Конспект урока по русскому языку в 4 классе: «Имя числительное»
Организационный момент.
Актуализация знаний.
Постановка проблемы и сообщение цели урока.
Поисковая работа. Самостоятельная работа в группах.
Презентация групп.
Усвоение новых знаний и первичное закрепление.
ФИЗМИНУТКА
Закрепление. Занимательный материал.
Рефлексия.
Ход урока по русскому языку в 4 классе на тему «Имя числительное»
Учитель:
- Встали возле своих парт, настроимся на положительную работу. Ну что ж, пожелаем друг другу хорошего настроения.
- Сегодня нам нужно многое успеть на уроке. Вам предстоит выступить в роли маленьких исследователей. Но сначала немного повторения.
В тетрадях запишем число, классная работа. В слове «четвертое» пропущена орфограмма. Объясните выбор написания. (Орфограмма – безударная гласная в корне, проверяемая ударением, проверочное слово – четверть).
- Что такое «четверть»? – четвертая часть чего – либо.
- Приведите пример четвертей
- Учебная четверть, четверть года – 3 мес, четверть часа – 15 мин .
- Молодцы. В слове «классная» – орфограмма – удв. согл.
- Прочитайте строки, записанные на доске:
Час обеда прибл…жался.
Топ…т по дв…ру раздался.
Входят семь б…гатырей…
- Из какого произведения?
Сказка о мертвой царевне и семи богатырях А.С. Пушкина.
- Вставим пропущенные буквы, объясним выбор орфограммы, обозначим графически.
- Определите склонение и падеж имен сущ., разберите по составу глаголы.
Запишите в тетрадь эти строчки.
- Прочитайте первое предложение – найдите грамматическую основу (Час приближался, подчеркнем)
Второе предложение – (топот раздался – подчеркнем)
Третье предложение?
ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ
В чем затруднение? – семь богатырей – это подлежащее. Нам привычнее видеть «Входят богатыри», но здесь рядом с существительным стоит еще одно слово – СЕМЬ, которое вместе с существительным образуют подлежащее. Что обозначает слово «семь»? (Количество богатырей), верно. Число 7. Это часть речи, о которой нам с вами предстоит узнать много нового и интересного.
ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ – запишите в тетрадь тему урока и подчеркните.
- Скажите, а нам приходилось использовать имя числительное на уроках русского языка?
- Конечно, при записи числа.
- Верно, ну а сейчас каждая команда получит индивидуальное задание по исследованию вопросов, связанных с такой частью речи, как имя числительное.
(Представитель от каждой команды получает задание. Дети работают в группе, выполняя задание на листочках. Через некоторое время, когда команды будут готовы, представитель от группы выходит к доске и объясняет, на какой вопрос по теме им нужно было ответить).
После выступления каждой команды, класс получает задание для выполнения.
Задание для 1 команды.
Распределите слова в два столбика. Объясните, что такое имя числительное как часть речи, на какие вопросы отвечает и какие бывают числительные.
два шестой четыре восьмой десятый семь |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Имя числительное–часть речи, которая
_______________________________________
Задание для 2 команды.
Распределить слова на три группы и ответьте на вопрос: какие бывают числительные по своему составу.
Три, семьдесят, девять, восемьдесят, двадцать четыре, тридцать семь |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Имена числительные бывают:
_________________________________________
Задание для 3 команды.
Впишите количественные и порядковые числительные в данный текст. Сделайте вывод о том, как изменяются имена числительные.
Мы учимся в ___________классе. В нашей школе______этажей. Наш кабинет расположен на ________этаже. Сегодня в классе _____________________________ученик____.
Скоро в ____________________классах пройдут соревнования по плаванию.
Имена числительные изменяются по
___________________________
Задание для 4 группы.
Запишите словами числа: 50, 60, 80, 22, 35
_________________________________
Что вы можете рассказать об образовании сложных числительных, в чем отличие написание сложных числительных и составных.
Сложные числит. пишутся_______________
Составные числит. пишутся___________
Задание для 5 группы.
Ответьте на вопрос, почему числительные, обозначающие 5 десятков, 6 десятков, 7 десятков образуются при помощи сложения основ, а 4 десятка – обозначено числительным «сорок»?
____________________________________
(Знаете ли вы, почему четыре десятка называются сорок?
Ведь это числительное не похоже на тридцать или пятьдесят.
Слово«сорок» вначале было существительным и обозначало
«мешок с четырьмя десятками собольих шкурок
(на полную шубу), которые раньше заменяли деньги.
А потом существительное стало числительным вместо четыре-десять».
Этого же корня и слово сорочка, представлявшая собой вначале
примитивный мешок с разрезами для головы и рук)
Презентация групп.
НЕМНОГО ИСТОРИИ (дети читают)
Древнерусские имена давались не по святцам, а по порядку появления детей на свет.
Первыми именами стали числительные. И если в крестьянской семье семеро детей,
то их могли назвать так:
Первуш, Второк, Третьяк, Четвертак, Пяток, Шесток, Семый.
А иногда к этим именам добавлялись клички, например: Ждан Первуш, Егоза Третьяк и т.д.
Чтоб немного отдохнуть, надо глазки нам сомкнуть.
Руки вверх, представим солнце.
Потянулись, улыбнулись.
Руки перед собой.
Нарисуйте, глазками восьмерку.
Продолжаем работать.
- Внимание на доску:
- решите анаграмму «О Д П О И Н В Л Е В О Н Е И Н»
(Один в поле не воин)
- Это пословица или поговорка?
- Чем отличается пословица от поговорки?
Приведите примеры пословиц и поговорок, в которых употреблены числительные.
(Ответы детей).
Запишите любую на выбор.
-Молодцы.
- Обратите внимание на доску.
- Я предлагаю вам разгадать ребус и записать получившееся предложение.
Прежде, чем вся 7я о5 сядет за 100л, вы3 пре2рительно клеёнку.
- Запишите получившееся предложение в тетрадь.
Проверяем: «Прежде, чем вся семья опять сядет за стол, вытри предварительно клеёнку».
- Время подвести итоги.
- Как вы думаете, ваше исследование закончилось? Мы полностью изучили имя числительное?
- Нет, нам предстоит узнать, как изменяются числительные, какие числительные называются собирательными. Предстоит поговорить о синтаксической роли числит.
- Что ж, а теперь творческое домашнее задание.
Каждой группе предстоит выполнить свое задание. Итак:
1 группе необходимо подобрать названия сказок, в которых встречаются имена числительные;
2 группе – пословицы и поговорки;
3 группе – фразеологические обороты с числительными;
4 группе – интересные факты о животных;
5 группе – ответить на вопрос, как связаны числительные и название дней недели.
Рефлексия.
- Сложно было работать в группах? (ответы детей)
- Интересны для вас были задания? (ответы детей)
- С каким настроением после этого урока вы пойдете на перемену? (ответы детей)
Похожие материалы:
Более новые статьи:
- Урок окружающего мира в 3 классе: «Как человек научился летать»
- Урок русского языка в 3 классе: «Повторяем правописание безударных окончаний имён существительных 1-го, 2-го и 3-го склонений»
- Открытый урок по математике в 1 классе: «Название чисел при сложении»
- Конспект урока математики в 1 классе: «Число 9. Цифра 9»
- Урок математики в 4 классе: «Решение задач. Повторение и закрепление»
Более старые статьи:
- Конспект урока русского языка в 3 классе: «Правописание в корне слов парных звонких и глухих согласных»
- Конспект урока русского языка в 4 классе: «Правописание слов с безударными гласными в корне слова. Обобщение»
- Конспект урока по литературному чтению во 2 классе: «И. С. Соколов – Микитов «Зима в лесу»
- Конспект открытого урока по русскому языку в 1 классе: «Знакомство с буквой Щщ»
- Конспект урока математики в 4 классе: «Решение задач на встречное движение»