Конспект урока по физике в 7 классе: «Сила упругости»

(1 голос, среднее 4.00 из 5)



Тип урока:

ПРОБЛЕМНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ

Тип знания: 1) понятие (сила упругости), 2) закономерность (F(x, k))

Цели урока: Экспериментально установить  причину возникновения силы упругости, зависимость силы упругости от удлинения и рода вещества.

Результаты эксперимента представить в виде графика или таблицы.

Ход урока по физике в 7 классе: «Сила упругости»

Орг. момент

- Добрый день! присаживайтесь.

Проверка усвоения знаний предыдущего материала

Учитель. Напишите все ассоциации, понятия, характеристики, признаки, связанные со словом сила

Учащиеся, работая в группах, составляют кластер на альбомном листе, затем одна из групп демонстрирует написанное. Остальные проверяют, дополняя ручкой другого цвета то, что не записали.

Учитель. Дайте определение силы

Ученики. Сила количественная характеристика взаимодействия

Учитель. Назовите, какие силы вам уже известны

Ученики. Тяжести и вес

Перечислите характеристики силы

Ученики. Имеют направление, точку приложения, обозначение, единицу измерения, природу возникновения, формулу

Подведение к проблеме

Учитель. У каждого на столе находится  штатив, пружина или динамометр, набор грузов по механике.

Прикрепите груз к пружине и пронаблюдайте

Проводят опыт

Уч-ль. Что вы зафиксировали?

Уч-ки. -Пружина растянулась потому, что к ней подвесили груз

Уч-ль. Как называется сила, действующая на пружину и вызывающая её удлинение?

Уч-ки. -Сила тяжести

Уч-ль. Обоснуйте, менялась ли сила тяжести в ходе опыта?

Уч-ки. -Не  менялась потому, что не менялась масса груза

Уч-ль. Сила, действующая на пружину, не менялась, а пружина сначала пришла в движение (растягивалась), а потом остановилась. Как это можно объяснить?

Уч-ки. -Со стороны пружины возникла сила противодействующая  силе тяжести

- пружина сопротивлялась растяжению

- между молекулами в пружине увеличивались расстояния

Уч-ль. Правильно со стороны пружины возникла сила. Называется она силой упругости. Попробуйте сформулировать определение силы упругости.

Уч-ки. -это сила, которая возникает при растягивании пружины или резины

-это сила, возникающая внутри тел при их растягивании

- это сила, которая возникает при деформации и противодействующая силы тяжести.

Уч-ль. Зарисуйте схематично опыт и запишите определение силы упругости.

Работают с учебником и тетрадью

Противоречие

Уч-ль. Перед вами находиться несколько тел: полоска из бумаги, из целлофана, резинка бельевая, и пружина. Попробуйте их растянуть.

Что наблюдаем?

Уч-ки. -Не все тела одинаково хорошо растягиваются

Уч-ль. Какой у вас возникает вопрос?

Уч-ки. Почему одно тело растягивается легко, а другие плохо.

Не все тела можно растянуть.

Выдвижение гипотез

Уч-ль. Как проверить от чего будет зависеть сила упругости? Какие у вас есть предположения.

Уч-ки. -Возьмём тела одинаковой длины, но из разного материала (резинку, полоску бумаги, полоску целлофана или пружины одинаковой длины, но из разного материала).

-Можно взять одно тело и попробовать подвесить поочерёдно разные грузики.

Поиск решения

Уч-ль. Попробуйте проделать эти  эксперименты. Пронаблюдайте и зафиксируйте свои результаты в тетрадях. Оформите результаты исследования в виде таблицы или графика.

Работают в группах, оформляя результаты на альбомном листе или плёнке (для показа через кодоскоп)

Воспроизведение результатов

Уч-ль. Представьте  результаты своих опытов

Выступление представителей от групп (проговаривают и показывают таблицы и графики)

-Если тела одинаковой длины, но сделаны из разного вещества, то тела растягиваются по-разному. Значит  сила упругости зависит от  рода вещества из которого сделано данное тело.

-Если берём одно и тоже тело и чем больше растягивается пружина,  то и сила упругости увеличивается.

Уч-ль. Приведите примеры силы упругости, с которой вы встречаетесь в жизни.

Ребята приводят примеры, с которыми встречаются в жизни.

Итог урока

Уч-ль. Какие проблемы  мы решали сегодня на уроке?

Уч-ки. - Причину возникновения силы упругости и  зависимость силы упругости от удлинения и рода вещества.

Уч-ль. Какой ответ мы получили?

Уч-ки. -Сила, которая возникает при деформации и противодействует  силе тяжести, есть сила упругости.

-Сила упругости зависит от  рода вещества, из которого сделано данное тело и от растяжения пружины.

Молодцы!  Запишите полученный вывод в тетрадь.

Учащиеся записывают полученные выводы в тетрадь.

Домашнее задание

Прочитать §

Вы можете на выбор выполнить одно из двух дополнительных заданий.