Урок русского языка в 3 классе: «Сложные слова и их образование»

(0 голоса, среднее 0 из 5)

Цель урока: Познакомить с различными способами образования сложных слов

Задачи:

- Ввести понятие «сложные слова», подвести к пониманию процесса  образования таких слов, помочь определить способы слияния основ в данных словах;

- Развивать память, внимание и орфографическую зоркость;

- Прививать любовь к родному краю, стимулируя желание познавать и изучать его.

Ход урока

1. Орг. момент

- психологическая готовность;

- запись числа, классная работа,

2.  Чистописание

о    е    оео    еое

Обговариваются способы написания и соединения букв, их работа в словах.

У: - Прошу эти буквы держать в памяти, они ещё пригодятся нам сегодня на уроке.

3. Словарно – орфографическая работа

У: - Продолжим наш урок с повторения изученных словарных слов. Я буду зачитывать вам загадки и определения лексических значений слов из словаря С.И Ожегова, а ваша задача: определить это слово и грамотно его записать.

1. Загадка эта нелегка:

Пишусь всегда через два  К.

И мяч, и шайбу клюшкой бей,

А называюсь я   ( хоккей)

2.  Во мне два К, не забывайте,

Таким, как я, всегда бывайте!

Я точный, чистый и опрятный,

Иным же словом  я (аккуратный)

3. Всякая дорога с твердым покрытием (шоссе)

4. Искусственный водоем, сооруженный для плавания, купания, в декоративных целях. (бассейн)

5. Дорога (в саду, парке) с рядами деревьев, посаженных по обеим ее сторонам   (аллея)

6. Разновидность одного и того же цвета   (оттенок)

После записи слов детьми, слова появляются на экране с пропущенными буквами. Детям предлагается подчеркнуть пропущенные буквы и поменяться тетрадями с соседом по парте, проверить слова и сравнить с выбором компьютера. Учитель озвучивает результаты: без ошибок, с 1 ошибкой и т.д.

У: - Что между этими словами общего и чем они отличаются?  (одно слово прилагательное, другие существительные; все слова на правило удвоенной согласной)

-  Сегодня мы познакомимся с новыми словами:

1. расстояние      -  Что это за слово?

У: - Я предлагаю вам заглянуть в этимологию оттого слова. Слово расстояние образовалось с помощью суффикса  -ни- от старославянского слова  «расстояти» , что означало  «стоять в отдалении». Разберём его по составу.

2. Локомотив, работающий от электрической сети (Электровоз)  3. Локомотив с двигателем внутреннего сгорания (Тепловоз)

У: - Какие из новых слов можно отнести к предыдущей группе, а какие нет, почему?  ( состоят из двух частей) Что заметили в  двух последних словах? (общая часть – воз-) От какого слова образована эта часть? Выделим её  в слове. От каких слов образовались первые части слов? (электричество, тепло)

4. Вводно – мотивационный этап


У: - Слова, в которых две основы, называют сложными словами. Как вы думаете почему?

Сегодня на уроке вам вновь предстоит сделать открытие. Предметом нашего исследования будут сложные слова. Как вы думаете, какие задачи  стоят сегодня на уроке  перед нами? Что нам предстоит открыть и чему научиться?

(научиться образовывать сложные слова, понять, как  они образуются, научиться грамотно их писать и отличать от других слов)

5. Познавательный этап

а) Наблюдение за образованием сложных слов

У: - Понаблюдайте за словами, написанными на доске, и объясните, при помощи каких частей слова образованы новые слова.

На доске

Лес, степь – лесостепь

корень, плод – корнеплод

птица, ферма – птицеферма

лес, парк – лесопарк

У: - Как соединились эти основы? (при помощи букв  О и Е) Догадались почему я выбрала эти буквы на минуту чистописания. Как можно назвать эти буквы в сложных словах? (соединительные) Сделайте вывод о том, как образуются сложные слова.

б)  Образование сложных слов

У: -  Образуйте  от данных слов сложные слова

На слайде

Коллективная работа с комментированием

Тепло –

Электричество –

Мусор –

Вода –                             возить

Пар –

Лес –

Бензин –

Самостоятельная работа по вариантам

1 вариант                                                  2 вариант

Рыба -                                                                   снег –

Зверь -         ловить                                          вода –                   падать

Муха -                                                                  звезда –

Птица -                                                                 камень –

в) Работа с правилом

У: -  Каким способом  образовали вы свои слова? Проверим правильность ваших выводов, прочитаем правило на с. 92 в учебнике.

г) Наблюдение за способами соединения основ в сложных словах.

У: - Как вы думаете, всегда ли в сложных словах есть соединительные гласные?

Предлагаю проверить ваши версии.

Работа над упражнением №  на  стр.___

- Сравните слова, что заметили?  (в некоторых словах нет соединительных гласных) Назовите эти слова. Выпишите их в тетрадь. Какой вывод можно сделать? (иногда в сложных словах основы соединяются и без соединительных букв) Сверим с выводом в учебнике на стр.___

6. Работа по РК

У: -  У вас на партах лежат раздаточные листы, прочтите их название. (города Краснодарского края) Как вы думаете, о чём в них идёт речь? Попробуйте придумать задание, исходя из темы нашего урока. (найти названия, сложенные из двух основ)

Работа в тетрадях, запись названий городов, состоящих из 2 основ:

Краснодар, Белореченск, и т.д.

По ходу записи названий в тетрадь, дети зачитывают интересные сведения об этих городах, разбирают, из каких слов они образовались, при помощи каких гласных или без них.

Резерв: Составить предложение об одном из городов (устно)

7. Закрепление

У: - Я предлагаю вам сыграть в  игру  «Найди лишние слова». Кто помнит  тему нашего  урока, как  она  называется?  Поэтому в нашей игре, лишними будут  слова, которые не относятся к нашей теме.

Работа с компьютером

Подводится итог игры.

8. Итог урока

У: - Смогли  вы сегодня на уроке узнать,  что такое сложные слова? В чём секрет их образования? Какая работа по исследованию этих слов вам понравилась больше? Какие новые словарные слова вы узнали?

9.  Домашнее задание

Выучить правила на с.____, словарные слова повторить, выполнить упражнение №.

Скачать презентацию к уроку «Сложные слова и их образование»