он служит десантником и летает на больших самолетах. Из этих самолетов его сбрасывают, и он летит уже на парашюте. Петя рассказал, что когда их поднимают среди ночи по тревоге, надо быстро лететь и строиться. Жаль, что я ростом не вышел, а то бы тоже в десантники пошел!

Блестит ли золото?

Гуляем мы как-то с собакой. Я его на поводок не беру: он послушен! Навстречу женщина собаку ведет, вернее - собака ее за собой ведет, а женщина едва успевает ноги переставлять. Поравнялась со мной и говорит: - «Твой пес золото ...». Хотела еще что-то сказать, но ее собака дальше поволокла. Посмотрел я на своего пса. Чего, думаю, он золото? Цвета он черного, а золото - желтое. На ощупь он мягкий, пушистый, золото - металл, да и еще и твердое.

Решил спросить у папы Карло, что бы это значило? А у него товарищ сидит, стул ремонтировать принес. Папа Карло стул починил, отдал. Товарищ говорит: «Руки у тебя, Карл, золотые, цены им нет, и вообще золотой ты человек, никогда никому ты в помощи не откажешь». Сказал «спасибо», и ушел.

Я подошел к папе Карла ближе и стал его рассматривать: может где золото заблестит? Нет, не блестит ничего. Ладно, спрошу:

-Папа Карло, что ты из золота сделан?

-Нет! - Отвечает он.

-Чего же тогда товарищ тебя «золотым» человеком назвал?

-Ну, это он сильно преувеличил. А вообще, «золотым» называют человека дорогого, бескорыстного, трудолюбивого. Но это вовсе не означает, что он должна быть сделан из золота. Просто очень хороший, вот и все!

-А я думал, Мальвина мне вчера сказала: - «Буратино, ты такой хороший, у тебя золотое сердце! Я обрадовался, думал получить свое сердце и сделать из него много - много золотых монет для папы Карло, но нельзя ... »

- Не печалься, золотко мое - сказал папа Карло. - Не надо мне никаких золотых монет, ты мое золото!

О замках, замке и ключах.

Я, конечно, сокровище, а сокровище, как известно за семью замками держат и, как правило, в замках. А мы с папой Карло в кладовке живем. Не могу сказать, что плохо, ведь золотой ключик открыл нам дорогу к счастью. И теперь я понимаю: самое главное в жизни - это знание. Они-ключ ко всем открытиям и свершениям. Я такие открытия каждый день делаю! Вот недавно изучил я словарь и узнал, что слово «ключ» означает не только те железные штуковины, что двери и замки отпирают в замках и домах, но и еще что-то.

В шоферов и слесарей имеются гаечные ключи, которыми они закручивают и откручивают болты и гайки и без которых нельзя починить машину, систему отопления или водопровод.

У разведчиков есть самый интересный ключ - ключ к шифру, с помощью которого можно прочитать зашифрованные послания или записку с важным сообщением. Зашифрованное сообщение можно передавать на большие расстояния с помощью рации. В ней тоже есть ключ, только ключ передач, открывающий азбуку Морзе (точка - тире - точка ...).

Еще ключом называют источник с чистой, свежей и прохладной водой. Этот ключ такой радостный, звонкий, искрящийся.

О человеке веселом и жизнерадостном тоже говорят: «Жизнь бьет в нем ключом».  Я это про себя часто слышал.


На нашем сайте  Вы сможете найти много нужных и полезных материалов, необходимых в повседневной работе школьного учителя и воспитателя детского сада. Здесь и конспект урока, и классный час, и внеклассное мероприятие которые ежедневно разыскивают в сети Интернет педагоги и другие работники  школ. Все материалы представленные на сайте Вы не найдете больше нигде-это авторские материалы, размещенные педагогами. А развитие ребенка это сложный и долговременный процесс, который также проводится и в дошкольном учреждении, а помогут в этом конспекты занятий для детского сада которые используют педагоги в ДОУ наряду стаким видом деятельности как -дидактические игры в детском саду. А одним из направление по работе в школе является охрана труда в образовательном учреждении. И здесь тоже довольно много статей по данной тематике, например, несчастные случаи на производстве и множество других материалов.

Желаем Вам успехов и отличных результатов в работе.