Конспект урока по русскому языку во 2 классе: «Родственные слова».

(4 голоса, среднее 4.50 из 5)



Цели:

Ознакомить с понятием «родственное слово», учить находить родственные слова в тексте, определять у них общую часть и значение.

Расширять кругозор детей их лексический запас.

Прививать любовь к  русскому слову.

Оборудование:

ИКТ (компьютер, доска-мимио), презентация к уроку

Ход урока.

1.Моб. начало. ( здороваюсь, проверяю готовность к уроку)

2. Минутка чистописания.

- Сегодня мы повторим написание буквы Р.

-Вспомни, какие звуки мы обозначаем на письме этой буквой? ( на мимио-доске показываю написание этой буквы, дети тренируются в написании буквы в тетради)

3. Сообщение темы и цели урока.

- Эта буква сегодня стоит в начале названия нашей темы. Как писать названия?

Сегодня мы узнаем, что среди слов есть родственники – родственные слова, научимся их находить и определять у них общее. ( презентация, слайд 2)

4. Работа по теме. ( слайд 3)

На доске высвечивается слайд со словами  К.Паустовского.

Родник родит речку, а река льётся-течёт через всю матушку-землю, через всю Родину. Кормит народ. Вы глядите, как это складно выходит: родник, Родина, народ. Все эти слова как бы родня.

Как вы понимаете слова К. Паустовского? Почему данные слова –родня?

Такие слова, которые схожи по смыслу и по значению и называют родственными.

-Откройте учебник на стр. 90, посмотрите на упражнение № 61. Прочтите задание, и выполните его. ( выполнить упражнение детям поможет то, что общая часть родственных слов отмечена жирным шрифтом)

-Определи общий смысл слов. Найди общую часть. Как назовёшь эти слова?

- Давайте посмотрим, как образуются родственные слова. (слайд4)

В слайде рассматривается, как «растёт » слово САД.  Идет выяснение лексического значения каждого слова, и выделение общей части слов.

-Итак, какие слова являются родственными? (слайд 5- правило)

-Прочтите правило, данное у вас в учебнике. (стр.91)

5. Физпауза.

Игра с пальчиками «Моя родня»

(Произнося слова, дети загинают пальчики обеих рук, начиная с большого пальчика. В конце пальцы сжимаются в кулачок)

Этот пальчик –дедушка.

Этот пальчик- бабушка.

Этот пальчик –папочка.

Этот пальчик – мамочка.

А этот пальчик-Я.

Вот и вся моя родня.

6. Закрепление изученного.

Устно выполняется упражнение со слайда 6. Один ученик работает на мимио-доске. Затем работа проверяется. Обьясняется лексическое значение слов, не вошедших в группу «родственные слова»

Письменно дети выполняют упражнение № 66. Цель данного упражнения – определение родственных слов и пропедевтика выделения корня родственных слов.

7. Развитие речи учащихся.

Предлагается выполнить задание слайда 7. На нём даны пословицы. Идёт работа по определению смысла пословицы. ( на мимио-доске дети выделяют родственные слова).

Озвучивание жизненных ситуаций детей.

-Запиши пословицу, которая больше всех тебе запомнилась.

8. Итог урока.

- Ребята, с какой темой вы сегодня познакомились?

-Какие слова мы будем считать родственными?

- Чему вы научились на уроке?

-Что вам больше всего понравилось на уроке?

Скачать презентацию к урокупо русскому языку во 2 классе: «Родственные слова».