Положение о порядке передачи, постановки на учет, использования и списания автобусов для перевозки детей, приобретенных за счет средств федерального и краевого бюджетов

(2 голоса, среднее 1.00 из 5)



Индекс материала
Положение о порядке передачи, постановки на учет, использования и списания автобусов для перевозки детей, приобретенных за счет средств федерального и краевого бюджетов
продолжение
продолжение
продолжение
продолжение
продолжение
Все страницы


Положение

о порядке передачи, постановки на учет, использования и списания автобусов для перевозки детей, приобретенных за счет средств федерального и краевого бюджетов

1. Общие положения

Настоящее Положение устанавливает порядок и условия передачи в оперативное управление государственных учреждений и(или) в муниципальную собственность с последующей передачей, при необходимости, в оперативное управление учреждений образования и(или) специализированных организаций (далее – Организации) автобусов для перевозки детей (далее – автобусы), приобретенных за счет средств федерального и краевого бюджетов. Положение устанавливает порядок передачи, постановки на учет, использования и списания автобусов.

Положение разработано в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090 «О правилах дорожного движения», Положением об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами (утверждено приказом Минтранса РФ от 08.01.1997 № 2), Положением об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов (утверждено приказом Минтранса РФ  от 09.03.1995 № 27), методическими рекомендациями Минздрава и Минтранса РФ от 29.01.2002 "Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения. Организация и порядок проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств", Законом Краснодарского края от 07.07.1999 № 193-КЗ «О пассажирских перевозках автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Краснодарском крае» и др.

Порядок передачи и постановки на учет

1. Автобусы, приобретенные за счет средств федерального и краевого бюджетов, передаются государственным учреждениям в оперативное управление согласно приказу департамента образования и науки Краснодарского края и акту приема-передачи.

2. Автобусы, приобретенные для подвоза учащихся муниципальных общеобразовательных учреждений, передаются в собственность администрации муниципальных образований согласно приказу департамента образования и науки Краснодарского края и акту приема-передачи. Акт приема-передачи автобусов в собственность муниципального образования составляется в 2-х экземплярах.

3. Исполнительный орган муниципального образования в течение 5 рабочих дней, с даты получения акта приема-передачи автобусов в собственность муниципального образования:

- подписывает два экземпляра указанного акта, заверяет их своей печатью и направляет один экземпляр в департамент образования и науки Краснодарского края;

- в течение 20 дней ставит автобусы на учет в органах ГИБДД;

- на основании акта приема-передачи автобусов, при необходимости, издает распорядительный акт о передаче автобусов в оперативное управление муниципальным общеобразовательным учреждениям (далее - Учреждения) и(или) Организациям (1 экземпляр направляется в департамент образования и науки Краснодарского края).

4. Учреждения и(или) Организации регистрируют автобусы в органах ГИБДД в течение 20 дней со дня получения.

5. Учреждения и(или) Организации ставят полученные автобусы на гарантийный учет в сервисных центрах, в порядке и сроках, предусмотренных заводом-изготовителем.



Цели использования автобусов

Автобусы являются специальными транспортными средствами, которые могут использоваться:

- для осуществления регулярных перевозок учащихся в общеобразовательные учреждения на учебные занятия и обратно домой, с определенной периодичностью по установленному маршруту и расписанию, с посадкой и высадкой детей на предусмотренных маршрутами остановках.

- для подвоза детей на внешкольные мероприятия (конкурсы, олимпиады, выставки), районные и краевые культурно-массовые мероприятия, спортивные состязания, перевозки детей к местам труда и отдыха (в случае, если не нарушается режим подвоза детей на учебные занятия);

- для подвоза учителей на районные семинары, собрания, совещания. В исключительных случаях в целях обеспечения бесперебойной работы Учреждений возможно использование автобусов для решения текущих хозяйственных вопросов (в случае, если не нарушается режим подвоза детей на учебные занятия и обратно);

- для подвоза учащихся и учителей на образовательные и внешкольные мероприятия в каникулярное время, выходные и праздничные дни, только после письменного согласования с руководителем органа управления образованием.

Не допускается использование автобусов в целях, не предусмотренных настоящим Положением

4. Основные требования при допуске автобусов к эксплуатации

Автобусы, предназначенные для перевозок детей, должны соответствовать ГОСТ Р 51160-98 «Автобусы для перевозки детей. Технические требования», зарегистрированы в органах Государственной автомобильной инспекции, пройти в установленном порядке государственный технический осмотр.

Автобус должен быть оборудован:

- двумя легкосъемными огнетушителями емкостью не менее двух литров каждый (один в кабине водителя, другой в пассажирском салоне);

- двумя аптечками первой помощи;

- квадратными опознавательными знаками желтого цвета с каймой красного цвета (сторона квадрата не менее 250 мм, ширина каймы -1/10 стороны квадрата), с черным изображением символа дорожного знака 1.21 «ДЕТИ», которые должны быть установлены спереди и сзади на стекле автобуса;

- двумя противооткатными упорами;

- знаком аварийной остановки;

- бортовым навигационным оборудованием ГЛОНАСС/GPS;

- информационной табличкой с указанием места автобуса в колонне (при следовании в колонне), которая устанавливается на лобовом стекле автобуса справа по ходу движения.

Техническое состояние и оборудование автобусов должны отвечать установленным требованиям безопасности движения, ГОСТ Р 51709-2001 «Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки».

Запрещается эксплуатация автобусов при наличии хотя бы одной неисправности из Перечня, утвержденного Постановлением Совета Министров - Правительства РФ№ 1090 от 23.10.1993:



1. Тормозной системы:

- нормы эффективности торможения рабочей тормозной системы не соответствуют ГОСТу Р 51709-2001;

- нарушена герметичность гидравлического тормозного привода;

- не действует манометр пневматического или пневмогидравлического тормозных приводов;

- стояночная тормозная система не обеспечивает неподвижное состояние автобусов в снаряженном состоянии - на уклоне до 23 %.

2. Рулевого управления:

- суммарный люфт в рулевом управлении превышает 20%;

- имеются не предусмотренные конструкцией перемещения деталей и узлов. Резьбовые соединения не затянуты или не зафиксированы установленным способом. Неработоспособно устройство фиксации положения рулевой колонки.

3. Внешних световых приборов:

- количество, тип, цвет, расположение и режим работы внешних световых приборов не соответствует требованиям конструкции транспортного средства;

- регулировка фар не соответствует ГОСТу Р 51709-2001;

- не работают в установленном режиме или загрязнены внешние световые приборы и световозвращатели;

- на световых приборах отсутствуют рассеиватели, либо используются рассеиватели и лампы не соответствующие типу данного светового прибора.

4. Стеклоочистителей и стеклоомывателей ветрового стекла:

- не работают в установленном режиме стеклоочистители;

- не работают предусмотренные конструкцией транспортного средства стеклоомыватели.

5. Колес и шин:

- шины автобусов имеют остаточную высоту рисунка протектора менее - 2 мм;

- шины имеют внешние повреждения (пробои, порезы, разрывы), обнажающие корд, а также расслоение каркаса, отслоение протектора и боковины;

- отсутствует болт (гайка) крепления или имеются трещины диска и ободьев колес, имеются видимые нарушения формы и размеров крепежных отверстий;

- шины по размеру или допустимой нагрузке не соответствуют модели транспортного средства;

- на одну ось транспортных средств установлены шины различных размеров, конструкций (радиальной, диагональной, камерной, бескамерной), моделей, с различными рисунками протектора, ошипованные и неошипованные, морозостойкие и неморозостойкие, новые и восстановленные.

6. Двигателя:

- содержание вредных веществ в отработавших газах и их дымность превышают величины, установленные ГОСТом Р 52033-2003 и ГОСТом Р 52160-2003;

- нарушена герметичность системы питания;

- неисправна система выпуска отработавших газов;

- нарушена герметичность системы вентиляции картера;

- допустимый уровень внешнего шума превышает величины, установленные ГОСТом Р 52231-2004.

7. Прочих элементов конструкции:

- количество, расположение и класс зеркал заднего вида не соответствуют ГОСТу Р 51709-2001, отсутствуют стекла, предусмотренные конструкцией транспортного средства;

- не работает звуковой сигнал;

- установлены дополнительные предметы или нанесены покрытия, ограничивающие обзорность с места водителя;

- ремни безопасности неработоспособны или имеют видимые надрывы на лямке;

- государственный регистрационный знак транспортного средства или способ его установки не отвечает ГОСТу Р 50577-93;

Отсутствуют:

- предусмотренные конструкцией заднее защитное устройство, грязезащитные фартуки и брызговики;

- медицинская аптечка, огнетушитель, противооткатные упоры (должно быть не менее двух), знак аварийной остановки;

- ремни безопасности.


Запрещается вносить изменения в конструкцию транспортного средства без разрешения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации или иных органов, определяемых Правительством Российской Федерации.

Эксплуатацию и содержание автобусов необходимо осуществлять в соответствии с действующими нормами и требованиями по обеспечению безопасности дорожного движения, техническим регламентом завода - изготовителя автобусов.

Возможно заключение договоров на хранение, выпуск на линию и техническое обслуживание автотранспортного средства со специализированными предприятиями без передачи им права владения или пользования автобусами.

Предприятия, выполняющие техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, должны иметь сертификат на услуги по техническому обслуживанию и ремонту, подлежащие обязательной сертификации, при наличии в регионе органа по сертификации этих услуг, аккредитованного в установленном порядке.

Финансирование содержания и эксплуатации автобусов обеспечивается средствами соответствующих уровней бюджетов согласно смете расходов Учреждений и(или) Организаций, на балансе которых находятся автобусы.

В период гарантийного обслуживания в случае поломки или выхода из строя агрегатов, узлов или механизмов обязательно обращение в специализированный сервисный центр за гарантийным ремонтом.

5. Порядок организации и осуществления перевозок детей

Порядок организации и осуществления перевозок детей определяет основные требования по обеспечению безопасности перевозок обучающихся.

Регулярный подвоз учащихся к образовательным учреждениям на занятия и обратно осуществляется по специальным школьным маршрутам, с определенной периодичностью, по расписанию, с посадкой и высадкой детей на предусмотренных маршрутом остановках.

Схемы школьных маршрутов разрабатываются Учреждениями и(или) Организациями, балансодержателями автобусов, согласовываются с органом Государственной инспекции безопасности дорожного движения района и утверждаются руководителем муниципального органа управления образованием.

При организации регулярных автобусных перевозок детей, владельцы автобусов совместно с представителями органов Государственной автомобильной инспекции и дорожных организаций обязаны проводить комиссионное обследование состояния автомобильных дорог - не реже двух раз в год (к осенне-зимнему и весенне-летнему периоду).

Каждый автобус перед выездом должен пройти проверку технического состояния и экипировки в соответствии с требованиями, установленными Правилами дорожного движения. Дополнительно проводится осмотр на предмет нахождения в салоне посторонних и взрывоопасных предметов.

Предрейсовые и послерейсовые медицинские освидетельствования водителей автобусов проводятся регулярно медицинским работником Учреждений и(или) Организаций, а также медицинскими работниками учреждения здравоохранения на основании заключаемых договоров между Учреждениями и(или) Организациями и учреждениями здравоохранения.

Учреждения, проводящие медицинские освидетельствования водителей, должны иметь лицензию на услуги по предрейсовым и послерейсовым осмотрам. Предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры проводятся прошедшими специальное обучение медицинскими работниками (врачами, фельдшерами, медицинскими сестрами).

Автомобильная перевозка групп детей автобусами в период с 23.00 до 05.00 часов, а также в условиях недостаточной видимости (туман, снегопад, дождь и др.) запрещается. В период суток с 23.00 до 05.00 часов, в порядке исключения, допускается перевозка детей к железнодорожным вокзалам и аэропортам и от них, а также при задержках в пути до ближайшего места отдыха (ночлега).

Перевозка детей автобусом осуществляется только с включенным ближним светом фар, в светлое время суток. Перевозка запрещается, когда дорожные или метеорологические условия представляют угрозу безопасности перевозки.

Скорость движения автобуса выбирается водителем в зависимости от дорожных, метеорологических и других условий, но при этом не должна превышать 60 км/час.

В пути следования остановку автобуса можно производить только на специальных площадках, а при их отсутствии при крайней необходимости останавливаться можно за пределами дороги, чтобы исключить внезапный выход ребенка на дорогу.

При вынужденной остановке, вызванной технической неисправностью, водитель должен остановить автобус так, чтобы не создавать помех для движения других транспортных средств. Включить аварийную сигнализацию, и выставить позади автобуса знак аварийной остановки (на расстояние не менее 15 метров от автобуса в населенном пункте и 30 метров - вне населенного пункта). Первым из автобуса выходит сопровождающий и, располагаясь у передней части автобуса, руководит высадкой детей.

Автомобильная колонна с детьми сопровождается специальным автомобилем ГИБДД, двигающимся впереди колонны. Если количество автобусов составляет более 10 единиц, ГИБДД дополнительно выделяет автомобиль, замыкающий колонну.

Перевозка организованных групп детей осуществляется при обязательном сопровождении руководителя группы из числа педагогических работников, прошедших специальную подготовку (обучение) по безопасности дорожного движения. Если число перевозимых детей более двадцати назначаются два руководителя группы. Фамилия, имя, отчество руководителя группы заносится в путевой лист автобуса.

При организации движения колонной (3 и более автобусов) руководитель группы должен находиться в каждом автобусе. Кроме того, из числа взрослых лиц руководителем назначаются сопровождающие, которые должны находиться у каждой двери автобуса. Руководитель - у передней двери автобуса.

Режим работы водителя автобуса должен предусматривать после первых 3-х часов непрерывного управления транспортным средством специальный перерыв для отдыха в пути продолжительностью не менее 15 минут. В дальнейшем перерывы такой продолжительности предусматриваются не более, чем через каждые 2 часа. При направлении в рейс 2-х водителей на один автобус, они меняются не реже, чем через 3 часа.

Из числа водителей, допущенных к перевозке детей, назначается старший водитель, который, как правило, управляет последним автобусом в колонне.



6. Обязанности и ответственность должностных лиц

и водителей автобусов

К управлению автобусами, осуществляющими перевозки детей до 16 лет, могут быть допущены водители, имеющие непрерывный стаж работы в качестве водителя автобуса не менее трех последних лет, прошедшие обучение по программе «Повышение профессионального мастерства водителей».

В каждом случае осуществления перевозки детей автобусом водитель обязан иметь, а руководитель группы обязан проверить отметку в путевом листе о прохождении водителем предрейсового медицинского освидетельствования и технического осмотра автобуса.

Водитель, осуществляющий перевозки, должен выполнять указания руководителя группы, в случае если они не противоречат Правилам перевозки пассажиров, Правилам дорожного движения, не связаны с изменением маршрута движения автобуса.

В пути следования водитель обязан строго выполнять Правила дорожного движения, плавно трогаться с места, выдерживать дистанцию между впереди идущим автотранспортным средством, принимать меры предосторожности, быть внимательным к окружающей обстановке.

При наличии каких-либо замечаний (недостатков) по состоянию автомобильных дорог, улиц, железнодорожных переездов, паромных переправ, их обустройству, угрожающих безопасности дорожного движения, водитель обязан сообщить в территориальное управление (отдел) ГИБДД и руководителю Учреждения и(или) Организации.

Водители автобусов, допущенные к перевозке детей, должны иметь продолжительность междусменного отдыха перед поездкой не менее 12 часов, а также пройти предрейсовый инструктаж, медицинское освидетельствование.

Перед отправлением автобуса в рейс водитель (при движении колонны -старший водитель) должен лично убедиться в соответствии количества отъезжающих детей и сопровождающих - списку, утвержденному руководителем Учреждения и органа управления образованием. Окна в салоне автобуса при движении должны быть закрыты. На верхних полках могут находиться только легкие личные вещи.

Водителю автобуса при перевозке детей ЗАПРЕЩАЕТСЯ:

- следовать со скоростью более 60 км/час;

- изменять утвержденный маршрут следования;

- перевозить в салоне автобуса, в котором находятся дети, любой груз, багаж или инвентарь, кроме ручной клади и личных вещей детей;

- оставлять автобус или покидать свое место, если в салоне автобуса находятся дети;

- при следовании в автомобильной колонне производить обгон впереди идущего автобуса;

- осуществлять движение автобуса задним ходом.

Организованная перевозка детей на длительные расстояния обеспечивается медицинским сопровождением. Перед поездкой руководитель группы, сопровождающие и медицинский работник проходят специальный инструктаж.

В случае получения ребенком в пути следования травмы, наступления внезапного заболевания, кровотечения, обморока и пр. водитель обязан немедленно принять меры по доставке ребенка в ближайший медицинский пункт (учреждение, больницу) для оказания ребенку квалифицированной медицинской помощи.

6.1. Обязанности руководителя Учреждения и(или) Организации - балансодержателя автобуса, организующего подвоз учащихся

Руководитель Учреждения и(или) Организации обязан:

- утвердить приказом списки перевозимых обучающихся (воспитанников) с указанием пунктов посадки и высадки по маршруту движения автобуса;

- назначить приказом ответственного за организацию перевозок и сопровождающих, из числа работников образовательного учреждения, организовать их своевременный инструктаж и обучение.

Обеспечить и контролировать:

- проведение предрейсовых и послерейсовых технических осмотров автобусов;

- регулярное проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских освидетельствований водителей;

- своевременное проведение ТО-1 и ТО-2;

- ежегодную организацию занятий по повышению профессионального мастерства водителей;

- соблюдение установленных законодательством Российской Федерации режимов труда и отдыха водителей;

- использование автобусов по целевому назначению.

Обеспечить наличие следующей документации:

- паспорт транспортного средства (далее - ТС);

- свидетельство о регистрации ТС;

- страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства ТС;

- талон о прохождении государственного технического осмотра ТС;

- водительское удостоверение и медицинская справка водителя;

- личная карточка водителя;

- удостоверение профессиональной компетенции механика или др. лица, прошедшего обучение по программе "Квалификационная подготовка по организации перевозок автомобильным транспортом Российской Федерации";

- схема школьного маршрута с указанием опасных участков (обследование дорожных условий на маршрутах - не реже двух раз в год, к осенне-зимнему и весенне-летнему периоду - приказы Минтранса РФ от 09.03.1995. N 27; от 08.01.1997  N 2);

- акт о готовности маршрута к началу автобусного движения (комиссия с привлечением работников дорожных, коммунальных и других организаций, в ведении которых находятся автомобильные дороги, улицы, железнодорожные переезды; работников Государственной автомобильной инспекции, Российской транспортной инспекции - приказ Минтранса РФ от 31.12.1981 N 200);

- график движения автобусов;

- график проведения ТО-1, ТО-2, согласованный с директором образовательного учреждения.



Приказы

- о назначении ответственного лица за организацию перевозок детей;

- о назначении ответственных лиц (сопровождающих на каждое ТС) за безопасность перевозки детей;

- об утверждении списков перевозимых обучающихся и воспитанников;

- о повышение профессионального мастерства водителей (не реже одного раза в год. Сведения о прохождении курса занятий и сдаче зачетов заносятся в личную карточку водителя - приказ Минтранса РФ от 09.03.1995  N 27);

- о возложении ответственности за надлежащее состояние и работу навигационного оборудования ГЛОНАСС/GPS.

Журналы

- регистрации проведения предрейсового инструктажа водителей;

- регистрации проведения предрейсового и послерейсового медицинского освидетельствования водителей;

- регистрации проведения предрейсового и послерейсового технического осмотра автобуса;

- регистрации участия водителей автобусов в дорожно-транспортных происшествиях (сверка проводится ежемесячно - постановление Правительства РФ от 29.06.1995 N 647 "Об утверждении Правил учета дорожно-транспортных происшествий");

- регистрации нарушений правил дорожного движения водителями автобусов (сверка проводится ежемесячно);

- учета выдачи путевых листов.

Договоры

- на стоянку ТС;

- на техническое обслуживание и ремонт автобусов;

- на проведение предрейсовых и послерейсовых технических осмотров автобусов;

- на проведение предрейсовых и послерейсовых освидетельствований водителей автобусов (копию лицензии на проведение медицинского освидетельствования водителей);

- на установку навигационного оборудования ГЛОНАСС/GPS;

- на техническое сопровождение навигационной системы ГЛОНАСС/GPS.

7. Контроль за использованием автобусов

Целевое использование автобусов контролирует муниципальный орган управления образованием или администрация государственного учреждения.

Персональную ответственность за содержание, эксплуатацию и целевое использование автобусов несут руководители Учреждений и(или) Организаций на балансе которых находятся данные транспортные средства.

8. Порядок списания или передачи автобусов

В целях эффективного использования автобусов, приобретенных за счет средств краевого и федерального бюджетов, их списание или передача в сельские поселения, производятся в соответствии с нормами законодательства и соответствующих регламентов после согласования с департаментом образования и науки.

1. Списываться или передаваться могут только автобусы старше 10 лет (исключение – автобусы, побывавшие в ДТП, по результатам которого его техническое состояние не позволяет осуществлять перевозку учащихся, а восстановление невозможно).

2. В департамент образования и науки необходимо направить документы, подтверждающие целесообразность списания автобуса, в том числе:

- заключение специализированной организации о невозможности эксплуатации школьного автобуса в целях подвоза учащихся;

- письмо руководителя государственного учреждения или руководителя муниципального органа управления образованием на имя руководителя департамента образования с информацией, отражающей данные об автобусе: срок эксплуатации, пробег, время проведения последних «ТО-1» и «ТО-2», его балансовую и остаточную стоимость.

3. При списании автобуса побывавшего в ДТП, в результате которого он перестал соответствовать нормам и требованиям безопасности по перевозке учащихся, необходимо приложить отчет по форме «Сведения внутреннего характера, подлежащие выяснению в процессе проведения служебного расследования», утвержденной приказом Минтранса РФ от 02.04.1996 № 22 «О форме учета дорожно-транспортных происшествий владельцами транспортных средств».

4. Списываемый автобус должен быть полностью укомплектован узлами и агрегатами, предусмотренными заводом-изготовителем.


Руководитель департамента                                                                                                                                                             Т.П.Хлопова