Организация эколого-развивающей среды в детском саду. Экологическая тропа.

(5 голоса, среднее 3.40 из 5)



 Образовательные статьи :: Организация эколого-развивающей среды в детском саду. Экологическая тропа. 

В настоящее время в воспитании и обучении дошкольников используется большое количество разнообразных программ и технологий. Все они направлены на создание условий для счастливого, радостного проживания дошкольных лет жизни и на полноценное развитие каждого ребенка.

Однако постоянно регламентированная взрослыми деятельность детей, направленная на обязательное выполнение программы каждым, зачастую, как показывает практика, не способствует ни развитию индивидуальности, ни росту тех показателей, которые гарантируют ребенку полноценное развитие.

Анализ психолого - педагогической литературы показал, что развитие творческой личности ребенка во многом зависит от организации предметно-развивающей среды в ДОУ. (Эта позиция подтверждена исследованиями T. С. Выгодского, Н. Н. Поддъякова, С.. Новоселовой и др.)

Известно, что к самостоятельным активным действиям ребенка побуждает не взрослый, а предметный мир. Вот почему так важно создание в ДОУ предметно-развивающей среды, которая должна предоставлять ребенку условия для творческого, духовного и физического развития, возможность «вычерпывать» из нее информацию, соответствующую интересам, потребностям и возможностям ребенка.

Целью работы детского сада является воспитание нравственно-патриотической и физически здоровой, всесторонне развитой личности ребенка. Условие реализации данной цели-это создание естественной для ребенка среды жизнедеятельности, знакомство с социальной и природной средой микрорайона, отдельными страницами истории и культуры малой родины. Детей дошкольного возраста чаще всего называют «почемучками». У них велика потребность в познании, желании открывать мир, людей, природу. В силу своих возрастных особенностей они всегда готовы откликнуться (прежде всего эмоционально) на все окружающее, новое в жизни. Именно эколого-познавательная деятельность дает дошкольнику возможность контакта с окружающим миром, убедительные, яркие, наглядные ответы на возникающие вопросы, формирует образ Родины. Эта деятельность удовлетворяет и естественную потребность дошкольников в движении, позволяя им быть на свежем воздухе в любое время дня и года.

Конечно, возможности воспитания экологической культуры и патриотизма у подрастающего поколения не реализуются сами по себе-необходима целенаправленная систематическая деятельность педагогов, разработка программ, маршрутов, методических рекомендаций, построение эколого-развивающей среды.

При работе в данном направлении педагогами детского сада может быть спланирована экологическая тропа, которая соединит в себе несколько функций: познавательную, оздоровительную, развивающую и эстетическую. Также педагогами могут быть созданы отдельные уголки ландшафтных пейзажей (например): «В гостях у Гусенички», «Искусственный водоем с речными карасями», «Деревенская околица», «В гостях у Гномика» и др., которые будут удивлять и радовать детей своей необычностью и оригинальностью оформления.

Вхождение ребенка в мир природы происходит с помощью взрослых. Можно использовать экологическую тропу для проведения наблюдений, экскурсий, экологических праздников, игр, театрализованных занятий. Очень важно помнить об интегрированном подходе: свои впечатления об увиденном дети выражают на занятиях по музыке, изобразительной деятельности, театрализованной деятельности, подвижных играх. В состав видовых точек экологической тропы включать большое количество разнообразных и привлекающих внимание ребенка объектов: различные виды дикорастущих и культурных растений (деревьев, кустарников, трав), мхи, грибы на живых и мертвых деревьях, старые пни, муравейники, гнезда птиц на деревьях, микроландшафты разных природных сообществ (луга, леса), клумбы, отдельные красиво цветущие растения, места регулярного скопления насекомых (например, жуков - солдатиков). К выбору объектов можно привлекать детей. Возле каждого объекта тропинки выставляется табличка с номером и символом, описание которого дано в «Паспорте экологической тропы».

Паспорт содержит картосхемы тропы с указанием изучаемых объектов: одна (более сложная) для педагогов, вторая (простая) для детей. Так, при описании дерева даются его биологические, экологические характеристики, особенности распространения, происхождение названия, народные названия, отражение его образа в фольклоре (сказки, загадки, пословицы), песнях, стихах, отмечается его связь с другими растениями и животными, роль в жизни людей (оздоровительная, эстетическая и т. д.).

Экологическая тропа позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе. Часто у воспитателей возникает вопрос: нужно ли сразу посещать все точки тропы? Конечно, нет. Все зависит от возраста детей и ваших целей. В разное время вы можете посещать разные точки, даже одну точку за прогулку. Одни и те же объекты можно посещать много раз, особенно в разные сезоны года. Если у вас ознакомительная прогулка, можно посетить разные точки, если же вы преследуете конкретную цель (например, при помощи лупы исследовать пень), то ограничитесь только одним объектом. Для повышения интереса детей к занятиям на тропе педагогам можно выбрать «хозяина тропы»-сказочного героя Лесовичока. Периодически этот персонаж может «оживать», участвовать в театрализованных праздниках, проводить занятия на тропе, посылать детям письма - задания, за выполнение которых оставлять на своей тропе сюрпризы: конфеты, орехи на деревьях и т. п.

Мы совершаем прогулки по тропе не только для того, чтобы подышать свежим воздухом, но чтобы проникнуть в тайны природы, жизнь ее обитателей, полюбоваться ее красотой. Мы приходим туда как гости, которые не должны нарушать жизнь хозяев, вести себя скромно, соблюдать правила поведения. Придя на тропу, обязательно здороваемся: «Здравствуй, лес, прекрасный лес, полный сказок и чудес!», уходя, говорим: «Спасибо!» Самое главное правило для нас: «Лес любит тишину!» Нельзя рвать цветы, разрушать птичьи гнезда, муравейники, брать домой животных, ломать деревья, уничтожать насекомых, сбивать ногами грибы, разводить костры и т. д. Все эти правила можно составить на занятиях и разместить на экологической тропе в виде различных природоохранных знаков. В основе этих запретов лежит понимание того, что растения, животные, все обитатели леса так же, как и люди, растут, дышат, питаются, размножаются, и в их жизнь нельзя бесцеремонно вторгаться.

Во всех групповых комнатах детского сада можно проектировать уголки природы с целью создания особой, неповторимой обстановки, которая вызывает у детей положительные эмоции, помогает им расслабиться, отдохнуть и в то же время делает очень привлекательной для ребят любую деятельность в этом уголке, предоставляет им условия для самостоятельных наблюдений, игр, ухода за живыми объектами. В уголках природы размещены представители растительного и животного мира. Помимо растений, здесь размещены: аквариум с рыбками, клетки для волнистых попугайчиков, террариумы. Все это удачно вписывается, на наш взгляд, в «зеленое царство» комнатных растений, здесь же имеется уголок для инвентаря по уходу за растениями и прочего оборудования, что дает возможность ребенку наблюдать за ними, проводить опыты, устанавливать причинно-следственные связи. Карты, схемы, атласы животного и растительного мира позволяют малышу представить окружающий мир во всем его многообразии, стимулируют его познавательную активность. Природный материал (камушки, ракушки, мох, шишки, веточки, желуди и др.), находящийся здесь, позволяет играть, исследовать его, экспериментировать с ним, воссоздавать ландшафты, моделировать природные зоны. С помощью календарей погоды дети учатся определять сезонные явления (t воздуха, силу ветра, осадки).

Для развития познавательной активности детей, формирования навыков исследовательской деятельности, развития их интеллекта и представлений об окружающей природе в групповой комнате подготовительной к школе группе можно создать мини-лабораторию. В ней воспитанники превращаются в «ученых», которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения над разными природными материалами. Ее содержание составляет следующее оборудование: лупы, весы, магниты, микроскоп, термометры (для измерения температуры - воздуха, воды, тела), воронки, разовые стаканчики и контейнеры (разного размера), пластмассовые бутылочки, мерные ложечки и стаканчики, вата, цветные пузыри, песочные часы, тарелочки, сантиметр, метр деревянный, мензурки, краски, жидкое мыло, салфетки, образцы ткани разной фактуры, бумага (разного качества), свечи, коллекции камней, видов почвы (чернозем, глина, песок), ракушек, семян (фасоль, горох, кукуруза, пшеница), природный материал, бросовый материал (катушки, резинки, шнурки, пуговицы, спички (без серы), нитки, кора деревьев (тополя, березы, липы, дуба), крупы (рис, гречка, пшено, манка), продукты (соль, сахар, мука, крахмал, лимонная кислота, растительное масло).

На подоконниках во всех группах можно оборудовать мини-огороды (лук, чеснок, петрушка).

В экологических уголках нужно организовать библиотеки, в которых собрать разнообразные красочные книги, энциклопедии для детей, дидактические экологические игры, магнитофон.

Надеемся, что ваши труды помогут воспитать детей любознательными, любящими, умеющими жить в согласии с природой.

Главное, чтобы каждый понял: «Ты пришел в гости в природу - не делай ничего, чтобы счел неприличным сделать в гостях» (Д. Арманд).