Урок русского языка в 6 классе: «Повторение изученного по теме «Словообразование».

(3 голоса, среднее 4.67 из 5)

ЦЕЛИ:

- формировать умение применять изученное в разделе «Словообразование» на практике;

- прививать детям интерес к изучению русского языка, любовь к русскому слову.

ОФОРМЛЕНИЕ:

- рисунок «Страна Орфография»

- таблица с орфограммами;

- на доске – эпиграф и слова,

- рисунок осеннего дерева, 2 маленьких деревца, листья разных цветов;

- карточки со словосоч. на тему «Футбольный матч»

- лист с сеткой кроссворда и вопросами.

-схема предложений с прямой речью.

Урок-путешествие

ХОД  УРОКА.

1. УЧИТЕЛЬ: Много на свете разных стран. Но ту страну, в которую мы сегодня отправимся, вы не найдёте на карте, хотя с её жителями мы встречаемся на каждом уроке русского языка. Эта страна называется  ОРФОГРАФИЯ.

- Ребята, а как зовут жителей этой страны? (орфограммы)

(На доске – изображение сказочной страны)

Конечно, в течение одного урока мы не успеем побывать в гостях у всех орфограмм. Мы с вами навестим только те, с которыми познакомились в разделе «Словообразование». Назовите их.

«Буквы О-А в корне – кос - - -кас-

«Буквы О-А в корне – гор - - - гар-

«Буквы Ы и И после приставок»

«Гласные в приставках пре- и при-

«Соединительные гласные О и Е в сложных словах»

Прочитайте эпиграф  нашего урока:

Орфография слова есть биография слова.

В.П.Шереметевский

- Как вы понимаете слова Шереметевского?

Задание:  Запишите эпиграф урока, оформив его как предложение с прямой речью.

- Постройте схему полученного предложения.

- Проверьте, какая из схем у вас получилась. Объясните знаки.

3. УЧИТЕЛЬ: Итак, отправляемся в путь. Мы с вами перед воротами, которые ведут в страну Орфографию. Но войти в эти ворота не так то просто.

Войти никак нельзя туда,

Коль не приложишь ты труда.

Там корни у ворот стоят,

Сомкнулись тесно-тесно в ряд.

А путь откроют лишь тому,

Кто знает толк в правописании.

- Ребята, давайте расскажем стражникам правила правописания корней – гор -  -гар-,  -кас- - -кос-.

( Ученики рассказывают правила.)

УЧИТЕЛЬ: Молодцы, теорию вы знаете хорошо. Путь в Орфографическое государство открыт. Так как мы путешествуем по волшебной стране, нас ждёт много интересных встреч. Вот одна из таких встреч. Перед нами маленький толковый словарик, который собирает слова. Чем больше их становится, тем труднее словарику подобрать правильное толкование для каждого нового слова. Давайте поможем словарику.

Задание: узнайте слово по толкованию лексического значения, запишите, обозначьте орфограмму. (Комментируют по цепочке)

Выцвести, потерять окраску              (выгореть)

Слегка дотронуться до чего-нибудь  (коснуться)

Приобрести загар                                (загореть)

В математике: прямая, имеющая общую точку с кривой, но не пересекающая её

(касательная)

Смуглый от загара                               (загорелый)

Сгореть до конца, погаснуть              (догореть)

Остаток недогоревшей свечи             (огарок)

8.   Смуглый цвет кожи от долгого пребывания на солнце  (загар)

УЧИТЕЛЬ:  Итак, работа завершена. Словарик доволен. У него прекрасное настроение.

- Ребята, а какая орфограмма в слове прекрасное ? (правописание приставок пре-  и  при-)

- Дело в том, что в этой волшебной стране живут две сестры, принцессы приставки пре- и при-. К сожалению, они постоянно ссорятся из-за того, что не могут договориться, какую приставку в каком случае писать. Я думаю, мы сумеем им помочь.

Ученицы читают стихотворение:

1. При- пиши, когда приделал,         2.  Дождь непрерывно льёт в октябре,

Прибежал  иль  прибыл.                   Но умным дождь не преграда.

Словом, что-то и к чему-то               Где очень похожи пере- и пре-

Ты прибавил  иль  приблизил,         Писать  только пре- там надо.

Приколол, приколотил.

Если ты за дело взялся,                  Предлинный достанет до крыши рукой

Но не выполнил всего,                   Прежадный не даст вам конфету

При- пиши ты непременно,         Если очень такой, или очень сякой,

При- и больше ничего.                   ПРЕ- мы напишем при этом.

- Ребята, а как звучит орфографическое правило о правописании приставок пре-  и при-?

- Всегда ли можно определить значение приставки? Что делать, если значение не определить?

- Пока приставки-сестрички спорили, а мы с вами вспоминали правила, к сёстрам в гости пришли слова. Давайте разберёмся, какое слово к какой из сестёр пожаловало.

РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЙ ДИКТАНТ

Задание:  у каждого из вас листок со словосочетаниями, распределите их в две колонки.

(ученик у доски)

Преинтересный рассказ, призадуматься над проблемой, приволжский город, прервать разговор, приблизиться к цели, преподаватель гимназии, преградить дорогу, привязать верёвкой, приступить к делу, преступить закон.

УЧИТЕЛЬ: Молодцы! Приставки при- и пре- благодарят вас за помощь. Погода хорошая, мы продолжаем путешествие. Но что это? Только что дул тихий ветерок, играл листочками на деревьях, а теперь разыгрался сильный ветер. Что же произошло?

---Расскажите правило правописания И и Ы после приставок.

--- Жители этого района страны Орфографии очень любят спорт, особенно играть в футбол.

Задание: Составьте 3-4 предложения на тему «Футбольный матч», используя словосочетания: сверх..нтересная игра,   великолепно с..граться,  под..тожить результаты.

- Прочтите , кто желаете, свои тексты

- Молодцы! И с этим заданием вы справились хорошо.

Следующее испытание будет трудным, давайте немного разомнемся

Физкультурная пауза  «Спорту ура!»

Чтоб здоровым, сильным быть,             руки вверх - вниз

Со спортом надо всем дружить.

На разминку выходите,                       ходьба на месте

Свою ловкость покажите.

Делай «РАЗ» и делай «ДВА».               Рывки руками в стороны

Спорту скажем мы: «УРА!»

Вправо, влево повернитесь,               повороты вправо, влево, руки на поясе

Быть красивыми стремитесь!

Вправо, влево и вперёд.                      Повороты, наклон вперёд

Разудалый мы народ!

Раз присели, два присели,                приседания

Наклониться захотели.                      Наклоны вперёд

Мы до пяток дотянулись,                   дотронулись до пяток

Распрямились, улыбнулись.               Встали прямо, улыбнулись.

УЧИТЕЛЬ: А вы любите фокусы? В нашей волшебной стране тоже есть фокусники. Они умеют из двух (иногда даже трёх ) корней составить новое слово. Но попасть к фокусникам нелегко, потому что они живут на вершине горы, которая называется мысом Добрых Фокусников. Нам предстоит пройти сложный путь, а чтобы его преодолеть , нужно объединиться в группу.

ИГРА «НА ВЕРШИНЕ  ГОРЫ»

Задание: Заполните сетку кроссворда словами, если вы всё правильно сделаете, то прочитаете слово, относящееся к жителям Орфографии.

П Ч Е Л О В О Д

Р У К О Д Е Л И Е

А Т О М О Х О Д

В О Д О В О З

ИГЛОТЕРАПИЯ
Л У Н О Х О Д

О Б Щ Е Ж И Т И Е

1. Человек, занимающийся разведением пчёл.

2.  Ручной труд (вязание ,вышивание)

3. Судно, работающее на атомном топливе.

4. Человек, который возит воду.

5.  Китайский способ лечения уколами игл.

6. Аппарат, передвигающийся по Луне.

7. Помещение для совместного проживания людей.

УЧИТЕЛЬ:  Вот мы и добрались до вершины горы.

-  Как называются эти слова – фокусники?   (сложные слова)

-  Как называются гласные, соединяющие части слов? (соединительные)

-  Расскажите, когда пишется соединительное О, а когда Е?

- Какое слово у вас получилось при отгадывании кроссворда? Как оно связано с орфографией?

---  В Орфографическом государстве, так же как и у нас сейчас, осень. Прекрасное, но немного грустное время года. Деревья здесь, как и всё в этой стране, необычные – орфографические. Посмотрите, какая красивая осинка!

(НА  ДОСКЕ  - ОРФОГРАФИЧЕСКОЕ  ДЕРЕВО, разделённое на «части» :

Красная (чередующиеся гласные в корне слова)

Жёлтая (правописание приставок  при- и пре-)

Оранжевая ( и, ы после приставок)

Зелёная  (правописание сложных слов).

Задание : Давайте добавим дереву листиков соответствующего цвета.

Я читаю слова, а ЛЮБА прикрепляет листики определённого цвета в нужной части дерева. Остальные – на местах, на маленьких изображениях деревьев рисуют листья разных цветов.

СЛОВА  ДЛЯ  «УКРАШЕНИЯ»  ДЕРЕВА.

Приостановить, свежемороженый, сыграем, касаться, подгореть, прехорошенький, пылесос, сверхинтересный, самолёт, приуральский.

ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ РАБОТЫ дети сверяют количество листьев на дереве.

УЧИТЕЛЬ: Молодцы! Орфограммы преподнесли нам сегодня немало приятных сюрпризов. Но ведь и  мы не могли прийти к ним с пустыми руками. Мы подарим всем жителям этой волшебной страны небольшой рассказ о нашем селе, которому в этом году исполнилось  350 лет.

Задание.  Запишите текст, обозначьте орфограммы. Укажите способ образования указанных слов.

ТОПЧА – прекрасное село. Село со сверхинтересной историей. В нашем селе живут добрые и трудолюбивые люди: рыбаки, железнодорожники, учителя. Много гостей ежегодно приезжает в Нюхчу, чтобы полюбоваться нашей природой, познакомиться с людьми. Мы любим нашу маленькую родину и гордимся ею.

--- Наше путешествие подходит к концу. Орфограммы предлагают вам интересное домашнее задание: сочинить стихотворение или рассказ об одной из орфограмм.

---- Ребята, посмотрите, как приветливо улыбаются нам пятёрки. Это значит, что пора выставить оценки.

Подведение итогов урока.