Открытый урок по русскому языку: Глагол как часть речи.

(10 голоса, среднее 4.30 из 5)

Цели: познакомить с частью речи – глаголом, его отличительными признаками, развивать умение распознавать глагол в тексте;

- развивать мышление, умение сравнивать, обобщать;

- расширять словарный запас учеников

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

1).Чистописание.

( На доске: п, в, с, т, к.)

- Давайте узнаем , какую букву будем сегодня писать.

- Что общего?  Какая буква лишняя? Почему?

- Вы определили , что будем писать букву в.

( Уч. –ся прописывают: В в  вл ва ве.)

2). – Отгадайте загадки:

В тёплой край я не летаю,

Здесь под крышей обитаю,

Чик – чирик! Не робей!

Я бывалый …..( воробей) (Слайд 1)

- Запишите слово воробей с большой буквы, поставьте ударение, подчеркните безударную гласную.

- Назовите безударную гласную.

- Назовите ударный слог.

Окраской сероватая,

Повадкой – вороватая,

Крикунья хрипловатая

Известная персона

Это…(ворона)                                                                                                                                        - Запишите слово   ворона на следующей строчке, поставьте ударение, подчеркните безударную гласную.

- Назовите безударную гласную.

- Назовите ударный слог.

- Что общего в этих словах?

- Что такое имя существительное? На какие вопросы отвечает?

3.Самоопределение к деятельности.

1). - Отгадайте загадку:

В поле сестрички стоят,

Жёлтые глазки на солнце глядят,

У каждой сестрички -

Белые реснички. ( ромашка появляется на доске)

- Что обозначает появление ромашки на уроке?  Значит, что мы сегодня будем делать на уроке? Сформулируйте тему урока. ( БУДЕМ ЗНАКОМИТЬСЯ С НОВОЙ ЧАСТЬЮ РЕЧИ)

- Какие задачи мы поставим перед собой?

- А с какой частью речи мы уже знакомы? Что вы о ней знаете?

- Чтобы узнать о какой части речи мы будем говорить сегодня, выполним задание.

4. Работа по теме урока.

1).      - Как падаёт голос воробей ? Запишите слово рядом со словом воробей.

- Как падаёт голос ворона? Запишите слово рядом со словом ворона.

- На какой вопрос отвечают эти слова?

- Что они обозначают?

- Интересная часть речи

В русском языке живёт.

Кто что делает расскажет:

Чертит, пишет иль поёт,

Или забивает гол.

Варит, жарит, моет, чистит -

Всё расскажет нам … ( глагол)

- Так к какой части речи мы отнесем  слова « чирикает и каркает»?

(На ромашке открывается лепесток ГЛАГОЛ.)

2).   - Возьмите карточку № 1. Выберите правильный ответ.

Карточка Глагол – это

1) Часть речи, которая обозначает предметы и отвечает на вопросы Кто? Что?

2) Часть речи, которая обозначает  признак предмета и отвечает на вопросы Какой? Какая? Какое? Какие?

3) 2) Часть речи, которая обозначает  действие  предмета и отвечает на вопросы Что делать?  Что делает?

- Прочитайте ответ. А  сейчас, давайте проверим правильно ли мы выполнили задание. Откройте учебники на стр. 68. Прочитаем правило.

3). – Посмотрите на доску.( слайд №3)

- Прочитайте слова первого столбика. На какой вопрос они отвечают? К какой части речи относятся?

- Прочитайте слова второго столбика. На какой вопрос они отвечают? К какой части речи относятся?

- Жили – были имена существительные. Плохо им жилось, скучно. Все бездействовали. Но однажды всё изменилось. Пришли глаголы. Они не могут смотреть на бездействие. Они всех заставляют что- то делать. Вот и мы с вами , давайте заставим наши предметы действовать. Для этого соединим слова первого и второго столбиков, чтобы получились словосочетания.

рыба                          скачет

птица                         плывёт

лошадь                      летит

лягушка                    ползёт

змея                            прыгает

- Для чего нужны глаголы?

5. Физ.минутка.

- Если произношу слова, отвечающие на вопрос КТО? ЧТО? – вы хлопаете. Если услышите слова, отвечающие на вопрс ЧТО ДЕЛАЕТ? – приседаете.

( Книга, летит, вопрос, читает, учится, дружба, весна, смотрит.)

6. Закрепление.

1). На доске текст( слайд № 4)

Снег … деревья. Дуб … в мохнатой шапке. Молодая ёлочка … в сугроб.

Слова для справок: укутал, дремлет, спряталась.

- Спишите текст, вставляя в предложения глаголы.

- Прочитайте. Проверим..

- В последнем предложении подчеркните основу , т. е. главные члены предложения. Какой частью речи выражено сказуемое?

2). Работа по учебнику. ( упр. №125 стр. 72)

- Придумайте свои глаголы.

7. Рефлексия.

- Выпишите только глаголы.

Таракан живёт за печкой.

То- то тёплое местечко.

Ученик учил уроки.

У него в чернилах щёки.

Дятел жил в дупле пустом.

Дуб долбил он долотом.

- Проверка.

- Оцените свои результаты. ( слайд №5)

( Зелёный кружок – молодец, все глаголы выписал

Желтый – хорошо, но есть 1-2 ошибки

Красный – ещё не всегда вижу глаголы)

8. Подведение итогов урока.  ( слайд № 6 )

Я  УЗНАЛ О … ( - Что мы узнали о глаголе?)

Я НАУЧИЛСЯ …

Я  СМОГУ …

МНЕ ПОНРАВИЛОСЬ …

( Выставление оценок за урок.)

9 . Домашнее задание. ( слайд № 7)

- Выписать из любого текста 10 глаголов.