Конспект урока по русскому языку во 2 классе: «Родственные слова».
Цели:
Ознакомить с понятием «родственное слово», учить находить родственные слова в тексте, определять у них общую часть и значение.
Расширять кругозор детей их лексический запас.
Прививать любовь к русскому слову.
Оборудование:
ИКТ (компьютер, доска-мимио), презентация к уроку
Ход урока.
1.Моб. начало. ( здороваюсь, проверяю готовность к уроку)
2. Минутка чистописания.
- Сегодня мы повторим написание буквы Р.
-Вспомни, какие звуки мы обозначаем на письме этой буквой? ( на мимио-доске показываю написание этой буквы, дети тренируются в написании буквы в тетради)
3. Сообщение темы и цели урока.
- Эта буква сегодня стоит в начале названия нашей темы. Как писать названия?
Сегодня мы узнаем, что среди слов есть родственники – родственные слова, научимся их находить и определять у них общее. ( презентация, слайд 2)
4. Работа по теме. ( слайд 3)
На доске высвечивается слайд со словами К.Паустовского.
Родник родит речку, а река льётся-течёт через всю матушку-землю, через всю Родину. Кормит народ. Вы глядите, как это складно выходит: родник, Родина, народ. Все эти слова как бы родня.
Как вы понимаете слова К. Паустовского? Почему данные слова –родня?
Такие слова, которые схожи по смыслу и по значению и называют родственными.
-Откройте учебник на стр. 90, посмотрите на упражнение № 61. Прочтите задание, и выполните его. ( выполнить упражнение детям поможет то, что общая часть родственных слов отмечена жирным шрифтом)
-Определи общий смысл слов. Найди общую часть. Как назовёшь эти слова?
- Давайте посмотрим, как образуются родственные слова. (слайд4)
В слайде рассматривается, как «растёт » слово САД. Идет выяснение лексического значения каждого слова, и выделение общей части слов.
-Итак, какие слова являются родственными? (слайд 5- правило)
-Прочтите правило, данное у вас в учебнике. (стр.91)
5. Физпауза.
Игра с пальчиками «Моя родня»
(Произнося слова, дети загинают пальчики обеих рук, начиная с большого пальчика. В конце пальцы сжимаются в кулачок)
Этот пальчик –дедушка.
Этот пальчик- бабушка.
Этот пальчик –папочка.
Этот пальчик – мамочка.
А этот пальчик-Я.
Вот и вся моя родня.
6. Закрепление изученного.
Устно выполняется упражнение со слайда 6. Один ученик работает на мимио-доске. Затем работа проверяется. Обьясняется лексическое значение слов, не вошедших в группу «родственные слова»
Письменно дети выполняют упражнение № 66. Цель данного упражнения – определение родственных слов и пропедевтика выделения корня родственных слов.
7. Развитие речи учащихся.
Предлагается выполнить задание слайда 7. На нём даны пословицы. Идёт работа по определению смысла пословицы. ( на мимио-доске дети выделяют родственные слова).
Озвучивание жизненных ситуаций детей.
-Запиши пословицу, которая больше всех тебе запомнилась.
8. Итог урока.
- Ребята, с какой темой вы сегодня познакомились?
-Какие слова мы будем считать родственными?
- Чему вы научились на уроке?
-Что вам больше всего понравилось на уроке?
Скачать презентацию к урокупо русскому языку во 2 классе: «Родственные слова».
Похожие материалы:
Более новые статьи:
- Урок окружающего мира в 3 классе: «Как человек научился летать»
- Урок русского языка в 3 классе: «Повторяем правописание безударных окончаний имён существительных 1-го, 2-го и 3-го склонений»
- Открытый урок по математике в 1 классе: «Название чисел при сложении»
- Конспект урока математики в 1 классе: «Число 9. Цифра 9»
- Урок математики в 4 классе: «Решение задач. Повторение и закрепление»
Более старые статьи:
- Урок по математике в 3 классе: «Диаметр окружности».
- Урок по русскому языку в 3 классе: «Род имен существительных».
- Конспект урока по изобразительному искусству во 2 классе: «Цвет как средство выражения. Тёплые и холодные цвета.
- Урок по русскому языку в 4 классе: «Правописание безударных окончаний существительных в родительном и дательном падежах».
- Урок по математике в 4 классе: «Дроби».