Урок русского языка во 2 классе: «Как появляются многозначные слова»

(3 голоса, среднее 4.33 из 5)



Ход урока:

1. Организационный момент

Здравствуйте, ребята.

Долгожданный дан звонок

Начинается урок.

Все на месте? Все в порядке?

Книжки, ручки и тетрадки?

Хорошо.

Откроем тетрадки, запишем дату

2. Мотивация

Сегодняшний урок я предлагаю начать с одного очень мудрого высказывания мыслителя Древней Греции Аристотеля. Он сказал: «Ум заключается не только в знании, но и в умении применять знания  на деле».

- как вы понимаете эти слова, посовещайтесь между собой и дайте мне ответ.(вывод)

- знания которые мы с вами получаем должны приносить нам пользу, помогать нам уметь пользоваться знаниями

- предлагаю записать эту умную мысль в тетрадку в качестве минуты чистописания

- Для начала давайте прочитаем её так, как записано на доске, а потом продиктовать себе при письме.

У-ки. Правило посадки при письме

(записывают, отмечают  орфограммы)

У-ль.  А сейчас я предлагаю вам посмотреть следующий слайд и выбрать для себя какие-то утверждения

3. Актуализация знаний

Слайд  3

Я знаю

Я умею

Я могу (выбирают  утверждения и объясняют)

- откуда появляются многозначные слова

4. Постановка проблемы

- Кто–нибудь  может мне объяснить   откуда появляются многозначные слова?  Выскажите предположения

-Хотите узнать? Да

А для чего вам это нужно?

- Тогда как будет звучать тема нашего урока?

-Правильно, ТЕМА НАШЕГО УРОКА «Как появляются многозначные слова»

-Цель нашего урока____

Уч-ки. Узнать как появляются многозначные слова.

-научиться  использовать их…

5. Открытие новых знаний

Я предлагаю вам разгадать несколько загадок, а вы отгадки запишите в своём словарике

1. Последний зимний месяц, жаль, он называется (февраль)-  комментировать слова и орфограммы)

2. Была зеленой, маленькой, потом я стала аленькой, на солнце почернела я, и вот теперь я спелая (ягода)

3. У меня отличный слух, умный взгляд и тонкий нюх, сразу  лезу с кошкой в драку, потому что я (собака)

4. Всегда во  рту, а не проглотишь (язык)

- хорошо вы отгадываете загадки, справились с заданием.

Запись словарных слов в тетрадь)

Дети комментируют орфограммы.

ФИЗМИНУТКА

Продолжим наш урок.

- Ребята мы с вами на прошлом уроке говорили о многозначных словах, а нет ли среди записанных слов, многозначных.

Есть.

Какое это слово? Язык.

- А почему вы решили что оно многозначное?

Какие значения имеет это слово?

-Составьте с ним предложения)-объясните значение этого слова

Какие предложения у вас получились?

- Обратите внимание на доску.

- Так сколько же значений  у слова «язык»

1. Доктор попросил Мишу показать ему язык.

- в каком значении употреблено слово?- в прямом или переносном?

2. Моя мама знает немецкий язык. (в переносном).

3. Языки пламени  вырывались из окна.( переносном)

6. Первичное закрепление

А еще язык есть у ботинка, у колокольчика

-Так сколько же значений у слова язык?

А знаете сколько в русском языке таких слов, у которых несколько значений!

-И откуда же берутся все эти значения? Может кто-нибудь уже догадался?

- ТОГДА  предлагаю вам обратиться к нашему ПОМОЩНИКУ –УЧЕБНИКУ,  может он нам чем- нибудь поможет,

-Откройте страницу ___.

-Давайте рассмотрим рисунки, чтобы было побыстрее, предлагаю разделиться и каждой группе взять по одной картинке.

Работа в группе

1 картинка 1 предложение и т.д.

Как работать с картинками-вам подскажет карточка помощница (зеленая)

Карточка помощница

1 рассмотри картинку №1

2 прочитай предложение №1

3 какое значение у слова «игла» на  первой картинке? ( и т.д)

Какое значение имеет слово игла на второй картинке(игла-хвоинка-похожа на иглу)

-Почему одно и то же слово  обозначает разные предметы?

- что общего у этих предметов (форма)( игла) ,

в первом предложении слово в прямом  или переносном) смысле   ВО ВТОРОМ- ПЕРЕНОСНОЕ ЗНАЧЕНИЕ

-Что вам помогло догадаться в каком значении употреблено слово (контекст- окружение слова)

Отвечает 3 и 4 группа

Прочитайте 3 предложение

-объясните значение слова «золотая»

-прочитайте 4 предложение

-Объясните значение слова «золотая»

-почему одним словом назвали два разных предмета?

-что у них общего? (цвет)

-А что еще может быть общего у предметов?

-Обратите внимание на картинку внизу с часами

-что делают  туристы, часы (идут)

Действительно, общим может быть не только форма, цвет, но и действие (а еще и вкус и мн. другое)

-Значит  можно сделать предположение  «Почему у слов появляются другие значения?- обратить внимание на слайд

( Я думаю, потому что)

-А давайте проверим наше предположение и прочитаем правило отмеченное ключиком)

-Значит правильно мы с вами  догадались откуда появляются другие значения у слов. Молодцы

ЧИТАЮТ  ПРАВИЛО В УЧЕБНИКЕ

Физминутка

Вы сегодня у меня просто молодцы

Предлагаю вам поработать самостоятельно

У каждой группы на столе лежат картинки

Вы должны доказать что слова,  обозначающие эти картинки многозначные, почему они многозначные, и составить с этими словами предложения

- ЕСЛИ ВЫ ЗАТРУДНЯЕТЕСЬ, то вам помогут ваши толковые словари

1группа-кисть

2 группа-корень

3 группа-ласковая

4 группа-летит

-Молодцы!

7. Рефлексия

Ну что же ребята, я думаю, пришла пора подвести итог нашему уроку и сейчас вновь обращаю ваше внимание  к началу  урока, еще раз посмотрите на слайд и скажите,  что вы узнали сегодня на уроке, и чему научились

Уч-ки. Я узнал как появляются многозначные слова

И научился их использовать в речи (составлять с ними предложения)

Работают по слайду

(многозначные слова появляются потому, что у некоторых слов есть что-то общее  форма, цвет, действие и т.д)

8. Итог урока

Вы справились с очень трудным заданием,

-какие чувства вы испытываете, радость, огорчение? Хорошее настроение?

Я предлагаю  вам сейчас оценить работу своей группы.

У вас на столе лежат красные карточки, По  которым  вы оцените вашу работу.

Проверка  как оценили работу? Значит самая активная группа сегодня на уроке, это группа …-  вручаем кубок

9. Домашняя работа

А  сейчас домашнее задание

Выберите себе по желанию

1 поищите в словариках многозначные слова и изобразите их в картинках

2. выберите 3-4 многозначных слова и составьте с ними предложения

3. Выполните упр.____ в учебнике