Конспект логопедического занятия в 1 классе «Согласный звук [ж], буква Ж»

(1 голос, среднее 5.00 из 5)



Задачи урока:

Грамматика – Дифференциация предлогов «на» и «под».

Коррекционно-развивающие. Познакомить с характеристикой согласного звука [ж]; упражнять детей в выделении данного звука в слове, определении его места в слове. Развивать внимание, слуховое восприятие, связную речь.

Воспитательные – воспитывать чувства любви и уважения к природе.

Оборудование. Нарисованные буквы Ж разного размера и цвета. Таблички с названиями предлогов (НА и ПОД), модели предлогов, нарисованный жук, модель звука [Ж], условные карточки для характеристики звука, рисунки с положением органов артикуляции при произнесении звука [Ж]., сигнальные карточки «Светофор» (синий и зеленый цвета). Нарисованные цветы с гласными буквами. Карточки и фишки для звукового анализа. Таблички со словами «ромашка – на ромашке – под ромашкой»; «дерево – на дереве – под деревом». Картинки на отгаданное слово (ножницы, ёж, жираф). Предметные картинки для составления предложений с предлогами НА и ПОД. Наглядность «Зеленая поляна». Заготовки для практического задания на каждого ребенка. Цветные карандаши.

Методы: игра.

Приемы: сравнение, обобщение, классификация, анализ, синтез.

Ход логопедического занятия в 1 классе «Согласный звук  [ж], буква Ж»

1.Организационный момент

Учитель читает стихотворение о жуке, выделяя в словах звук  [ж].

Я в саду поймал жука.

Жук, жужжа, шагал по тропке.

Поживи-ка, жук, в коробке,

Пожужжи-ка там пока.

Рассердился жук, брюзжа:

«Не хочу жужжать, лёж-жа.

Если долго я леж-жу –

Выхожу из терпеж-жу.

У ж-жуков другой реж-жим!

Мы свободой дорож-жим!

Обиж-жать жуков не нужно,

Нужно жить с ж-жуками друж-жно,

Уваж-жать и обож-жать,

И в коробки не саж-жать!»

У жука броня крепка,

У жука внутри жужжалка.

Мне жука немножко жалко

Выпускать из коробка.

Только жук в неволе жить

Не желает, вот досада.

Что же, жук, гуляй по саду.

Жук, давай с тобой дружить!

2. Введение в тему урока:  целевая установка учащихся.

- Ребята, о чем говорится в стихотворении?

- В стихотворении говорится о жуке.

- Подумайте, правильно ли поступил мальчик, когда спрятал жука в коробку? Почему?

- Нет не правильно, потому что насекомых нельзя брать в руки и прятать в банки и коробки.

- Какой звук в этом стихотворении я выделяла очень часто?

- Звук  [Ж]

- Какой буквой на письме обозначается звук  [Ж]?

- Буквой Ж.

- Посмотрите внимательно вокруг себя. Вы что-нибудь заметили?

(В классе повсюду расположены нарисованные буквы Ж).

- Скажите, где вы видите буквы Ж?

- на шторе, на окне, на доске, под партой, под книгой, под доской.

Сообщение темы урока.

- Сегодня на уроке мы будем слушать и произносить звук [Ж]  Научимся употреблять в речи предлоги НА и ПОД (появляются таблички с названием предлогов и модули предлогов) будем строить с этими предлогами предложения.

- А поможет нам сегодня на уроке Жучок.

- Давайте с ним познакомимся.

Речевая разминка "Здравствуй,  Жучок".

(дети по очереди произносят фразу «здравствуй, Жучок», четко проговаривая каждый звук).

3. Работа со звуком. Характеристика звука по артикуляционным и акустическим признакам.

- Ребята, а что вы можете рассказать про звук [Ж]?

- Звук [Ж] согласный,  всегда твердый, звонкий. Имеет парный глухой звук [Ш]. (характеристика звука дополняется условными карточками).

- давайте посмотрим на модуль звука [Ж], какое положение принимают наши губы, зубы, язык?

(Дети вместе с учителем анализируют артикуляционный уклад, делают вывод, что при произнесении звука [Ж] губы округлены и слегка вытянуты вперед. Зубы сближены, но не соприкасаются. Кончик языка широкий, поднят к альвеолам, но не прижат к ним. Средняя часть спинки образует «чашечку». Воздушная струя широкая и теплая).

Артикуляционная гимнастика.

- Для того, чтобы хорошо произносить этот звук, выполним артикуляционную гимнастику.

Упражнения с наглядным и речевым сопровождением.

- язычок знаком вам, дети, мы его улыбкой встретим (улыбочка);

- улыбнулся широко и открыл свое окно (окошечко);

- он окно не закрывает, кверху кончик поднимает (потяни язык к носу);

- он окно не закрывает, книзу кончик опускает (потяни язык к подбородку);

- язычок стал маляром, аккуратно красит дом (маляр);

- на качелях оказался, вверх взлетал и вниз спускался (качели);

- поспешил на ипподром, на лошадку сел верхом (лошадка);

- язычок остановился в гриб на ножке превратился (грибок)

- язычок чуть-чуть устал и немножко полежал

- теплый ветерок – шалун, окна настежь распахнул.

Молодцы. Давайте поиграем в игру «Поймай звук». Будем ловить звук [Ж] с помощью сигналов светофора. Вспомним, у нашего светофора два сигнала: синий и зеленый. Какой сигнал поднимем, если услышим звук [Ж]?

- поднимем синий сигнал, т.к. звук [Ж] всегда твердый, а твердость обозначается синим цветом

Я буду называть вам различные слова. А вы слушайте внимательно.

Речевой материал: лужа, кошка, хлопок, щипцы, каша, жёлудь, озеро, журнал, пожар, кошмар.

- а теперь, каждый из вас назовет по одному слову со звуком [Ж].

4.  Упражнения в произношении звука в слогах и словах

Ребята, звук [Ж] такой веселый – ведь его можно жужжать. Давайте пожужжим, как большие жуки (громко). А теперь как маленькие жучки (тихо)

- ЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖ

- А можно даже спеть песню Жучка. Посмотрите, на доске есть ромашки с гласными звуками. Давайте произнесем их. Представим, что мы жуки. Будем жужжать до тех пор, пока не приземлимся на ромашку. А когда приземлимся, то плавно, не прекращая жужжать произнесем звук на который присели.

Таким образом, получается: жжжжжж-а, жжжжжж-о, жжжжжж-у, жжжжжж-и, жжжжжж-э.

- Ребята, повторяйте за мной:

Жу-жу-жу, жу-жу-жу,

На лужайке я жужжу!

На лужайке я жужжу!

Над ромашками кружу!

Ответы детей

Звуковой анализ слов. Определение наличия, места звука в слове.

- Сегодня жук принес загадки. Да не простые. Каждое отгаданное слово имеет в себе звук [Ж].. Отгадаем все загадки, и определим место звука [Ж] в слове.

Инструмент бывалый –

Не большой, не малый.

У него полно забот:

Он и режет, и стрижет

(ножницы)

Он ходит, голову задрав,

Не потому, что важный граф,

Не потому, что гордый нрав,

А потому, что он…

(жираф)

Все детки на ветках

С рожденья в беретках.

С деревьев упадут –

Береток не найдут.

(желуди)

Физминутка.

На лужайке,

На ромашке

Жук сидел в цветной рубашке.

Жу-жу-жу, жу-жужу.

Я с ромашками дружу.

Тихо по ветру качаюсь,

Низко-низко наклоняюсь

Работа над словом. Употребление предлогов НА и ПОД.

- Ребята, наш друг Жук живет очень далеко на Зеленой поляне. Он очень любит свою поляну, потому что на ней очень много зелени и цветов. Летел наш Жук, летел и вот решил сесть …(на ромашку). Куда сел жук?

- дети повторяют «Жук сел на ромашку».

- Какой предлог мы применили в этом предложении?

- мы применили предлог НА.

- Жук грелся на солнышке, и ему стало жарко. Тогда он, наоборот, спрятался… (под ромашку). Куда спрятался Жук?

- Жук спрятался под ромашку.

- Какой предлог мы применили в этом предложении?

- мы применили предлог ПОД.

- Иногда жук любил посидеть …(на дереве). Где любил посидеть Жук?

- Жук любил посидеть на дереве.

- Какой предлог мы применили в этом предложении?

- Поскольку Жук был очень общительный, он любил пообщаться с другими жуками, которые жили…(под деревом). Где жили друзья Жука?

- Друзья Жука жили под деревом.

- Какой предлог мы применили в этом предложении?

- Сейчас я буду показывать вам таблички со словами, которые встречались в моем рассказе про жука, а вы к этим словам попробуйте подставить предлоги НА и ПОД и произнести полученное слово. Посмотрим, как оно изменится.

Слова: ромашка – на ромашке – под ромашкой (логопед демонстрирует таблички с измененными словами); дерево – на дереве – под деревом;

- Молодцы. А вы запомнили, где жили друзья Жука?

- Друзья Жука жили под деревом.

Работа над предложением.

- Посмотрите, что принес с собою Жучок. Что это?

- Жучок принес картинки.

- Давайте назовем, что изображено на картинках

-  Дети называют изображенные предметы.

- Жучок предлагает нам составить с этими словами предложения, используя предлоги НА и ПОД. Например, Котенок лежал на кровати. Клубок закатился под шкаф.

Дети самостоятельно строят предложения по предложенным парам картинок.

- сколько слов в предложении, которое ты составил (а)?

- в этом предложении …слов.

Двигательное упражнение в сопровождении речи.

Жук

-жук, жук, пожужжи,

(2 прихлопа, 3 притопа)

Где ты прячешься, скажи?

(имитируют, что ищут жука)

-Жу-жу- жу, жу-жу-жу,

(смыкательные движения кистями рук)

Я на дереве сижу.

(складывают руки на голову)

- жук, жук, покажись!

(2 прихлопа, 3 притопа)

Надо мною покружись!

(кружатся вокруг себя, расправив руки)

-Жу-жу-жу, жу-жу-жу,

(смыкательные движения кистями рук)

Я летаю и жужжу

(кружатся вокруг себя)

Практическое задание.

Детям на листочках предлагаются перепутанные изображения, которые обозначены определенными буквами. Необходимо раскрасить цветными карандашами только те, которые отмечены буквой Ж. Таким образом, появляется рисунок, в названии которого есть звук [Ж].

5. Подведение итогов занятия.

- С каким звуком мы сегодня работали на уроке?

- какие предлоги мы учились с вами употреблять?

- Кто помогал нам выполнять задания?

-  Понравилось ли вам занятие? Чем?