Урок окружающего мира в 4 классе на тему: «Глаза – орган зрения».

(12 голоса, среднее 4.42 из 5)



Цели: объяснить значение органов чувств для жизнедеятельности человека, сформировать представление о механизме их работы, обратить внимание на правила личной гигиены для сохранения здоровья органов чувств.

Задачи: продолжить формирование умения сопоставлять информацию, содержащуюся в тексте, и соответствующий ей рисунок, анализировать учебный текст и составлять к нему план ответа;

воспитывать бережное отношение к окружающим людям, к своим органам чувств; продолжить формирование навыков соблюдения правил личной гигиены для сохранения здоровья органов чувств.

Оборудование:  таблица «Строение глаз», предметы разной формы и размера для проведения наблюдений; презентация на компьютере по теме «Глаза – орган зрения»; энциклопедии; картинки животных, насекомых, рыб; магнитофон.

Ход урока.

I.   Мобилизующее начало урока.

II.  Проверка домашнего задания.

Устно ответить на вопросы: 1. Рассказать о нервной системе человека.

2. Рассказать, как  устроен мозг и как он управляет   организмом?

Тестирование на компьютере по теме: Как беречь нервную систему?

III. Сообщение темы и цели урока.

Учитель:

- Сегодня на уроке познакомимся  с интересной темой. Мы будем говорить о том органе чувств, от которого мозг получает больше всего информации.

- Как вы думаете, что это за орган чувств? (глаза)

- Тема урока: «Глаза – орган зрения». Узнаете строение глаза, механизм работы глаз, поговорим о соблюдении правил личной гигиены для сохранения здоровья органов чувств, будем проводить разные наблюдения.

IV.  Работа по теме.

Учитель:

- Вы правильно сказали, что мозг  от органа зрения получает наибольшую информацию.

Зрения дает человеку в 9 раз больше информации об окружающем его мире, чем все остальные органы чувств. Благодаря зрению мы узнаем о форме и размерах предмета, его цвете, движется предмет или нет, как далеко он расположен, где предмет находиться относительно нас – слева или справа, выше или ниже, спереди или сзади. Если заснять все на кинопленку, что человек видит в течении дня, то на это понадобилось бы 20 км. пленки. Благодаря наличию двух симметрично расположенных глаз, мы воспринимаем окружающий мир объемным, а не плоским, как на фотопленке.

- Давайте попробуем выяснить, какие свойства предметов нельзя определить с закрытыми глазами.

Опыт.

Цель: путем собственных исследований выявить, какие свойства предметов нельзя определить с закрытыми глазами.

Вывод: с закрытыми глазами человек не может узнать о цвете предмета, о форме и раз-мерах (если предмет не ощупывать), о движении и расположении предмета (если он не издает звука).

Опыт.

Цель: убедить учеников в важности двух глаз.

Попросите учеников сначала закрыть глаза и не подглядывать. поставить на столе  2 разных предмета разного размера, но постарайтесь при этом сделать так, чтобы ученикам не был виден дальних от них край стола. Можно перед предметами положить заслоняющий край стола более низкие предметы (книги, тетради и т.д). более крупный из двух предметов поставьте чуть дальше от учеников, чем предмет поменьше. После этого попросите учеников прикрыть один глаз рукой, а другим посмотреть на стол и определить (напри-мер, голосованием), какой из двух предметов поставлен ближе, а какой дальше. Многие из учеников ошибочно посчитают, что более крупный предмет стоит ближе (это эффект обмана зрения при пользовании только одним глазом). После этого предложите ученикам открыть второй глаз и ответить еще раз на вопрос. Узнав правильный ответ, ученики на опыте убедятся, что именно с помощью пары глаз они умеют определять, что дальше и что ближе.

V.  Строение глаза.

Учитель:

– Узнаем, а как же устроен глаз (показ по таблице).

- Глаза находятся во впадинах черепа – глазницах.  Поворачивают глаза в разные стороны глазные мышцы. Веки защищают глаза от ветра и пыли, от яркого света. Моргание век защищает глаза от высыхания. Брови преграждают путь капелькам дождя и пота. Слезы вымывают соринки и микробов.

- Глазное яблоко покрыто прозрачной оболочкой – роговицей. Цвет глазам придает радужная оболочка. В ее центре находится отверстие – зрачок. Через него свет попадает на выпуклый хрусталик. Мышцы радужной оболочки, изменяя размер зрачка, регулирует поступление света на сетчатку. Здесь располагаются чувствительные нервные волокна, которые отвечают за черно – белое и цветное зрение.

- Давайте запишем строение глаза.

1.  – ресницы, 2 – брови, 3 – веко, 4- радужная оболочка, 5 – зрачок, 6 – роговица.

VI. Гимнастика для глаз (использование разного рода фигур и линий, по которым дети бегают «глазами» под музыку).

На листе ватмана размером 1х2 м. изображаются какие-либо цветные фигуры (овал, восьмерка, волна, спираль, ромб и т.д.) или причудливо перекрещенные линии разных цветов толщиной 1 см. Этот плакат  размещается выше глаз в любом удобном месте  (над доской, на боковой стене и даже на потолке классной комнаты). По просьбе учителя дети начинают бегать глазами по заданной территории. При этом каждому упражнению желательно придавать игровой или творческий характер. Можно на кончик указки прикрепить бабочку и отправиться вместе с ней в путешествие. Упражнение выполняется стоя.

VII. Самостоятельная работа. Работа по учебнику, стр.

Учитель:

-А теперь проверим, как вы внимательно прочитали материал.

Вопросы для беседы.

-Для чего вокруг глаз ресницы? (Ресницы защищают глаза от попадания в них сори-нок).

- Для чего мы моргаем? (Моргаем мы для того, чтобы периодически смазывать слеза-ми роговицу, когда боимся попадания чего – либо в глаз).

- Для чего закрываются веки, когда мы засыпаем? (Веки глаз на время сна закрываются, чтобы отдохнули мышцы век, отдыхал мозг – к нему не поступает новая информация от глаз).

- Когда мы щуримся? (Щуримся мы тогда, когда свет от рассматриваемых предметов через щур ярок – этим мы помогаем зрачку, который не всегда справляется с регулированием силы света, поступающего в глаз).

- Почему мы плачем, когда режем лук? (Сок лука, а также некоторые другие резко пахнущие вещества: ацетон, лак – являются раздражителями глаз, вызывая обильное слезотечение.  Глаз пытается быстрее смыть со своей поверхности молекулы этих веществ).

- Кто такие дальтоники? Можно ли им водить автомобиль? (Дальтоникам водит автомобиль опасно, особенно в темноте, когда не видно, верхний (красный) или нижний (зеленый) фонарь горит у светофора (красный или зеленый цвет они воспринимают одинаково, не различая их).

-Какие глаза можно называть внимательными? (Внимательными мы называем глаза, разглядывающие какой – то предмет или что-то разыскивающие взглядом).

- Какие приборы увеличивают возможности глаз? (Возможности глаз увеличивают изобретенные человеком приборы: очки, микроскопы, бинокли, телескопы, приборы ночного видения и другие.)

-Бывают ли глаза добрыми, злыми? (Глаза сами по себе не бывают добрыми или злыми, то или иное впечатление по выражению глаз создают расположенные вокруг них мышцы лица.)

- Связано ли зрение с мышлением? Предложите ученикам рассмотреть какой-нибудь предмет. Каждый ученик  может увидеть больше или меньше, в зависимости от его знаний и напряжения ума. Предложите одному из учеников первым рассказать о том, что он видит, а потом другие ученики дополнят описание предмета.

VIII. Работа с компьютером.

Открыть презентацию «Глаза – орган зрения».

Дети читают вопрос, отвечают. Правильность ответа проверяют по компьютеру.

Вопрос 1: Для чего вокруг глаз ресницы?

Ответ: Ресницы защищают глаза от попадания в них соринок.

Вопрос 2:Для чего мы моргаем?

Ответ: Моргаем мы для того, чтобы периодически смазывать слезами роговицу, когда боимся попадания чего – либо в глаз.

Вопрс3: Для чего закрываются веки, когда мы засыпаем?

Ответ: Веки глаз на время сна закрываются, чтобы отдохнули мышцы век, отдыхал мозг – к нему не поступает новая информация от глаз.

Вопрос 4: Почему мы плачем, когда режем лук?

Ответ: Сок лука, а также некоторые другие резко пахнущие вещества – ацетон, лак – являются раздражителями глаз, вызывая обильное слезотечение.  Глаз пытается быстрее смыть со своей поверхности молекулы этих веществ.

Вопрос 5: Можно ли им водить автомобиль?

Ответ: Дальтоникам водит автомобиль опасно, особенно в темноте, когда не видно, верхний (красный) или нижний (зеленый) фонарь горит у светофора (красный или зеленый цвет они воспринимают одинаково, не различая их.

IX. Правила личной гигиены для сохранения здоровья органов чувств.

Учитель:

- Что же  может навредить глазам?

-Плохое или недостаточное освещение, чтение лежа, многочасовое просматривание телевизионных передач, засорение глаз.

- Свет должен освещать книгу или тетрадь слева. Книга или тетрадь должны находиться от глаз на расстоянии наилучшего зрения – 25 – 30 см.

- Не трите глаза грязными руками.

-На следующем уроке мы более подробно остановимся на этом вопросе. Дома поищи-те интересный, познавательный материал по теме «Глаза – орган зрения».

Х. Подведение итогов урока. Вывод.

- Что нового узнали на уроке?

- Какой вывод можно сделать?

Вывод: Глаза – орган зрения. От них мозг получает наибольшую часть информации. С закрытыми глазами человек не может узнать о цвете предмета, о форме и размерах (если предмет не ощупывать), о движении и расположении предмета (если он не издает звука). С помощью пары глаз мы умеем определять, что дальше и что ближе. Ресницы, брови, веко, радужная оболочка, зрачок, роговица – таково строение глаза. Глаза нужно беречь!

-Чем понравилось заниматься на уроке?

-Спасибо за урок.

XI. Домашнее задание.

Учебник: стр.

Подобрать интересный материал по теме «Глаза – орган зрения», оформить сообщение на альбомном листе.

Скачать презентацию к уроку окружающего мира в 4 классе на тему: Глаза – орган зрения».