Конспект логопедического занятия в 1 классе «Согласный звук [ж], буква Ж»
Задачи урока:
Грамматика – Дифференциация предлогов «на» и «под».
Коррекционно-развивающие. Познакомить с характеристикой согласного звука [ж]; упражнять детей в выделении данного звука в слове, определении его места в слове. Развивать внимание, слуховое восприятие, связную речь.
Воспитательные – воспитывать чувства любви и уважения к природе.
Оборудование. Нарисованные буквы Ж разного размера и цвета. Таблички с названиями предлогов (НА и ПОД), модели предлогов, нарисованный жук, модель звука [Ж], условные карточки для характеристики звука, рисунки с положением органов артикуляции при произнесении звука [Ж]., сигнальные карточки «Светофор» (синий и зеленый цвета). Нарисованные цветы с гласными буквами. Карточки и фишки для звукового анализа. Таблички со словами «ромашка – на ромашке – под ромашкой»; «дерево – на дереве – под деревом». Картинки на отгаданное слово (ножницы, ёж, жираф). Предметные картинки для составления предложений с предлогами НА и ПОД. Наглядность «Зеленая поляна». Заготовки для практического задания на каждого ребенка. Цветные карандаши.
Методы: игра.
Приемы: сравнение, обобщение, классификация, анализ, синтез.
Ход логопедического занятия в 1 классе «Согласный звук [ж], буква Ж»
1.Организационный момент
Учитель читает стихотворение о жуке, выделяя в словах звук [ж].
Я в саду поймал жука.
Жук, жужжа, шагал по тропке.
Поживи-ка, жук, в коробке,
Пожужжи-ка там пока.
Рассердился жук, брюзжа:
«Не хочу жужжать, лёж-жа.
Если долго я леж-жу –
Выхожу из терпеж-жу.
У ж-жуков другой реж-жим!
Мы свободой дорож-жим!
Обиж-жать жуков не нужно,
Нужно жить с ж-жуками друж-жно,
Уваж-жать и обож-жать,
И в коробки не саж-жать!»
У жука броня крепка,
У жука внутри жужжалка.
Мне жука немножко жалко
Выпускать из коробка.
Только жук в неволе жить
Не желает, вот досада.
Что же, жук, гуляй по саду.
Жук, давай с тобой дружить!
2. Введение в тему урока: целевая установка учащихся.
- Ребята, о чем говорится в стихотворении?
- В стихотворении говорится о жуке.
- Подумайте, правильно ли поступил мальчик, когда спрятал жука в коробку? Почему?
- Нет не правильно, потому что насекомых нельзя брать в руки и прятать в банки и коробки.
- Какой звук в этом стихотворении я выделяла очень часто?
- Звук [Ж]
- Какой буквой на письме обозначается звук [Ж]?
- Буквой Ж.
- Посмотрите внимательно вокруг себя. Вы что-нибудь заметили?
(В классе повсюду расположены нарисованные буквы Ж).
- Скажите, где вы видите буквы Ж?
- на шторе, на окне, на доске, под партой, под книгой, под доской.
Сообщение темы урока.
- Сегодня на уроке мы будем слушать и произносить звук [Ж] Научимся употреблять в речи предлоги НА и ПОД (появляются таблички с названием предлогов и модули предлогов) будем строить с этими предлогами предложения.
- А поможет нам сегодня на уроке Жучок.
- Давайте с ним познакомимся.
Речевая разминка "Здравствуй, Жучок".
(дети по очереди произносят фразу «здравствуй, Жучок», четко проговаривая каждый звук).
3. Работа со звуком. Характеристика звука по артикуляционным и акустическим признакам.
- Ребята, а что вы можете рассказать про звук [Ж]?
- Звук [Ж] согласный, всегда твердый, звонкий. Имеет парный глухой звук [Ш]. (характеристика звука дополняется условными карточками).
- давайте посмотрим на модуль звука [Ж], какое положение принимают наши губы, зубы, язык?
(Дети вместе с учителем анализируют артикуляционный уклад, делают вывод, что при произнесении звука [Ж] губы округлены и слегка вытянуты вперед. Зубы сближены, но не соприкасаются. Кончик языка широкий, поднят к альвеолам, но не прижат к ним. Средняя часть спинки образует «чашечку». Воздушная струя широкая и теплая).
Артикуляционная гимнастика.
- Для того, чтобы хорошо произносить этот звук, выполним артикуляционную гимнастику.
Упражнения с наглядным и речевым сопровождением.
- язычок знаком вам, дети, мы его улыбкой встретим (улыбочка);
- улыбнулся широко и открыл свое окно (окошечко);
- он окно не закрывает, кверху кончик поднимает (потяни язык к носу);
- он окно не закрывает, книзу кончик опускает (потяни язык к подбородку);
- язычок стал маляром, аккуратно красит дом (маляр);
- на качелях оказался, вверх взлетал и вниз спускался (качели);
- поспешил на ипподром, на лошадку сел верхом (лошадка);
- язычок остановился в гриб на ножке превратился (грибок)
- язычок чуть-чуть устал и немножко полежал
- теплый ветерок – шалун, окна настежь распахнул.
Молодцы. Давайте поиграем в игру «Поймай звук». Будем ловить звук [Ж] с помощью сигналов светофора. Вспомним, у нашего светофора два сигнала: синий и зеленый. Какой сигнал поднимем, если услышим звук [Ж]?
- поднимем синий сигнал, т.к. звук [Ж] всегда твердый, а твердость обозначается синим цветом
Я буду называть вам различные слова. А вы слушайте внимательно.
Речевой материал: лужа, кошка, хлопок, щипцы, каша, жёлудь, озеро, журнал, пожар, кошмар.
- а теперь, каждый из вас назовет по одному слову со звуком [Ж].
4. Упражнения в произношении звука в слогах и словах
Ребята, звук [Ж] такой веселый – ведь его можно жужжать. Давайте пожужжим, как большие жуки (громко). А теперь как маленькие жучки (тихо)
- ЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖ
- А можно даже спеть песню Жучка. Посмотрите, на доске есть ромашки с гласными звуками. Давайте произнесем их. Представим, что мы жуки. Будем жужжать до тех пор, пока не приземлимся на ромашку. А когда приземлимся, то плавно, не прекращая жужжать произнесем звук на который присели.
Таким образом, получается: жжжжжж-а, жжжжжж-о, жжжжжж-у, жжжжжж-и, жжжжжж-э.
- Ребята, повторяйте за мной:
Жу-жу-жу, жу-жу-жу,
На лужайке я жужжу!
На лужайке я жужжу!
Над ромашками кружу!
Ответы детей
Звуковой анализ слов. Определение наличия, места звука в слове.
- Сегодня жук принес загадки. Да не простые. Каждое отгаданное слово имеет в себе звук [Ж].. Отгадаем все загадки, и определим место звука [Ж] в слове.
Инструмент бывалый –
Не большой, не малый.
У него полно забот:
Он и режет, и стрижет
(ножницы)
Он ходит, голову задрав,
Не потому, что важный граф,
Не потому, что гордый нрав,
А потому, что он…
(жираф)
Все детки на ветках
С рожденья в беретках.
С деревьев упадут –
Береток не найдут.
(желуди)
На лужайке,
На ромашке
Жук сидел в цветной рубашке.
Жу-жу-жу, жу-жужу.
Я с ромашками дружу.
Тихо по ветру качаюсь,
Низко-низко наклоняюсь
Работа над словом. Употребление предлогов НА и ПОД.
- Ребята, наш друг Жук живет очень далеко на Зеленой поляне. Он очень любит свою поляну, потому что на ней очень много зелени и цветов. Летел наш Жук, летел и вот решил сесть …(на ромашку). Куда сел жук?
- дети повторяют «Жук сел на ромашку».
- Какой предлог мы применили в этом предложении?
- мы применили предлог НА.
- Жук грелся на солнышке, и ему стало жарко. Тогда он, наоборот, спрятался… (под ромашку). Куда спрятался Жук?
- Жук спрятался под ромашку.
- Какой предлог мы применили в этом предложении?
- мы применили предлог ПОД.
- Иногда жук любил посидеть …(на дереве). Где любил посидеть Жук?
- Жук любил посидеть на дереве.
- Какой предлог мы применили в этом предложении?
- Поскольку Жук был очень общительный, он любил пообщаться с другими жуками, которые жили…(под деревом). Где жили друзья Жука?
- Друзья Жука жили под деревом.
- Какой предлог мы применили в этом предложении?
- Сейчас я буду показывать вам таблички со словами, которые встречались в моем рассказе про жука, а вы к этим словам попробуйте подставить предлоги НА и ПОД и произнести полученное слово. Посмотрим, как оно изменится.
Слова: ромашка – на ромашке – под ромашкой (логопед демонстрирует таблички с измененными словами); дерево – на дереве – под деревом;
- Молодцы. А вы запомнили, где жили друзья Жука?
- Друзья Жука жили под деревом.
Работа над предложением.
- Посмотрите, что принес с собою Жучок. Что это?
- Жучок принес картинки.
- Давайте назовем, что изображено на картинках
- Дети называют изображенные предметы.
- Жучок предлагает нам составить с этими словами предложения, используя предлоги НА и ПОД. Например, Котенок лежал на кровати. Клубок закатился под шкаф.
Дети самостоятельно строят предложения по предложенным парам картинок.
- сколько слов в предложении, которое ты составил (а)?
- в этом предложении …слов.
Двигательное упражнение в сопровождении речи.
Жук
-жук, жук, пожужжи,
(2 прихлопа, 3 притопа)
Где ты прячешься, скажи?
(имитируют, что ищут жука)
-Жу-жу- жу, жу-жу-жу,
(смыкательные движения кистями рук)
Я на дереве сижу.
(складывают руки на голову)
- жук, жук, покажись!
(2 прихлопа, 3 притопа)
Надо мною покружись!
(кружатся вокруг себя, расправив руки)
-Жу-жу-жу, жу-жу-жу,
(смыкательные движения кистями рук)
Я летаю и жужжу
(кружатся вокруг себя)
Практическое задание.
Детям на листочках предлагаются перепутанные изображения, которые обозначены определенными буквами. Необходимо раскрасить цветными карандашами только те, которые отмечены буквой Ж. Таким образом, появляется рисунок, в названии которого есть звук [Ж].
5. Подведение итогов занятия.
- С каким звуком мы сегодня работали на уроке?
- какие предлоги мы учились с вами употреблять?
- Кто помогал нам выполнять задания?
- Понравилось ли вам занятие? Чем?