Конспект урока русского языка в 5 классе: «Правописание чередующихся гласных а–о в корне лаг-лож»
Цель: повторить знания, полученные ранее по фонетике, лексике, словообразовании, текстоведению (комплексное повторение); ознакомить учащихся с правилом выбора чередующихся гласных а-о в корнях –лаг-лож.
Оборудование урока: мультимедийная установка, карточки, сигнальные ракетки с буквами А и О.
Ход урока русского языка в 5 классе: Правописание чередующихся гласных а –о в корне -лаг- лож
Организационный момент - 2мин.
Работа с текстом (комплексное повторение) - 10 мин.
Введение нового материала - 5мин.
Закрепление нового материала - 18 мин.
Подведение итогов, задание на дом - 5мин.
1.Организационный момент:
Приветствие, подготовка учащихся к уроку, сообщение темы и цели урока.
Слово учителя:
-Мы сегодня наш урок начнём с небольшого комплексного повторения, познакомимся с правописанием слов с корнем -лаг-лож-, узнаем, как правильно выбрать чередующиеся гласные звуки в этом корне.
2. Работа с текстом.
- А сейчас смотрим на экран (слайд №1). (Чтение текста учителем)
Видел я восход солнца над р..дными п..лями, над густыми зарослями кустов возле речки. В прозрачном зеркале в..ды отражаются звёзды. Под пение птиц и шёпот камышей поднимается солнце. Прохладная р..са на лугах сияет алмазной россыпью. Расположившись на б..регу, жду р..ждения нового дня.
Беседа по вопросам.
- Как вы думаете, к какому типу речи относится данный текст ? (описание)
- Какое время суток описано в тексте? ( рассвет)
- Какие слова вам помогли определить это? (восход солнца, поднимается солнце, роса на лугах, рождение нового дня).
- В каких словах заключается основная мысль текста? (рождение нового дня)
- Какие средства художественной выразительности употребляет автор?
( сравнение, эпитет, метафору, олицетворение).
- Один из способов объяснения лексического значения слова - подбор синонимов или антонимов, подберите синоним к слову сияет ( сверкает, блестит) и антоним к слову восход ( заход).
- Найдите слова, в которых буквы обозначают два звука (пение, сияет, россыпью и др.).
- Как образованы слова прохладная, алмазной, речкой? (суффиксальным способом). Какие ещё способы словообразования вы знаете?
- Вставьте пропущенные буквы, объясните свой выбор. (Проверяемые гласные в корне).
- А как же нам проверить правописание безударной гласной в слове расположившись?
3. Введение нового материала
- Дело в том, что в словах с проверяемыми гласными в корнях одна и та же буква обозначает разные звуки. Например, слово п(а)лями и п(о)ле.
Есть ещё и слова, в корнях которых безударные гласные звуки обозначаются разными буквами. (слайд №2) (наблюдение по материалу)
- Как вы думаете, при одинаковом произношении в каких корнях пишется а, в каких-о? ( пишу букву А, если корень –лаг-, пишу букву О, если корень –лож-).
- Что ещё вы заметили? (после корня -лаг- всегда идёт суффикс А, а после корня –лож- его нет).
Сделаем вывод. Если после корня есть суффикс А, значит в корне надо тоже писать А.
- Посмотрим, как данная орфограмма обозначается графически (учебник с. 177, орфограмма №12)
4. Закрепление нового материала
а) ( слайд №3 «Приставки»)
-Образуйте слова с корнем –лаг- - -лож- с данными приставками( по вариантам).
Вопрос к классу:
- У кого имеется глагол, который сочетается с существительным путь, а с существительными венок, помощь, взыскание? (запись словосочетаний в тетради, графически обозначаем орфограмму).
ФИЗМИНУТКА
б) работа по карточкам (дифференцированное задание)
Зелёные карточки - для более слабых учеников, красные карточки – для средних учеников и синие карточки - для более сильных учеников.
(синяя карточка)
Составьте с существительными из левой колонки и подходящими по смыслу глаголами словосочетания, вставьте пропущенные буквы, графически объясните орфограмму.
Пол…жение, изл…жение высказать, написать
Предпол…жение, прил…гательное просклонять, изменить
(красная карточка)
Вставьте пропущенные буквы; составьте с данными словосочетаниями предложения, графически объясните орфограмму.
Написать изл..жение; предл..жить искупаться; уменьшить сл…гаемое.
(зелёная карточка)
Вставьте пропущенные буквы, графически объясните орфограмму.
Сл..гаемые числа , изл..жить содержание, распол..житься на ночлег,
возл..гать обязанности, прол..жить лыжню.
в) Лексический диктант (узнайте слово по его лексическому значению, запишите его)
1.Прибавление одной цифры к другой ( сложение)
2.Название одного из чисел при сложении ( слагаемое)
3.Часть речи, обозначающая признак предмета (прилагательное)
4.Устный или письменный пересказ текста (изложение)
г) «Найди лишнее». ( слайд №4)
д) Игра «О или А?» (Учитель читает слова, учащиеся поднимают сигнальные ракетки с буквами А или О)
Положение, предполагать, предложение, слагаемое, изложить, располагать, наложить, предлагать, разложить, изложение, расположиться.
5. Подведение итогов.
- Что нового мы сегодня узнали?
Домашнее задание. Стр. 177 (правило), упражнение 436
Похожие материалы:
Более новые статьи:
- Урок русского языка в 6 классе: «Морфологический разбор имени существительного»
- Урок русского языка в 7 классе: «Обобщающее повторение по теме «Предлог»
- Урок русского языка в 5 классе: «Виды глагола»
- Урок русского языка в 9 классе: «Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными»
- Урок русского языка в 9 классе: «Практические занятия по подготовке учащихся к ГИА»
Более старые статьи:
- Конспект открытого урока русского языка в 10 классе: «Постановка запятой в простом и сложном предложениях. Подготовка к ЕГЭ»
- Конспект урока русского языка в 10 классе: «Комплексный анализ текста. И.С. Тургенев «Как хороши, как свежи были розы…»
- Конспект урока русского языка в 7 классе: «Правописание приставок».
- Урок русского языка в 6 классе: «Повторение изученного по теме «Словообразование».
- Конспект урока русского языка в 7 классе: «Буква ь после шипящих на конце слов различных частей речи».