Логопедическое занятие во 2 классе: «Дифференциация Ш-Ж в слогах и словах»
Цель. Формировать умения и навыки дифференциации звуков [Ж]-[Ш] в слогах и словах.
Задачи:
- закрепить графический образ звуков [Ж] -[Ш] с буквами Ж,Ш;
- совершенствовать навыки сравнительной характеристики звуков [Ж]-[Ш];
Оборудование: табличка-алгоритм характеристики звука, бумажные султанчики, ватные шарики, индивидуальные зеркала, тексты загадок, предметные картинки змеи, жука и деда Буквоеда; раздаточный материал: беговые дорожки, карточки слов с пропущенными слогами; мяч, Волшебный мешочек, наборы букв для составления слов
Ход логопедического занятия во 2 классе
1. Организационный момент.
Логопед: Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
А девиз у нас каков?
Ученики: Больше дела, меньше слов.
Настроимся на занятие:
«Звуки чётко произносим, слушаем внимательно.
Буквы правильно читаем, пишем их старательно».
Логопед: Назовите мне, какое сегодня число?
Какой день недели? Какой день недели был вчера?
А какой идёт месяц?
Какое сейчас время года?
Ученики: Сейчас зима.
Логопед: А как вы узнали, по каким признакам?
Ученики: На улице холодно. На дорогах, на крышах домов ,на деревьях и кустарниках лежит снег.
Логопед: Назовите мне 1-й зимний месяц, 2-ой, 3-ий.
Ученики: Декабрь, январь, февраль.
Логопед: Какой месяц год начинает? А какой заканчивает?
Ученики: Январь год начинает, а декабрь заканчивает.
Логопед: Молодцы, запишите сегодняшнее число в тетрадь.
2. Определение темы занятия посредством постановки проблемных вопросов логопедом.
Логопед: Прослушайте загадку, угадав которую вы сможете назвать звуки, которые у нас сегодня будут «дежурить» на занятии:
Ношу на голове поля,
Но это вовсе не земля. (Шляпа)
Ученики: Шляпа.
Логопед: Какой первый звук мы слышим и произносим в этом слове?
Ученики: В слове Шляпа первый звук -[Ш] ( произносим его три раза).
Логопед: Слушаем вторую загадку:
В золотой клубочек спрятался дубочек.
(Золотой клубочек – это плод дуба, жёлудь)
Какой первый звук в слове Жёлудь мы слышим и произносим?
Ученики: В слове Жёлудь первый звук [Ж].
Логопед: Кто догадался, какие звуки мы будем сегодня сравнивать и различать?
Ученики: Мы будем сравнивать звуки [Ш] -[Ж].
Логопед: Молодцы, ребята. Сегодня на занятии мы будем сравнивать и учиться различать звуки [Ш] -[Ж].
Артикуляционная гимнастика, упражнения для развития силы выдоха.
1. Поддувание бумажных султанчиков.
2. Поддувание ватных шариков.
3. Широкий язычок положить на нижнюю губу, пошлепать верхней губой пя-пя-пя.
4. Упражнение «качели». Язычком тянемся к носу, подбородку.
5. Губы вытянуть трубочкой (у-у-у), затем широко улыбнуться (и-и-и).
6. Широкий язык положить на нижнюю губу, загнуть «чашечкой», убрать за верхние зубы, подуть (ш-ш-ш).
7. «Чашечку» уберите за верхние зубы и подуйте, чтобы разбудить голосок (ж-ж-ж).
Как произносятся звуки [Ш]-[Ж]? (схема-алгоритм вывешивается на доску)
Характеристика звуков
Логопед: Дайте, пожалуйста, характеристику звукам.
(Дети разжимают из кулачка по одному пальчику, перечисляя характеристики звуков: согласный, твердый, звонкий-глухой, парный по звонкости/глухости, непарный по твердости/мягкости- всего 5 пальчиков).
Чем похожи звуки [Ш]-[Ж]? ( Согласные, всегда твердые).
Чем отличаются? ([Ш]- глухой согласный, [Ж]- звонкий согласный).
Логопед: Слушайте еще загадку:
Нет ни рук, ни ног у зверя,
И не нужно, не потеря –
Она легко в траве скользит,
А приблизишься – шипит.
Ученики: Это змея.
Логопед: Правильно! Змея шипит: Ш-Ш-Ш. Давайте изобразим руками змею и пошипим. ( Вывешивается на доску картинка змеи)
Слушайте еще загадку:
Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу,
Не жужжу, когда тружусь,
А жужжу, когда кружусь.
Ученики: Это жук.
Логопед: Правильно! Давайте изобразим руками жука и пожужжим – Ж-Ж-Ж.
Попеременное произношение звуков [Ш]-[Ж].- Игра «Жуки и змейки» - мальчики-жуки, а девочки-змейки.
Жуки жужжат: Ж-Ж-Ж.
Змейки шипят: Ш-Ш-Ш.
3. Основная часть занятия.
Логопед: Ребята, Жук и Змея приготовили задания. Вам надо постараться их выполнить.
1) Беговые дорожки.
(Перед каждым учеником лежит полоска, на которой обозначены дорожки, начало верхней дорожки обозначено желтым цветом, нижней – коричневым).
Логопед: Если в слове, которое я буду произносить, вы услышите звук [Ш], рисуйте коричневый кружок, если звук [Ж] – жёлтый кружок.
(Слова: 1-карандаш, 2-снежок, 3-утюжок, 4-шарф, 5-флажок, 6-шапка, 7-штаны, 8-дружок, 9- ошейник, 10- бережок).
2) Ассоциативное соотношение звуков и букв Ш-Ж
3) Чтение слогов
4) Составление слов из слогов.
Логопед: Подумайте, как правильно соединить слоги, чтобы получились слова. Соедините слоги из Ι и ΙΙ столбиков и прочитайте слова.
5) Слова – паронимы
Логопед: Послушайте стихотворение. Вы должны запомнить похожие слова со звуками [Ш]-[Ж].
На десятом этаже
Жили буквы «ша» и «же».
То грустили, то смеялись,
То квартирами менялись
Каждый час,
И вот что, кстати,
Получилось в результате:
Две вороны ворожили,
Десять сено ворошили.
И сороки не тужили,
У реки пожар тушили.
Назовите похожие слова.
Вывод: Значение слова поменяется, если заменить одну букву на другую.
( Ученики в тетрадях записывают слова парами и выделяют буквы, которыми они отличаются).
Логопед: А теперь моё слово назовите ласково:
Солнце-…(солнышко), снег-…(снежок), шишка-…, шапка-…, штаны-…, зима-…, и т.д.
(Игра с мячом. Дети выходят, становятся в круг).
Выполнение действий со слогами:
Если нравится тебе, то делай так:
-Ша, ша-ша ( хлопки).
Если нравится тебе, то делай так:
- Жа-жа, жа ( хлопки).
Если нравится тебе, то делай так:
-Жу-жу, шу-шу ( хлопки, топот).
Если нравится тебе, то делай так:
- Шо-шо-шо, жо-жо ( прыжки, приседания).
Если нравится тебе, то делай так:
Жо-жо, шо-шо-шо ( приседания, прижки)
Логопед: Произнесите столько раз слог шо, сколько будет если из 6 вычесть 2(6-2).
Произнесите столько раз слог жа сколько слогов в слове машина.
Логопед: Теперь сядет тот, кто назовет «зимнее» слово со звуком [Ш] или [Ж].
Ученики: снеЖинка, зимуШка, снеЖок, снеЖный, снеЖки, пороШа, лыЖи.
5. Составление и запись слов с сочетаниями жи-ши.
Логопед: Молодцы! Закройте глаза- ночь! А теперь открывайте - день!
Что Вы видите?
Ученики: Сундук.
Логопед: А что висит на сундуке? Ученики: ЗамОк.
Чтобы открыть замок нужен…… Ученики: Ключ.
У меня есть ключ. Вот он. Он волшебный:
Замок откроется тогда, когда составишь ты слова.
Попробуй, собери слова.
Скорее ключик ты возьми,
И буквы все с него сними.
Их на парте разложи
И новые слова сложи. (Слова: Э-т-а-ж-и, м-ы-ш-и, ж-и-р-а-ф)
Логопед: Молодцы, составили слова, а теперь прочитайте их.
Когда пишешь слова «этажи», «жираф», «мыши» какое правило надо всегда помнить?
Ученики: ЖИ-ШИ всегда пиши с буквой И.
(Запись слов в тетради).
Логопед: Молодцы, ребята. Хорошо справились с заданием, значит замок откроется. В сундуке оказался Волшебный мешочек.
В Волшебном мешочке картинки живут. (Показ картинок и запись слов под диктовку).
Слова: мишина, лыжи, карандаши, снежинки.
(Задание: подчеркнуть сочетания жи-ши). Затем с каждым словом ученики устно составляют предложение)
Логопед: Ребята, нужна ваша помощь. Дед-Буквоед в словах съел сочетания жи и ши. Верните их в слова. (Работа по карточкам)
6. Итог.
С какими звуками мы работали? Какие они? Чем похожи? Чем отличаются? Какими буквами обозначаются? Какое правило вы вспомнили на занятии?
Ученики: На занятии я… . Занятие было… . После занятия я постараюсь … .
Приложение
Скачать схему артикуляции звуков