Конспект логопедического занятия в 1 классе «Путешествие в страну звуков. Дифференциация звуков [С-Ш]»

(1 голос, среднее 4.00 из 5)

Цели:

1. Развитие фонетически чистой, грамматически правильной, лексически развитой речи.

2. Развитие мышления, внимания, воображения, слуховой, зрительной памяти.

3. Воспитание культуры общения и умения работать в группах.

Оборудование: зеркала, таблички с буквами С и Ш, замок звука «с», замок звука «ш», рисунок паровоза с вагонами, цветные карандаши, тетради.

Ход логопедического занятия в 1 классе «Путешествие в страну звуков. Дифференциация звуков [С-Ш]»

1. Организационный момент.

Логопед. Здравствуйте дети. Приведите себя в порядок и настройтесь на работу. Я буду читать вам  стихотворения, а вы слушайте меня внимательно, и при помощи поднятия руки не выкрикивая с места, определите, какой звук чаще всех повторяется.

Пишет школьник Паша               Самолёт построим сами,

шапка, шайба, каша,                Понесёмся над лесами.

мышка, мошка,                         Понесёмся над лесами,

шутка, шахматы, мишутка. (Ш) А потом вернёмся к маме. (С)

Дети определяют одинаковые звуки С, Ш.

2. Сообщение темы занятия.

Логопед. Правильно. Сегодня на занятии мы и будем учиться различать эти  звуки по артикуляции и на слух.

3. Артикуляционная гимнастика.

Логопед

1. «Улыбочка — трубочка»

Наш урок начинается, все улыбаются и делают губки трубочкой.

2. «Лопаточка»  (подуть на кончик языка)

Язычок широкий, гладкий – получается лопатка!

3. «Качели»

Вверх – вниз, вверх – вниз.

Ты качаться не ленись.

Выше вверх и ниже вниз,

Язычок не торопись!

4. «Чашечка» (подуть на кончик носа)

Любим пить мы крепкий чай

Ну-ка чашку поднимай!

Молодцы, ребята очень хорошо делали арт. гимнастику, старательно.

4. Уточнение знаний о звуках «С-Ш».

а) Артикуляция звуков.

Звук С – согласный, так как есть преграда – язык. Губы улыбаются. Кончик языка лежит внизу, упираясь в передние зубы. Воздушная струя длительная, холодная, выходит по желобку, расположенному по средней линии языка.

Звук Ш – согласный, так как есть преграда – язык. Губы округлены, слегка вытянуты вперёд. Кончик широкого языка поднят вверх. Язык принимает форму «чашечки». Воздушная струя длительная, тёплая, направлена вперёд.

б) Изолированное произношение звуков «С-Ш».

в) Характеристика звуков (общее – согласные, глухие, парные; различие – звук С – бывает твёрдый и мягкий, а звук Ш – всегда твёрдый).

г) Игра «Узнай букву».

Молодцы! Всё вспомнили про звуки.

5. Дифференциация звуков в слогах.

а) Логопед. Решили звуки С и Ш совершить путешествие. Мы отправляемся вместе с ними.

Встретили звуки С, Ш гласные «а,о,у,ы» и подружились.

Что получилось? Как вы думаете?

Дети. Слоги.

Логопед. Давайте прочитаем их. (Чтение слоговых таблиц)

Игра «Наоборот»

са-ша          ас-аш          ста-шта          аст-ашт

со-шо         ос-               сто-                ост-

су-шу         ус-               сту-                уст-

сы-ши        ыс-              сты-                ыст-

сэ-ше          эс-               стэ-                 эст-

б) Потом решили слоги поговорить друг с другом: «Са-са, Ша-ша». (Удивлённо, с оживлением.) «Су-су! Шу-шу!» (С восхищением.) «Со-со-со. Шо-шо-шо». (Грустно.)

Дети повторяют слоги с выражением эмоций.

Спасибо вам ребята!

Хорошо исполнили роли

6. Дифференциация звуков в словах.

Логопед. Пошли звуки [С и Ш] дальше и оказались в густом лесу. Заблудились. Давайте поможем им найти своё место в словах.

. тару . шка                                             . ви . ток

ве . ну . ки                                               . тра . ный

. а . лык                                                   пу . и . тый

. олны . ко                                               . у . трый

Вы рады, что помогли звукам выбраться из густого леса?

7. Физминутка.

Логопед. Изобразите мимикой и позами предметы и существа, увиденные вами в лесу. На-на-на, изображаем мы слона. Ву-ву-ву, изображаем мы сову. Лёт-лёт-лёт, полетим как самолёт. И т.д.

8. Произношение звуков [С, Ш] в словах.

Логопед. Вышли звуки [С и Ш] из густого леса и попали в страну чудес. Ой! Да здесь все слова с нашими звуками живут! Решил звук [С] построить свой волшебный замок, а звук [Ш] свой замок.

Давайте дети поможем им.

Дети выбирают картинки в названии которых есть звуки [С, Ш] и определяют место звука в слове. (Работа в группах.)

9.Словообразование.

Логопед. Наше путешествие продолжается. Мы отправляемся в страну вопросов, но чтобы не остаться в этой стране навсегда вам нужно ответить на все вопросы полным ответом.

Кто поднимает штангу? (штангист)

Кто играет в шахматы? (шахматист)

А кто играет в хоккей? (хоккеист)

Кто водит поезда? (машинист)

А кто водит такси? (таксист)

Кто играет на пианино? (пианист)

Кто играет на гитаре? (гитарист)

Молодцы ребята!

Ни кто не остался в стране вопросов.

10. Зрительная гимнастика.

Логопед. Мы с вами прошли долгий путь. Наши глазки устали. Давайте отдохнём. Послушайте загадку.

Эта хищница болтлива,      Р                   О

Воровата, суетлива,                    К

Стрекотунья белобока,                            А

Азовут её……(сорока).        О                       С

Дети читают глазками это слово на доске.

11. Произношение звуков в рифмованных фразах.

Логопед. Ребята, а вы знаете, что сорока на хвосте принесла нам сообщение. В городе чудес поселился страшила. (Выставляется картинка Страшила.) Он сочинил для нас стихи. Послушайте.

Логопед читает рифмовки-путаницы.

Кошка ловит «миску»,

Мама моет «мышку».

На виду у детворы

«Крысу» красят маляры.

Пожарный носит «кашку»,

Саша ела «каску»

Танцует Миша в «Машке»

Конфету дали «маске».

Логопед. Красивые у Страшилы получились стихи? Чтобы Страшила вернул звуки [с - ш] и слова на место, скажем ему добрые слова от слов, которые я назову: ласка…(ласковый), слава… (славный), послушание… (послушный), смелость…(смелый). Ура! Страшила возвратил «перепутанные» звуки [С - Ш]на место и отдал правильные слова.

Дети хором вместе с логопедом повторяют рифмовки, заменяя «путаные» звуки и слова на правильные.

Молодцы ребята! Помогли вернуть звуки и слова на место и освободили страну чудес от Страшилы.

12. Работа в тетради.

Логопед. Долго путешествовали звуки [С и Ш]. Решили сесть на поезд и вернуться домой к согласным звукам. Но чтобы поезд остановился на нужной станции вам нужно придумать предложения со словами, которые едут в этом поезде и записать их в тетрадь, выделяя дежурные звуки цветными карандашами (на доске по является поезд с вагонами и картинками, в названии которых есть звуки [С и Ш]).

Хорошо ребята! Помогли звукам вернуться домой!

13. Работа с пословицей.

Логопед. На прощание наши герои оставили вам письмо, но так получилось, что слова рассыпались, а буквы убежали. Давайте подружим слова и вставим пропущенные буквы.

«Не спеши языком, спеши делом».

Логопед. Как вы понимаете эту пословицу?

Вот и мы с вами совершили большое дело. Помогли звукам [С и Ш] совершить большое путешествие и вернуться домой.

Спасибо вам!

14. Итог занятия.