Конспект урока по географии в 10 классе: «Япония»
Рассматриваемые вопросы:
1. Территория, природные, сырьевые ресурсы, население Японии.
2. ЭГХ Японии, работа с источниками географической информации.
3. Культурные и нравственные ценности японского народа.
Тип урока: урок-диалог.
Ход урока по географии в 11 классе
1. Оргмомент
На доске – эпиграф «Япония – страна с удивительными традициями» Иван Ефремов.
Слайд № 1
Есть такая страна, которую называют – «Страна наоборот», и сегодня мы направляемся в путешествие. И для этого есть все основания. В этой удивительной стране пальто подает женщина, руль в машине с правой стороны, кошки бесхвостые, здесь пишут сверху вниз, едят палочками, спят на полу, а белый цвет является траурным. О какой стране идет речь? Вы догадались? Да, это Япония.
Объявление целей урока: сегодня на уроке мы познакомимся с ЭГП и ПГП Японии, природными условиями и ресурсами, особенностями населения и его традициями.
Домашнее задание: стр. 216-218, закончить оформление к/к. По ходу урока вы будете получать индивидуальные задания по интересу.
По желанию: творческая работа по заинтересовавшей проблеме в виде сообщения (запись на доске)
2. Изучение нового материала с последующим закреплением.
А) Общие сведения о Японии. Комментирование и разъяснение данных.
Слайд № 2: государственный флаг и национальный цветок.
Б) ЭГП и ПГП Японии.
Учитель объясняет цели работы, организует работу с настенными, контурными и картами атласа, текстом учебника.
Организация беседы по обмену полученной географической информацией.
В) Влияние ЭГП и ПГП на развитие страны, его изменение во времени.
Проблемный вопрос: Почему Курильские острова являются спорными (Кунашир, Итуруп, Шикотан, Хабомаи)?
Организует работу с дополнительными источниками геоинформации.
Показ фото в учебнике Бабурина «Южные Курилы»
Организация эвристической беседы по материалам исследования.
Ученики.
Работа в парах: 1. Формирование территории (Бабурин.стр. 284-285).
2 Почему Курильские острова являются спорными? (дополнительный материал).
3. В чем суть проблемы «северных» территорий? (дополнительный материал).
4.Из истории исследования и открытия Курил (дополнительный материал).
Исследуют, анализируют текст, выявляют суть проблемы.
Припоминание изученного материала в 7 классе.
Г) Природные условия и ресурсы Японии, с/х.
Организует работу с текстом учебника, картами атласа.
Пояснения и дополнения учителя.
Рассказ о сакуре. Сообщение учащегося о сакуре.
Слайд № 3: Сакура.
Д) Особенности населения, демографическая политика, традиции.
Организует определение места Японии по численности населения.
Слайд № 4. Таблица «Страны-гиганты…»
Организация работы с блоками №4, №5 и №17 (Максаковский) и таблицей №1 (Бабурин), карты атласа «Япония».
Вопрос: Почему японцы живут долго? Подумайте на досуге.
Вопрос: каковы особенности национального состава Японии.
Дополнение учителя.
Рассказ ученика об айнах.
Слайд № 5 Айны.
Организует показ крупных городов Японии на карте у доски. В Японии более 200 больших городов, 12 из них города-миллионеры.
Рассказ учителя: Япония – КМ, империя. Император – Акихито.
У него нет наследника. Но есть дочь, поэтому сейчас в Японии рассматривается вопрос о наследовании по женской линии. Все тенденции к тому, что вопрос решится положительно. Большинство в парламенте и кабинете министров высказываются за изменение законов в пользу принцессы. (По материалам телевидения)
Слайд № 6. Императорская семья
Вопрос: какие религии исповедуют в Японии.
Анализ карты атласа «Религии мира».
Показ рис. 67. Один из традиционных японских фестивалей (стр. 220 Максаковский), фото в атласе «Чайная церемония».
Слайд № 7. Пагода, статуя Будды-ребенка, храм Асакуса, синтоистский храм, храм тысячи Будд.
Сообщения учащихся с показом на экране: (звучит тихая японская музыка)
Япония – страна высокой культуры и сплошной грамотности.
- Поклоны и улыбки
- Чаепитие
- Икебана
- Бонсай
- Кимоно
- Японское жилище
- Еда
- Борьба
- Кабуки
- Каллиграфия
- Сады Японии
Слайд № 8. Чайная церемония, икебана, бонсай.
Слайд № 9. Национальная одежда
Слайд № 10. Старинные замки
Слайд № 11 Посуда, борьба, Кабуки, каллиграфия
Слайд № 12. Сады Японии
Дарит ученикам японского журавлика на счастье
3. Итог урока.
Подведение итогов урока: Кто же они, японцы? Что ими движет?
Пробуют сделать вывод об особенностях японской нации.
Скачать презентацию по географии к уроку в 10 классе на тему «Япония»