Урок окружающего мира в 1 классе: «Что мы знаем о России?»

(1 голос, среднее 5.00 из 5)

Цели урока: систематизировать и расширить представления детей о своей Родине-России, познакомить с государственной символикой России.

Планируемые достижения учащихся: запомнить название нашей страны и ее столицы, усвоить, что Россия – самая большая страна мира, которую населяют многие народы, что в нашей стране разнообразная природа, много городов и сел, научиться узнавать на картинках и фотографиях столицу России.

Оборудование: У учителя – слайды, аудиозаписи гимна, песен «Увезу тебя я в тундру», «Под крылом самолета». На доске – разрезные буквы: м, о, я, р, о, д, и, н, а, Р, о, с, с, и, я. У учащихся – цветные фишки, ножницы, клей.

Ход урока окружающего мира в 1 классе

1. Мобилизующий этап

Учитель. Поиграли буквы на доске в прятки, а встать на место позабыли. Давайте расставим их по местам и узнаем тему нашего урока.

2. Формулирование темы и цели урока

На доске появляется запись: Моя родина – Россия. Поднимите руку, для кого Россия – ваша родина. Россия – наша общая родина. Что вы знаете о нашей родине?

Дети высказывают по предложению о России.

Учитель. Что бы вы хотели узнать о России еще?

Учитель.  Сегодня мы отправимся в путешествие по нашей стране и постараемся ответить на ваши вопросы.

3. Проверка домашнего задания

4. Изучение нового материала

Учитель. Когда-то и для вас перейти дорогу было огромным событием. Пройдет несколько лет, и вы отправитесь в настоящее путешествие по России. А сегодня мы совершим это путешествие в фантазии.

Откройте учебники на с. ____, найдите вверху картинки фигурку белого медведя, поставьте рядом с ним фишку.

Слайд 2. Это самый холодный уголок нашей станы. Здесь дольше всех гостит зима. Эту часть страны называют Крайним Севером. На островах северных морей хозяйничают лютый холод и снег.

Слайд 3. К поселениям людей можно добраться только вертолетом или 2 месяца в год кораблем.

Слайд 3,4,5,6. Животные крайнего Севера приспособились к холоду. Расскажите, как.

Ученики. У них густая, длинная шерсть. Они белого цвета, чтобы сливаться со снегом.

Слайд 7.

Учитель. Летом на берегу северных морей сходит снег, и звери могут понежиться на солнышке.

Слайд 8,9.

Учитель. А вот так выглядит тундра летом. Озера, болота, трава. Деревья тоже растут, но из-за сильных морозов и ветров они стелются по земле.

Слайд 10,11.

В этих краях издавна живут северные народы. Такие, как ненцы. Свои жилища – чумы, они покрывают оленьим мехом.  Чум легко разобрать и перевезти на новое место стоянки. Конечно же, опять при помощи оленей.

Слайд 12.

Рассмотрите, во что одеты местные жители.

Ученики. Шуба, меховые сапоги, шапка. Все сшито из меха оленя.

Учитель. И даже ездят ненцы на оленях. Давайте сядем на нарты, запряжем оленей и помчимся.

5. Физкультминутка

6. Изучение нового материала

Слайд 13.

Конечно можно было доехать и на снегоходах. Современные ненцы так и делают. А тем временем мы попали на Дальний Восток.

Слайд 14, 15, 16.

Вот такие корабли мы можем увидеть в море. Как вы думаете, чем занимаются моряки?

Ученики. Добывают рыбу.

Рыбу доставляют в морской порт. Сюда же привозят много других товаров из разных стран. А затем развозят по всей стране.

Полетим и мы вглубь страны.

Звучит фрагмент песни «Под крылом самолета». Слайд 17.

Слайд 18.

Как называется лес, в котором растут сосны, ели, кедры?

Ученики. Тайга.

Слайды 19-23

Каких животных тайги вы знаете?

Учащиеся называют животных.

Слайд 24.

Чем занимаются люди в тайге?

Ученики. Охотятся, ловят рыбу.

Слайды 25-27.

40 лет назад в тайгу пришла техника. Люди стали добывать нефть и газ. Для этого они устанавливают буровые установки.

Слайды 28-31

Поедем дальше мимо городов, сел. Мы попали в степи.

Посмотрите, какая красота вокруг. Чем занимаются люди?

Ученики. Пасут скот, выращивают  с/х растения.

Слайд 32-33.

А вот показались горы. Горцы удивительные люди. Как называется одежда чабана? Почему летом он так тепло одет?

Ученики. Бурка, папаха.

Слайд 34-38.

По западной границе доберемся до города, который основал первый император Российского государства

Ученики. Петр Первый

Учитель. Знакомы ли вам эти здания?

Беседа о Санкт-Петербурге.

Учитель. Сядем на Скоростной поезд «Красную стрелу» и доедем до столицы нашей Родины – Москвы.

Расскажите, что вы видите на слайдах.

7. Беседа о государственной символике

Учитель. Как называется государство, в котором мы живем?

У каждого государства есть свои символы. Рассмотрите в учебнике флаг и герб нашей страны. Что вы о них знаете?

Учитель дополняет ответы детей.

А теперь стоя прослушаем гимн России.

Звучит запись гимна.

Учитель. Какое чувство возникло у вас, когда вы слушали гимн?

Ученики. Чувство гордости, восторга, радости.

8. Практическая работа

У. Мы еще не раз будем говорить о государственных символах России. А сейчас в наших тетрадях соберем флаг из полосок бумаги.

Дети делают аппликацию.

У. Расскажите еще раз, что символизирует каждый цвет флага.

Д. Белый – божественное – вера, дух русского народа.

Синий- небесное – совесть, честь лучших людей страны.

Красное – весь народ, кровь, пролитая во имя жизни народа.

9. Итог урока.

Что нового вы узнали о нашей стране?

Какие вопросы у вас возникли?

10. Рекомендации для занятий в семье

Попробуйте с родителями найти ответы на те вопросы, на которые мы не успели ответить. Расспросите родителей и составьте рассказ о том месте, где вы родились.

Скачать презентацию к уроку окружающего мира в 1 классе: «Что мы знаем о России?»