Конспект урока – практикума по биологии в 10 классе: «Онтогенез. Подготовка к ЕГЭ»
Цель урока:
1. Обобщить и синтезировать знания об индивидуальном развитии организмов, используя задания для подготовки к ЕГЭ по данной теме.
2. Отработать навыки решения заданий части В и С2.
Задачи: Формировать навыки работы с заданиями части В иС.
Развивать теоретическое мышление.
Воспитывать ответственное отношение к своему здоровью.
Работа по инструктивной карточке. В которой даны задания которые необходимо выполнить, указания к работе, которую необходимо выполнить и оценивание результата части В – 2 баллами, частьС в зависимости от количества правильных ответов от 1 до 3 баллов.
Ход урока по биологии в 10 классе: «Онтогенез. Подготовка к ЕГЭ».
1. Введение
Жизнь – есть воспроизведение себе подобных через себе неподобных.
- Как можно объяснить это изречение? (Да, речь идет о жизненных циклах. Прежде чем особь достигнет способности к репродукции она пройдет рад непохожих друг на друга стадий).
Итак, речь сегодня пойдет об особенностях индивидуального развития организмов.
Заполните схему:
- Какими особенностями характеризуется каждый из периодов онтогенеза? Выполните задание №1 в инструктивной карточке.
Задание №1
В6. Установите соответствие между периодами онтогенеза и его особенностями
2. Эмбриональный период развития.
- Итак эмбриональный период развития, давайте выполним задание №2 на установление последовательности явлений и процессов, происходящих в эмбриогенезе.
Задание №2.
В7. Установите последовательность явлений и процессов, происходящих в эмбриогенезе.
А) нейруляция
Б) зигота
В) бластула
Г) морула
Д) гаструла
Е) нейрула
Ответ: бгвдае
При подготовке к ЕГЭ следует уделить внимание заданиям части С2, работу с рисунками.
Задание №3
С2. Рассмотрите рисунок и назовите зародышевый листок позвоночного животного, обозначенного цифрой 3. Какие типы тканей и органы формируются из него?
Ответ:
1. Зародышевый листок под цифрой 3 – МЕЗОДЕРМА
2. Из мезодермы формируются ткани – соединительная и мышечная.
3. Из мезодермы формируются органы – опорно-двигательной системы, кровеносной, выделительной и половой систем
- Какие органы образуются из эктодермы и энтодермы? Заполните таблицу, поставив знак плюс.
органы |
эктодерма |
энтодерма |
мезодерма |
Головной мозг |
+ |
|
|
Почки |
|
|
+ |
Кости и хрящи |
|
|
+ |
Легкие |
|
+ |
|
Кровь |
|
|
+ |
Кишечник |
|
+ |
|
Эпителий кожи |
+ |
|
|
Органы слуха |
+ |
|
|
Пищеварительные железы |
|
+ |
|
Мышечная ткань |
|
|
+ |
- В заданиях для подготовки к ЕГЭ встречаются некорректные задания или задания с ошибками (опечатками).
- В чем заключается некорректность данного задания?
Задание В6.
Установите соответствие
Структура организма |
Зародышевые листки |
||||||||||||||||
А) печень Б) органы чувств В) скелет Г) кожа Д) головной мозг Е) кровеносная система Ж) органы слуха З) спинной мозг |
1)Эктодерма 2)Энтодерма 3)Мезодерма
|
(Различные слои кожи образуются из разных зародышевых листков. Эпителий из эктодермы, дерма и гиподерма из мезодермы).
Давайте подведем итог эмбрионального развития живых организмов. Выполните задание №4.
Задание №4
С2.Найди ошибки в приведенном тексте
1. Онтогенез начинается с момента образования гамет в организме.
2. Гаметы участвуют в оплодотворении.
3. Зигота, образовавшаяся после оплодотворения, делится мейозом.
4. После многократного деления формируется однослойный зародыш.
5. Эмбриональный период развития завершается у позвоночных животных образованием нейрулы.
Ответы: 1. 3. 5.
1. Онтогенез начинается с момента образования зиготы.
3. Зигота, подвергается дроблению, в основе которого лежит митоз.
5. Эмбриональный период развития завершается у позвоночных животных после выхода из яйца или рождения.
- Какой из ученых эмбриологов ввел понятие «онтогенез» и в чем еще его заслуга как ученого эмбриолога? (Геккель, вместе с Мюллером открыл биогенетический закон).
3. Постэмбриональное развитие.
- Почему стал необходим постэбриональный период развития в онтогенезе?
(У родившейся (или вылупившейся из яйца) особи не всегда полностью сформированы все органы и ткани. Необходимо чтобы образовалась взрослая особь, способная к воспроизводству себе подобных).
- Что такое прямое развитие, непрямое или развитие с метаморфозом? (прямое – родившиеся особи имеют все органы, свойственные взрослым организмам, непрямое – новый организм внешне не похожий на взрослую особь, имеет особые личиночные органы).
-На какие группы оно делится? (у насекомых с полным и неполным превращением)
- В чем заключается преимущество непрямого развития?
- Личинки и взрослые особи часто живут в разных условиях (нет конкуренции за место).
- Личинки и взрослые особи питаются разной пищей (нет конкуренции за пищу).
- Личинки некоторых видов способствуют расселению (у паразитических червей, двустворчатых моллюсков, кораллов).
- Переживание неблагоприятных условий среды (н-р, куколка насекомых).
Выполните задание №5.
В6. Установите соответствие
Организмы |
Способы постэмбрионального развития |
||||||||||||
А) Речной рак Б) Сизый голубь В) Уж обыкновенный Г) Остромордая лягушка Д) Прыткая ящерица Е) Медуза |
1) Прямое 2) Непрямое
|
Работа с информацией на слайде.
-Какая стадия отсутствует у насекомых с неполным превращением?
-Для каких насекомых оно характерно?
Работа с информацией на слайде.
- Назовите, какие стадии в своем развитии проходит бабочка?
Для каких насекомых характерен такой тип развития?
Выполним задание №6.
В6. Установите соответствие:
Организмы |
Типы развития |
||||||||||||||
А) Майский жук Б) Капустная белянка В) Клоп водомерка Г) Зелёная тля Д) Пчела медоносная Е) Азиатская саранча Ж) Таракан |
1) С полным превращением 2) С неполным превращением
|
3. Особенности онтогенеза животных.
Онтогенез животных имеет свои отличительные особенности от онтогенеза других организмов.
Задание №7
В3. Какие признаки развития проявляются у животных только в онтогенезе?
1) Одноклеточная стадия
2) Покровительственная окраска
3) Размеры тела
4) Плавательная перепонка
5) Бластула
6) гаструла
Ответ: 2 3 4.
3. Наибольшее затруднение вызывают вопросы на определение последовательности этапов циклов развития живых организмов, в том числе паразитических червей.
На слайде представлены изображения этапов цикла развития печеночного сосальщика в неправильной последовательности.
Установите последовательность этапов, в цикле развития печеночного сосальщика выполнив задание №8.
Задание №8
В7. Установите последовательность этапов в цикле развития печеночного сосальщика, начиная с яйца
А) Внедрение личинок в организм моллюска.
Б) Выход из яйца личинок с ресничками.
В) Попадание цист в кишечник крупного рогатого скота.
Г) Выход из моллюска плавающей хвостатой личинки.
Д) выход оплодотворенных яиц из кишечника в окружающую среду.
Е) инцистирование личинок.
Ответ: дбагев .
6.Онтогенез человека имеет свои особенности и в эмбриональный (апоптоз клеток возникающих у зародыша на определенном этапе развития) и в постэбриональный период, имеет свои критические периоды.
Выполните задание №8.
В7.Установите последовательность процессов эмбриогенеза при формировании однояйцовых близнецов у человека.
А) развитие двух организмов из нейрулы
Б) гаструляция и формирование трехслойного зародыша
В) образование оплодотворённой яйцеклетки
Г) закладка эмбриональных зачатков у нейрул
Д) дробление зиготы и формирование двух бластул
Ответ: в д б г а
В онтогенезе человека имеются свои критические периоды. Обратите внимание на слайд. И хотелось бы напомнить вам известные рекомендации, позволяющие снизить риск отрицательных влияний на человека в критические периоды онтогенеза.
Рекомендации учащимся по предотвращению аномалий в развитии будущего потомства:
- Содействовать сохранению нормальной экологической обстановки;
- Не ухудшать не сейчас ни в будущем экологию родного края;
- Не употреблять алкогольные напитки;
- Не курить;
- Не принимать наркотические средства;
- Полноценно питаться;
- Заниматься спортом.
Рефлексия:
Оцените уровень своих знаний и умений по данной теме по 10 бальной шкале самооценки №2.
Подсчитайте результат своей работы (баллы) и оцените его по критериям, сложив результаты всех заданий:
Критерии оценки:
«2» - 0 – 7
«3» - 8 – 11
«4» - 12 – 14
«5» - 15 - 20
И наш урок хотелось бы закончить словами:
- Ребенок-это чудо, Божий величайший дар, которым Бог может наградить человека.
Скачать презентацию урока по биологии в 10 классе: «Онтогенез. Подготовка к ЕГЭ».
Похожие материалы:
Более новые статьи:
Более старые статьи:
- Конспект урока биологии в 5 классе: «Бактерии, особенности строения и жизнедеятельности»
- Конспект урока биологии в 11 классе: «Селекция: основные методы, достижения»
- Конспект урока биологии в 8 классе: «Нервная ткань»
- Конспект урока биологии в 8 классе: «Строение и функции мочевыделительной системы».
- Конспект урока по биологии в 7 классе «Паразитические черви».