Конспект урока русского языка в 10 классе: «Комплексный анализ текста. И.С. Тургенев «Как хороши, как свежи были розы…»

(0 голоса, среднее 0 из 5)



Задачи урока:

- формировать навык анализа текста на основе единиц взаимодействия единиц разных уровней; умение видеть ключевые слова и понимать их значимость в образной системе художественного произведения;

-развивать чувство слова, умение наслаждаться красотой родного языка.

Использованы:

- стихотворение  в прозе И.С.Тургенева «Как хороши, как свежи были розы…»

- стихотворение И.Мятлева «Розы»

- стихотворение И.Северянина «Классические розы»

Ход урока

Учитель – Сегодня мы поговорим о стихотворении в прозе И.С.Тургенева «Как хороши, как свежи были прозы…»

Стихотворение читают вслух четыре ученика

Учитель – Почему это произведение – стихотворение в прозе?

Ученик – Это произведение соединяет определённые черты этического и лирического произведений. Для него характерны с одной стороны внешняя определённость повествователя в пространстве и во времени («Теперь зима…», «Я сижу…» и др.); сюжетное решение художественной идеи; причинно-следственная часть между частями текста, а с другой – непосредственность и сиюминутность переживаний; повышенная эмоциональность; бессюжетность.

Учитель – Какие особенности композиции стихотворения вы видите?

Ученик – Особенностью композиции стихотворения, на наш взгляд, является сочетание двух художественных миров: мира повествовательного монолога и мира внесюжетных включений посредством звенящей повторяющейся строки «как хороши, как свежи были розы…»

Учитель – Я рада, что вы заметили самое главное. Учёный – лингвист Н.М.Шанский назвал композицию этого тургеневского произведения рельефно-прослоечной. В создании образной системы художественного произведения, помимо композиции, важно сочетание всех языковых единиц. Но особая роль здесь принадлежит лексике.

Учитель – А. Блок однажды заметил: «Всякое стихотворение – покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся , как звёзды».

Попробуем и мы выделить в стихотворении Тургенева ключевые слова, которые определяют образную систему произведения. Прежде всего уточните, какие основные темы стали предметом раздумий Тургенева в стихотворении?

Ученик – Мне кажется, что тема жизни, молодости и тема смерти, старости.

Учитель – Согласна. Какое слово, по-вашему, относительно нейтрально и связывает символически обе темы, оба художественных мира?

Ученик – Я думаю, это слово «свеча». Она горит, освещая прошлое, настоящее и будущее лирического героя.

Учитель – Каков же, на ваш взгляд, символический смысл образа свечи?

Ученик – Свеча – символ жизни. Свеча догорает – жизнь уходит. Автор использует глаголы «трещит», «меркнет», «гаснет», чтобы придать этому символу большую яркость, подчеркнуть неотвратимость конца.

Учитель – Назовите слова, входящие в тематические ряды «смерть» - «жизнь»; «звуки, краски смерти и жизни».


Отрицательно окрашенные  -

Положительно окрашенные  +

старость, смерть

зима

мороз злится

скучный старческий шепот

темная комната

низкий потолок

холод

одиночество

шепот                  темнота

кашель

скрип

Свеча горит

Звуки\

краски

юность,

жизнь

летний вечер

воркотня патриархального самовара

смех, молодые голоса

уютная комната

небо и звезды

тёплый воздух

весёлый шум семейной жизни

смех                светлые

вальс               русые

голоса             алые

Учитель – Можно ли перечисленные ряды слов назвать синонимами? антонимами?

Ученик – Эти ряды слов, по-нашему мнению, можно назвать синонимами и антонимами только в рамках контекста. Вне текста, в системе языка они не являются ни синонимами, ни антонимами. Их образность проявляется лишь при сопоставлении лексики повествовательного монолога и лексике лирических включений при обозначении душевного состояния героя.

Учитель – Как соотносятся настроение лирических включений и повествовательного монолога?

Ученик – Мы чувствуем, что эти два настроения резко противопоставлены.

Учитель – Какие языковые единицы способствуют созданию настроения повествовательного монолога?

Ученик – Нам кажется, что особую роль в создании настроения повествовательного монолога играют ритм, интонация, особенно в конце текста, усиливая ощущение уходящей жизни. Короткие предложения, многоточия, повторы создают ощущение прерывистого дыхания, затрудненности речи и одновременной завершённости жизни лирического героя.

Учитель – Благодаря чему создаётся образность лирических вступлений?

Ученик – Образность первого лирического вступления создаётся, на наш взгляд, языком романтического описания. Это проявляется в утончённости и изысканности, одухотворённости переживаний. Глаголы состояния, мы считаем, подчёркивают внешнюю неподвижность: «вечер тает; пахнет резедой; девушка сидит и смотрит». Но за видимой неподвижностью встаёт образ внутренней жизни, жизни мысли и чувства: - задумчивые глаза; вопрошающие губы. Всё это позволяет непосредственно проникнуть в мир души лирического героя.

Ученик – Второе лирическое включение напоминает нам стиль раннего Гоголя. Здесь безыскусная радость жизни, поэзия быта передаётся через отбор языковых средств. Это оценочная лексика: весёлый шум, уютная комната, воркотня; уменьшительно-ласкательные суффиксы: глазки, головки, старенькое. Глаголы, рисующие активное действие, словно отражают, как жизнь души перетекает в жизнь внешнюю: слышится шум; голоса звучат… Это реалистическая поэзия, которая легла основана на единстве поэтического и бытового.

Учитель – Очень хорошо. А сейчас вспомните стихотворение И.Мятлева «Розы», строчка из которого стала заглавием и лейтмотивом тургеневского текста. В чём своеобразие тургеневского текста?

Ученик – Прелесть стихотворения И.Мятлева мы ощутили в незатейливости и простодушии, искренности и непосредственности переживаний.

Учитель – Что изменил И.С.Тургенев в первой строке этого стихотворения?

Ученик – И.С.Тургенев поставил в конце первого предложение многоточие (было обстоятельство места), хотя это предложение у автора эмоционально окрашено. И строка приобрела вместо конкретного более общий смысл, не ограниченный временем. Пусть живые розы увяли, их красота и свежесть живут в неумирающих строчках И.С.Тургенева. Просто «розы» превращаются в символ – «розы воспоминаний».

Учитель – Какое ещё стихотворение, написанное по мотивам мятлевского, вспоминается вам?

Ученик – В 1925 году Игорь Северянин создал стихотворение «Классические розы». В его основе тоже лежит игра буквальным и символическим значениями слова. Розы как символ вечности и неисчерпаемости человеческого существования превращаются, на наш взгляд, в буквальное «цветы» - признание значимости и оригинальной прелести творчества поэта.

Учитель – Я думаю, что теперь вам будет проще почувствовать философский подтекст произведения И.С.Тургенева. С чем он связан, по-вашему?

Ученик – Мы увидели, как пересекаются в рамках стихотворения художественный мир лирических включений и повествовательного монолога. А это значит – пересекаются мир жизни, радости, молодости и мир темноты, бесцветной старости, смерти.

Ученик – И мы начинаем размышлять не только о лирическом герое стихотворения, но и об общих законах человеческого существования, где молодость и старость, жизнь и смерть сливаются в вечном, гармоничном круговороте бытия.

Учитель – О чём же заставил вас задуматься сегодняшний урок, стихотворение И.С.Тургенева?

Ученики говорят о том, что лучшие страницы русской классической литературы открывают читателю сокровенные уголки его собственной души.

Домашнее задание:

выучить стихотворение в прозе наизусть;

зашифровать его для взаимодиктанта.