Логопедическое занятие во 2 классе: «Дифференциация Ш-Ж в слогах и словах»

(0 голоса, среднее 0 из 5)

Цель. Формировать умения и навыки дифференциации звуков [Ж]-[Ш] в слогах и словах.

Задачи:

- закрепить графический образ звуков [Ж] -[Ш] с буквами Ж,Ш;

- совершенствовать навыки сравнительной характеристики звуков [Ж]-[Ш];

Оборудование: табличка-алгоритм характеристики звука, бумажные султанчики, ватные шарики, индивидуальные зеркала, тексты загадок, предметные картинки змеи, жука и деда Буквоеда; раздаточный материал: беговые дорожки, карточки слов с пропущенными слогами; мяч, Волшебный мешочек, наборы букв для составления слов

Ход логопедического занятия во 2 классе

1. Организационный момент.

Логопед: Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

А девиз у нас каков?

Ученики: Больше дела, меньше слов.

Настроимся на занятие:

«Звуки чётко произносим, слушаем внимательно.

Буквы правильно читаем, пишем их старательно».

Логопед: Назовите мне, какое сегодня число?

Какой день недели? Какой день недели был вчера?

А какой идёт месяц?

Какое  сейчас время года?

Ученики: Сейчас зима.

Логопед: А как вы узнали, по каким признакам?

Ученики: На улице холодно. На дорогах, на крышах домов ,на деревьях и кустарниках лежит снег.

Логопед: Назовите мне 1-й зимний месяц, 2-ой, 3-ий.

Ученики: Декабрь, январь, февраль.

Логопед: Какой месяц год начинает? А какой заканчивает?

Ученики: Январь год начинает, а декабрь заканчивает.

Логопед: Молодцы, запишите сегодняшнее число в тетрадь.

2. Определение темы занятия посредством постановки проблемных вопросов логопедом.

Логопед:     Прослушайте загадку, угадав которую вы сможете   назвать звуки, которые у нас сегодня будут «дежурить» на занятии:

Ношу на голове поля,

Но это вовсе не земля. (Шляпа)

Ученики: Шляпа.

Логопед: Какой первый звук мы слышим и произносим в этом слове?

Ученики: В слове Шляпа первый звук -[Ш] ( произносим его три раза).

Логопед: Слушаем вторую загадку:

В золотой клубочек спрятался дубочек.

(Золотой клубочек – это плод дуба, жёлудь)

Какой первый звук в слове Жёлудь мы слышим и произносим?

Ученики: В слове Жёлудь первый звук [Ж].

Логопед: Кто догадался, какие звуки мы будем сегодня сравнивать и различать?

Ученики: Мы будем сравнивать звуки [Ш] -[Ж].

Логопед: Молодцы, ребята. Сегодня на занятии мы будем сравнивать и учиться различать звуки [Ш] -[Ж].

Артикуляционная гимнастика, упражнения для развития силы выдоха.

1. Поддувание бумажных султанчиков.

2. Поддувание ватных шариков.

3. Широкий язычок положить на нижнюю губу, пошлепать верхней губой пя-пя-пя.

4. Упражнение «качели». Язычком тянемся к носу, подбородку.

5. Губы вытянуть трубочкой (у-у-у), затем широко улыбнуться (и-и-и).

6. Широкий язык положить на нижнюю губу, загнуть «чашечкой», убрать за верхние зубы, подуть (ш-ш-ш).

7. «Чашечку» уберите за верхние зубы и  подуйте, чтобы разбудить голосок (ж-ж-ж).

Как произносятся звуки [Ш]-[Ж]?  (схема-алгоритм вывешивается на доску)

Характеристика звуков

Логопед: Дайте, пожалуйста, характеристику звукам.

(Дети разжимают  из кулачка по одному пальчику, перечисляя характеристики звуков: согласный, твердый, звонкий-глухой, парный по звонкости/глухости, непарный  по твердости/мягкости- всего 5 пальчиков).

Чем похожи звуки [Ш]-[Ж]? ( Согласные, всегда твердые).

Чем отличаются? ([Ш]- глухой согласный, [Ж]- звонкий согласный).

Логопед: Слушайте еще загадку:

Нет ни рук, ни ног у зверя,

И не нужно, не потеря –

Она легко в траве скользит,

А приблизишься – шипит.

Ученики: Это змея.

Логопед: Правильно! Змея шипит: Ш-Ш-Ш. Давайте изобразим руками змею и пошипим. ( Вывешивается на доску картинка змеи)

Слушайте еще загадку:

Не жужжу, когда сижу,

Не жужжу, когда хожу,

Не жужжу, когда тружусь,

А жужжу, когда кружусь.

Ученики: Это жук.

Логопед: Правильно! Давайте изобразим руками жука   и пожужжим – Ж-Ж-Ж.

Попеременное произношение звуков [Ш]-[Ж].- Игра «Жуки и змейки» - мальчики-жуки, а девочки-змейки.

Жуки жужжат: Ж-Ж-Ж.

Змейки шипят: Ш-Ш-Ш.

3. Основная часть занятия.

Логопед: Ребята, Жук и Змея  приготовили  задания. Вам надо постараться их выполнить.

1) Беговые дорожки.

(Перед каждым учеником лежит полоска, на которой обозначены дорожки, начало  верхней дорожки обозначено желтым цветом, нижней – коричневым).

Логопед: Если в слове, которое я буду произносить, вы услышите звук [Ш], рисуйте коричневый кружок, если звук [Ж] – жёлтый кружок.

(Слова: 1-карандаш, 2-снежок, 3-утюжок, 4-шарф, 5-флажок, 6-шапка, 7-штаны, 8-дружок, 9- ошейник, 10- бережок).

2) Ассоциативное соотношение звуков и букв Ш-Ж

3) Чтение слогов

4) Составление слов из слогов.

Логопед: Подумайте, как правильно соединить слоги, чтобы получились слова. Соедините слоги из Ι и ΙΙ столбиков и прочитайте слова.

5) Слова – паронимы

Логопед: Послушайте стихотворение. Вы должны запомнить похожие слова со звуками [Ш]-[Ж].

На десятом этаже

Жили буквы «ша» и «же».

То грустили, то смеялись,

То квартирами менялись

Каждый час,

И вот что, кстати,

Получилось в результате:

Две вороны  ворожили,

Десять сено   ворошили.

И сороки  не  тужили,

У реки пожар тушили.

Назовите  похожие слова.

Вывод: Значение слова поменяется, если заменить одну букву на другую.

( Ученики в тетрадях записывают слова парами и выделяют буквы, которыми они отличаются).

4. Физкульминутка

Логопед: А теперь моё слово назовите ласково:

Солнце-…(солнышко), снег-…(снежок), шишка-…, шапка-…,  штаны-…, зима-…, и т.д.

(Игра с мячом. Дети выходят, становятся в круг).

Выполнение действий со слогами:

Если нравится тебе, то делай так:

-Ша,   ша-ша ( хлопки).

Если нравится тебе, то делай так:

- Жа-жа,  жа ( хлопки).

Если нравится тебе, то делай так:

-Жу-жу,  шу-шу ( хлопки, топот).

Если нравится тебе, то делай так:

- Шо-шо-шо,  жо-жо  ( прыжки, приседания).

Если нравится тебе, то делай так:

Жо-жо,  шо-шо-шо  ( приседания, прижки)

Логопед: Произнесите столько раз слог шо, сколько будет если из 6 вычесть 2(6-2).

Произнесите столько раз слог жа сколько слогов в слове  машина.

Логопед: Теперь сядет тот, кто назовет «зимнее» слово со звуком [Ш] или [Ж].

Ученики: снеЖинка, зимуШка, снеЖок, снеЖный, снеЖки, пороШа, лыЖи.

5. Составление и запись слов с сочетаниями жи-ши.

Логопед: Молодцы! Закройте глаза- ночь! А теперь открывайте - день!

Что Вы видите?

Ученики: Сундук.

Логопед: А что висит на сундуке?    Ученики:  ЗамОк.

Чтобы открыть замок нужен……   Ученики:  Ключ.

У меня есть ключ. Вот он. Он волшебный:

Замок откроется тогда, когда составишь ты слова.

Попробуй, собери слова.

Скорее ключик ты возьми,

И буквы все с него сними.

Их на парте разложи

И новые слова сложи.      (Слова: Э-т-а-ж-и, м-ы-ш-и,  ж-и-р-а-ф)

Логопед: Молодцы, составили слова, а теперь прочитайте их.

Когда пишешь слова  «этажи», «жираф», «мыши»  какое правило надо всегда помнить?

Ученики: ЖИ-ШИ всегда пиши с буквой И.

(Запись слов в тетради).

Логопед: Молодцы, ребята. Хорошо справились с заданием, значит замок откроется. В сундуке оказался Волшебный мешочек.

В Волшебном мешочке картинки живут. (Показ картинок и запись слов под диктовку).

Слова: мишина, лыжи, карандаши, снежинки.

(Задание: подчеркнуть сочетания жи-ши). Затем с каждым словом ученики  устно составляют предложение)

Логопед: Ребята, нужна ваша помощь. Дед-Буквоед  в словах съел  сочетания жи и ши. Верните  их  в слова. (Работа по карточкам)

6. Итог.

С какими звуками мы работали? Какие они? Чем похожи? Чем отличаются? Какими буквами обозначаются? Какое правило вы вспомнили на занятии?

Ученики:  На занятии я… . Занятие было…  . После занятия я постараюсь … .

Приложение

Скачать схему артикуляции звуков

Скачать карточку задание