Конспект урока русского языка в 5 классе: «Правописание чередующихся гласных а–о в корне лаг-лож»

(0 голоса, среднее 0 из 5)

Цель: повторить знания, полученные ранее по фонетике, лексике, словообразовании, текстоведению (комплексное повторение); ознакомить учащихся с правилом выбора чередующихся гласных а-о в корнях –лаг-лож.

Оборудование урока: мультимедийная установка, карточки, сигнальные ракетки с буквами А и О.

Ход урока русского языка в 5 классе: Правописание чередующихся гласных а –о в корне -лаг- лож

Организационный момент  - 2мин.

Работа с текстом (комплексное повторение)  - 10 мин.

Введение нового материала  - 5мин.

Закрепление нового материала  - 18  мин.

Подведение итогов, задание на дом  - 5мин.

1.Организационный момент:

Приветствие, подготовка учащихся к уроку, сообщение темы и цели урока.

Слово учителя:

-Мы сегодня наш урок начнём  с небольшого комплексного повторения, познакомимся с правописанием слов с корнем -лаг-лож-, узнаем, как правильно выбрать чередующиеся гласные звуки в этом корне.

2. Работа с текстом.

- А сейчас  смотрим на экран  (слайд №1). (Чтение текста  учителем)

Видел я восход солнца над р..дными п..лями, над густыми зарослями кустов возле речки. В прозрачном зеркале в..ды отражаются  звёзды. Под пение птиц и шёпот камышей поднимается солнце. Прохладная  р..са на лугах сияет алмазной россыпью. Расположившись  на  б..регу,  жду  р..ждения нового дня.

Беседа по вопросам.

- Как вы думаете, к какому типу речи относится данный текст ?  (описание)

- Какое время суток описано в тексте?  ( рассвет)

- Какие слова вам помогли определить это?  (восход солнца, поднимается солнце, роса на лугах, рождение нового дня).

- В каких словах заключается основная мысль текста? (рождение нового дня)

- Какие средства художественной выразительности употребляет автор?

( сравнение, эпитет, метафору, олицетворение).

- Один из способов объяснения лексического  значения слова  - подбор синонимов или антонимов, подберите синоним к слову сияет  ( сверкает, блестит) и антоним к слову  восход ( заход).

- Найдите слова, в которых буквы обозначают два звука (пение, сияет, россыпью и др.).

-  Как образованы слова  прохладная, алмазной, речкой? (суффиксальным способом). Какие ещё способы словообразования вы знаете?

- Вставьте пропущенные буквы, объясните свой выбор. (Проверяемые гласные в корне).

- А как же нам проверить  правописание безударной гласной в слове расположившись?

3.  Введение нового материала

- Дело в том, что в словах с проверяемыми гласными в корнях одна и та же буква обозначает разные звуки. Например, слово  п(а)лями  и  п(о)ле.

Есть ещё и слова, в корнях которых безударные гласные звуки обозначаются разными буквами. (слайд №2) (наблюдение  по материалу)

- Как вы думаете,  при одинаковом произношении в каких корнях пишется а, в каких-о?  ( пишу букву А, если корень –лаг-, пишу букву О, если корень –лож-).

- Что ещё вы заметили? (после корня  -лаг- всегда идёт суффикс А, а после корня –лож-  его нет).

Сделаем вывод.  Если после корня есть суффикс А, значит в корне надо тоже писать А.

- Посмотрим, как данная орфограмма обозначается графически (учебник с. 177, орфограмма №12)

4. Закрепление нового материала

а) (  слайд  №3  «Приставки»)

-Образуйте  слова с корнем –лаг- - -лож- с данными приставками( по вариантам).

Вопрос к классу:

- У кого  имеется глагол, который  сочетается с существительным путь,  а с существительными  венок,  помощь, взыскание? (запись словосочетаний в тетради, графически обозначаем  орфограмму).

ФИЗМИНУТКА

б)  работа по карточкам (дифференцированное задание)

Зелёные  карточки - для  более слабых учеников,  красные  карточки – для средних учеников и  синие карточки  -   для более сильных учеников.

(синяя карточка)

Составьте с существительными из левой колонки  и подходящими по смыслу глаголами словосочетания, вставьте пропущенные буквы, графически объясните орфограмму.

Пол…жение, изл…жение                        высказать, написать

Предпол…жение, прил…гательное           просклонять, изменить

(красная карточка)

Вставьте пропущенные буквы; составьте с данными словосочетаниями предложения, графически объясните орфограмму.

Написать  изл..жение; предл..жить искупаться; уменьшить сл…гаемое.

(зелёная карточка)

Вставьте пропущенные буквы, графически объясните орфограмму.

Сл..гаемые числа , изл..жить содержание,  распол..житься на ночлег,

возл..гать обязанности, прол..жить  лыжню.

в)  Лексический  диктант (узнайте слово по его лексическому значению, запишите его)

1.Прибавление одной цифры к другой ( сложение)

2.Название одного  из  чисел при сложении  ( слагаемое)

3.Часть речи, обозначающая признак предмета (прилагательное)

4.Устный или письменный пересказ текста (изложение)

г)  «Найди лишнее». (  слайд №4)

д) Игра «О  или А?»  (Учитель читает слова, учащиеся поднимают сигнальные ракетки с буквами А или О)

Положение, предполагать, предложение, слагаемое, изложить, располагать,  наложить,  предлагать, разложить, изложение, расположиться.

5. Подведение итогов.

- Что нового мы сегодня узнали?

Домашнее задание.  Стр. 177 (правило), упражнение  436

Скачать презентацию к уроку русского языка в 5 классе: «Правописание чередующихся гласных а –о в корне -лаг-лож»