Конспект урока русского языка в 10 классе: «Комплексный анализ текста. И.С. Тургенев «Как хороши, как свежи были розы…»
Задачи урока:
- формировать навык анализа текста на основе единиц взаимодействия единиц разных уровней; умение видеть ключевые слова и понимать их значимость в образной системе художественного произведения;
-развивать чувство слова, умение наслаждаться красотой родного языка.
Использованы:
- стихотворение в прозе И.С.Тургенева «Как хороши, как свежи были розы…»
- стихотворение И.Мятлева «Розы»
- стихотворение И.Северянина «Классические розы»
Ход урока
Учитель – Сегодня мы поговорим о стихотворении в прозе И.С.Тургенева «Как хороши, как свежи были прозы…»
Стихотворение читают вслух четыре ученика
Учитель – Почему это произведение – стихотворение в прозе?
Ученик – Это произведение соединяет определённые черты этического и лирического произведений. Для него характерны с одной стороны внешняя определённость повествователя в пространстве и во времени («Теперь зима…», «Я сижу…» и др.); сюжетное решение художественной идеи; причинно-следственная часть между частями текста, а с другой – непосредственность и сиюминутность переживаний; повышенная эмоциональность; бессюжетность.
Учитель – Какие особенности композиции стихотворения вы видите?
Ученик – Особенностью композиции стихотворения, на наш взгляд, является сочетание двух художественных миров: мира повествовательного монолога и мира внесюжетных включений посредством звенящей повторяющейся строки «как хороши, как свежи были розы…»
Учитель – Я рада, что вы заметили самое главное. Учёный – лингвист Н.М.Шанский назвал композицию этого тургеневского произведения рельефно-прослоечной. В создании образной системы художественного произведения, помимо композиции, важно сочетание всех языковых единиц. Но особая роль здесь принадлежит лексике.
Учитель – А. Блок однажды заметил: «Всякое стихотворение – покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся , как звёзды».
Попробуем и мы выделить в стихотворении Тургенева ключевые слова, которые определяют образную систему произведения. Прежде всего уточните, какие основные темы стали предметом раздумий Тургенева в стихотворении?
Ученик – Мне кажется, что тема жизни, молодости и тема смерти, старости.
Учитель – Согласна. Какое слово, по-вашему, относительно нейтрально и связывает символически обе темы, оба художественных мира?
Ученик – Я думаю, это слово «свеча». Она горит, освещая прошлое, настоящее и будущее лирического героя.
Учитель – Каков же, на ваш взгляд, символический смысл образа свечи?
Ученик – Свеча – символ жизни. Свеча догорает – жизнь уходит. Автор использует глаголы «трещит», «меркнет», «гаснет», чтобы придать этому символу большую яркость, подчеркнуть неотвратимость конца.
Учитель – Назовите слова, входящие в тематические ряды «смерть» - «жизнь»; «звуки, краски смерти и жизни».
Отрицательно окрашенные - |
|
Положительно окрашенные + |
старость, смерть зима мороз злится
скучный старческий шепот темная комната низкий потолок холод одиночество
шепот темнота кашель скрип |
Свеча горит
Звуки\ краски |
юность, жизнь летний вечер воркотня патриархального самовара смех, молодые голоса уютная комната небо и звезды тёплый воздух весёлый шум семейной жизни
смех светлые вальс русые голоса алые
|
Учитель – Можно ли перечисленные ряды слов назвать синонимами? антонимами?
Ученик – Эти ряды слов, по-нашему мнению, можно назвать синонимами и антонимами только в рамках контекста. Вне текста, в системе языка они не являются ни синонимами, ни антонимами. Их образность проявляется лишь при сопоставлении лексики повествовательного монолога и лексике лирических включений при обозначении душевного состояния героя.
Учитель – Как соотносятся настроение лирических включений и повествовательного монолога?
Ученик – Мы чувствуем, что эти два настроения резко противопоставлены.
Учитель – Какие языковые единицы способствуют созданию настроения повествовательного монолога?
Ученик – Нам кажется, что особую роль в создании настроения повествовательного монолога играют ритм, интонация, особенно в конце текста, усиливая ощущение уходящей жизни. Короткие предложения, многоточия, повторы создают ощущение прерывистого дыхания, затрудненности речи и одновременной завершённости жизни лирического героя.
Учитель – Благодаря чему создаётся образность лирических вступлений?
Ученик – Образность первого лирического вступления создаётся, на наш взгляд, языком романтического описания. Это проявляется в утончённости и изысканности, одухотворённости переживаний. Глаголы состояния, мы считаем, подчёркивают внешнюю неподвижность: «вечер тает; пахнет резедой; девушка сидит и смотрит». Но за видимой неподвижностью встаёт образ внутренней жизни, жизни мысли и чувства: - задумчивые глаза; вопрошающие губы. Всё это позволяет непосредственно проникнуть в мир души лирического героя.
Ученик – Второе лирическое включение напоминает нам стиль раннего Гоголя. Здесь безыскусная радость жизни, поэзия быта передаётся через отбор языковых средств. Это оценочная лексика: весёлый шум, уютная комната, воркотня; уменьшительно-ласкательные суффиксы: глазки, головки, старенькое. Глаголы, рисующие активное действие, словно отражают, как жизнь души перетекает в жизнь внешнюю: слышится шум; голоса звучат… Это реалистическая поэзия, которая легла основана на единстве поэтического и бытового.
Учитель – Очень хорошо. А сейчас вспомните стихотворение И.Мятлева «Розы», строчка из которого стала заглавием и лейтмотивом тургеневского текста. В чём своеобразие тургеневского текста?
Ученик – Прелесть стихотворения И.Мятлева мы ощутили в незатейливости и простодушии, искренности и непосредственности переживаний.
Учитель – Что изменил И.С.Тургенев в первой строке этого стихотворения?
Ученик – И.С.Тургенев поставил в конце первого предложение многоточие (было обстоятельство места), хотя это предложение у автора эмоционально окрашено. И строка приобрела вместо конкретного более общий смысл, не ограниченный временем. Пусть живые розы увяли, их красота и свежесть живут в неумирающих строчках И.С.Тургенева. Просто «розы» превращаются в символ – «розы воспоминаний».
Учитель – Какое ещё стихотворение, написанное по мотивам мятлевского, вспоминается вам?
Ученик – В 1925 году Игорь Северянин создал стихотворение «Классические розы». В его основе тоже лежит игра буквальным и символическим значениями слова. Розы как символ вечности и неисчерпаемости человеческого существования превращаются, на наш взгляд, в буквальное «цветы» - признание значимости и оригинальной прелести творчества поэта.
Учитель – Я думаю, что теперь вам будет проще почувствовать философский подтекст произведения И.С.Тургенева. С чем он связан, по-вашему?
Ученик – Мы увидели, как пересекаются в рамках стихотворения художественный мир лирических включений и повествовательного монолога. А это значит – пересекаются мир жизни, радости, молодости и мир темноты, бесцветной старости, смерти.
Ученик – И мы начинаем размышлять не только о лирическом герое стихотворения, но и об общих законах человеческого существования, где молодость и старость, жизнь и смерть сливаются в вечном, гармоничном круговороте бытия.
Учитель – О чём же заставил вас задуматься сегодняшний урок, стихотворение И.С.Тургенева?
Ученики говорят о том, что лучшие страницы русской классической литературы открывают читателю сокровенные уголки его собственной души.
Домашнее задание:
выучить стихотворение в прозе наизусть;
зашифровать его для взаимодиктанта.
Похожие материалы:
Более новые статьи:
- Урок русского языка в 6 классе: «Морфологический разбор имени существительного»
- Урок русского языка в 7 классе: «Обобщающее повторение по теме «Предлог»
- Урок русского языка в 5 классе: «Виды глагола»
- Урок русского языка в 9 классе: «Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными»
- Урок русского языка в 9 классе: «Практические занятия по подготовке учащихся к ГИА»
Более старые статьи:
- Конспект урока русского языка в 7 классе: «Правописание приставок».
- Урок русского языка в 6 классе: «Повторение изученного по теме «Словообразование».
- Конспект урока русского языка в 7 классе: «Буква ь после шипящих на конце слов различных частей речи».
- Конспект урока русского языка в 6 классе по теме: «Наклонение глагола. Изъявительное наклонение глагола».
- Конспект урока русского языка в 5 классе «Имя существительное». Обобщающее повторение.