Урок окружающего мира для начальной школы: «Удивительные озёра России». Урок-исследование.

(1 голос, среднее 5.00 из 5)

Цель:

-Развивать память, речь, воображение, наблюдательность;

-Обеспечить повторение знаний об озёрах и их уникальности; продолжить формировать общеучебные умения и навыки (работа с книгой, картой, схемой); учить устанавливать причинно – следственные связи;

-Воспитывать внимательное отношение к окружающему миру, умение удивляться и смотреть на знакомые природные объекты и явления по новому, уважительное отношения к себе и другим.

Наглядность к уроку: схема озера сточного и бессточного, питание озёр, озёра пресные и солёные, использование озёр человеком; экологические знаки, карта, капелька воды в виде трафарета, энциклопедии и справочники.

Ход урока:

1. Организационный момент.

Создадим друг другу хорошее настроение. Улыбнитесь, поприветствуйте –

пожмите руки.

2. Мотивация.

Послушайте быль. На небольшой станции __________, в 30 километрах от

_______________ жила девочка. Любимым местом в деревне у неё было небольшое озеро с прозрачной водой. Оно находилось в сосновом бору. Летом девочка с подругами купались, загорали, варили душистую уху из карасей, а зимой катались на коньках. Оно было первым, а значит лучшим на всём свете. Озеро было небольшое, но необыкновенное. Бабушка поведала девочке о том, что озеро имело союзное значение. Когда по железной дороге ходили паровозы, они останавливались и заправлялись водой из этого озера. Озеро охраняли смотрители и следили за его чистотой. Но вот на смену паровозам пришли электровозы, и озеро забросили.

Сейчас в нём всякий хлам, ржавь и слизь зелёная,

И хвощ болотный вылез.

Как будто люди целью задались,

Убить его и своего добились.

3. Повторение.

К этой были, мы ещё вернёмся, а сейчас продолжим путешествие по озёрам России.

Причал первый ПОВТОРЯЙКА

- Что такое озеро?

- Какие озёра сточные и бессточные?

- Как питаются озёра?  Работа по листу опорных схем (лос)

- По какой закономерности можно распределить озёра в две группы:

Ильмень, Чаны, Байкал, Ладожское, Эльтон, Баскунчак? (пресные, солёные)

- Показать на карте самое солёное из этих озёр?  (Чаны)

- В каком озере добывают самую высококачественную соль? (Баскунчак)

- Как человек использует озеро?  (по схеме)

Причал второй: ПОИГРАЙКА

Закройте глаза. Да, хорошо отдыхать на озере. Чистая вода. Тёплый песок, ласкающие лучи солнца, аромат цветов, пение птиц, жужжание насекомых. Вам очень хорошо и легко на сердце. (звучит музыка)

Играем в игру: «Не будете ли вы, любезны»? (ученик задаёт вопрос другому ученику)  Примерные вопросы:

- Что такое лимнология?

- Самое промёрзшее озеро России?

- Что такое фитопланктон?

- Как называются детёныши нерпы?

- Что такое эндемик?

- Назови эндемиков Байкала?

- Чем знаменита птица Чомга?

- Сильный ветер Байкала?  (вопросы готовятся дома)

ребята, а не будете ли вы любезны, назвать озёра рекордсмены мира, которые расположены на территории России?  (Байкал, Каспий)

4. Изучение нового.

Причал третий ИССЛЕДУЙКА

На Русской равнине, на Валдайской возвышенности лежит самое красивое озеро равнины – Селигер жемчужина русской природы со сказочным лабиринтом полутора сотен островов с сосновыми и лиственными лесами. Плотвичное озеро! Я предлагаю вам совершить путешествие для доказательства уникальности озёр: Байкал, Каспий, Селигер. Работают три группы.

Первая группа составляет сказку о Байкале, используя дополнительные источники. (журнал «Сибирячок», книги о Байкале)

Вторая группа читает и обсуждает статью из газеты «Боль Каспия» и составляет схему.

Третья группа читает статью в учебнике и показывает уникальность озера Селигер через рисунок. (В каждой группе ответственный)

Причал четвёртый ЗАЩИЩАЙКА

Заслушиваются сообщения о Байкале, Каспии, Селигере. Лучшие исследователи получают приз в виде капельки воды. (выбирают ответственные каждой группы)

5. Закрепление изученного.

Причал пятый ЗАПОМИНАЙКА

Молодцы, вы сумели доказать уникальность озёр. Пусть эти озёра живут на радость людям. Пришло время назвать автора были. Это я, ребята. А рассказала эту быль, для того чтобы ваши озёра и реки, на которых вы родились, жили долго. Для того чтобы помочь озёрам выжить на планете, нужно соблюдать экологические знаки:

посадка деревьев  голубой патруль, сети, мусор, удобрения, мытьё машин. (изображены схематично)    Знаки запоминай и озёрам помогай!

Причал шестой ОТГАДАЙКА

«Семь бед – один ответ»

большое           глубокое               красивое

нефть               нерпа                                    туристы

тюлень              голомянка                             плотва

Хвалынское         рачок                                     залив

килька               Баргузин                                ключ

севрюга            чомга                                     острова

теплоход           омуль                                     кувшинки

Каспий             Байкал                                  Селигер

6. Рефлексия.

Что нового открыл каждый для себя на уроке?

7. Итог.

«Если будут звенеть родники, будет биться и сердце России». Соберём все капельки нашей работы и пусть они упадут в наше озеро. (схема озера на доске) А ваши капельки пусть останутся у вас на память о нашем уроке. Всех благодарю!

8. Домашнее задание.

Дать рекламу любому озеру.