Урок по физике в 10 классе: «Решение задач на закон сохранения импульса»

(0 голоса, среднее 0 из 5)

Задачи урока:

- познавательные: научить учащихся применять закон сохранения импульса в конкретных условиях;

- воспитательные: выделение причинно-следственных связей, формирование самостоятельности в работе;

- развивающие: развитие интереса и эмоций учащихся, формирование умений анализировать, решать задачи данного типа.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, презентация по теме «Решение задач по закону сохранения импульса»

План урока.

1. Указание целей и задач урока.

Сообщение учителя

2. Контроль знаний

Фронтальный опрос

3. Формирование интеллектуальных и практических текстовых задач и умений учащихся форме игры «Морской бой».

Групповое решение

4. Подведение итогов урока

Сообщение учителя.

5. Домашнее задание.

Запись на доске и в дневнике.

Ход урока физики в 10 классе.

1. Постановка целей и задач урока. Слайд 1

2. Повторение пройденного материала.

Вопросы для фронтального опроса.

Сформулируйте определение импульса тела. Слайд 2

При каком условии импульс тела сохраняется? Слайд 3

Какая система тел называется замкнутой? Приведите примеры замкнутых систем. Слайд 4

Сформулируйте закон сохранения импульса. Слайд 5

В каких единицах выражается импульс в СИ? Слайд 6

Все вопросы  и ответы к ним воспроизводятся на экране с помощью проектора. Слайд 7

Для повторения алгоритма решения задач на закон сохранения импульса в режиме автопилота решаем задачу  из электронного учебника.

Условие задачи. Во сколько раз уменьшится скорость альфа частицы после упругого соударения с неподвижным атомом водорода. Масса α-частицы в 4 раза больше массы атома водорода. Удар считать центральным.

3. Формирование умений.


Подготовка и проведение «Морского боя». На листе ватмана расчерчивается игровое поле в виде десяти строк (1-10) и десяти столбцов (А-К), лист крепится к доске. На столе учителя лежат тремя стопками (по уровню сложности) карточки. На карточке дана задача с указанием номера строки поля, где находится «корабль», а номер столбца учащийся находит по лежащей у него на столе табличке с кодами ответов, решив задачу и получив числовой ответ в единицах СИ (ответы приближенные). С обратной стороны к карточке прикреплен «снаряд» - листочек, на котором ученик пишет свою фамилию, номер карточки и код найденного ответа, а учитель отмечает уровень сложности решаемой задачи.

Каждая группа учеников выбирает карточку, решает задачу, находит код, ставит свой снаряд в указанную клетку поля и приступает к следующей задаче. Решенные задачи выводятся из игры. Работающие успешно помогают тем, кто затрудняется. Учитель, пользуясь своими контрольной карточкой с кодами ответов, игровым полем с «кораблями» и сводной таблицей, следит за правильностью заполнения поля на доске и оказывает индивидуальную помощь. При необходимости может возвратить задачу на повторное решение.

4. Поведение итогов.

По истечении отведенного времени на экране появляется карта с расположением «кораблей» и ученики могут предварительно себя оценить. Слайд 8

После урока учитель выставляет оценки: одна решенная задача высшей сложности(***) или три более низкой(**) – «5», две(**) – «4», одна (**) или две(*) – «3».

Оценки желательно выставить во время урока, но если времени недостаточно, то результаты можно подвести на следующем уроке.

5. Домашнее задание.

Целесообразно дать на дом задачи, которые не были решены на уроке.

Скачать презентацию по физике на тему: «Решение задач по закону сохранения импульса»

Скачать задачи по физике: «Закон сохранения импульса».