Психологические (личностные) причины травматизма. Человеческий фактор и производственная безопасность.

(1 голос, среднее 5.00 из 5)

Психологические причины травматизма, Человеческий фактор ,производственная безопасность,охрана труда в школе

 

Существует ряд характерных личностных свойств, способных влиять на вероятность несчастного случая. При прочих равных условиях, с некоторыми людьми (которых принято называть «травматики») несчастные случаи происходят чаще вследствие их индивидуальных особенностей.

Вот портрет «травматика», составленный психологами:

- плохая приспособленность к окружению, которая обычно достигает наибольшей интенсивности в возрасте до 30 лет. Неприспособленность выражается в отрицательной позиции по отношению к другим людям и к своей работе, в недружелюбном отношении к начальству в комбинации с импульсивностью, что приводит к нарушению инструкций и невыполнению приказов. На этом фоне происходят случаи нарушения требований техники безопасности, хотя определенную роль здесь может сыграть желание импонировать другим своей смелостью и пренебрежением к опасностям. Необходимость произвести впечатление на других путем принятия рискованных решений и действий может принять форму своеобразного приключения. Характерным также является отсутствие тесных эмоциональных связей с другими людьми и сильное желание достичь высокого общественного положения при одновременном избегании усилий в этом направлении. Неудачники не строят планов на будущее, живут импульсивно, одним днем. Можно говорить и о чувстве общественной ответственности. У таких людей часто встречается повышенный интерес к собственному здоровью.

Роль личностных факторов в обеспечении безопасности наглядно отражает следующая модель.

Стадии развития опасной ситуации

1 – восприятие опасности (процесс отражения и осознания предметов и явлений при их воздействии на органы чувств). На этой стадии важнейшее значение имеет сенсорные и информационные возможности человека, уровень развития внимания;

2 – осознание опасности. Её осознанию помогает воображение, память и предшествующий опыт, уровень общий знаний и интуиция;

3 – принятие решений. Своевременность и правильность принятия решений, позволяющего избежать опасности, зависит от интеллектуальных способностей, уровня теоретических и профессиональных знаний, интуиции;

4 - Выполнение принятого решения зависит от физических возможностей, биометрических данных человека, его ловкости, уровня развития профессиональных навыков и умений.

Неудача на любой стадии в сочетании с фактором случайности может создать для работающего аварийную ситуацию.

Для обеспечения безопасности работающего его психологические, физические и интеллектуальные возможности, навыки и способность к действиям должны соответствовать условиям труда и выполняемой работе. Такое соответствие достигается профессиональным отбором и комплексом мер по подготовке персонала к безопасному труду.

Личностные факторы, отражающие психологические и физические возможности, способности к действиям.

Сенсорные способности и анализаторы окружающей среды.

В ходе эволюции человек приобрел способность ощущать и распознавать опасность воздействия окружающей среды с помощью анализаторов – органов чувств (обоняние, слух, зрение и т.д.);

Благодаря анализаторам человек может ощущать и распознавать цвет, яркость, запах, вкус, форму и движение объектов, высоту и громкость звука, действие силы тяжести, обладает чувством равновесия и мышечным чувством (кинестезией).

Чувствительность анализаторов – способность человека воспринимать действие раздражителей, исходящих из внешней или внутренней среды.

Характеристики чувствительности:

Абсолютный (нижний) порог ощущения – минимальная сила раздражения, способная вызывать появление реакции;

Верхний (болевой) порог ощущения – интенсивность раздражителя, после которой ощущается боль и нарушается адекватная (нормальная) деятельность анализатора;

Дифференциальный порог ощущения – минимальная разность между двумя интенсивностями раздражения, которая вызывает едва заметное различие ощущений;

Латентный период – время от начала воздействия раздражителя до появления ощущения.

В результате деятельности человека возросла степень воздействия ряда факторов, не представляющих опасности в естественной среде обитания (ионизирующее излучение, некоторые вредные и ядовитые вещества, электрический ток и т.д.). Воздействие некоторых из них человек не способен ощущать, в некоторых способен ощущать лишь в ограниченных пределах.

Информационные возможности характеризуются  следующими параметрами:

Скорость и объем восприятия информации;

Скорость и объем переработки информации.

Способность восприятия информации почти никогда не превышает 10 сигналов в секунду. Возможности передачи информации (даже при разных навыках) ограничены приблизительно 25 бит/с. Средняя скорость выполнения простых операций без предварительной тренировки составляет около 2 бит/с.

Психомоторные способности

К психомоторным способностям относятся: скорость двигательной реакции; координация; устойчивость и точность движений. Скорость реагирования на опасный и вредный фактор зависят от интенсивности раздражителя, тренированности человека; пола, возраста, и т.п.

Интеллектуальные способности

В принятии решений важнейшую роль играют высшие психические функции, такие как: внимание, память, воображение и мышление.

Характеристиками внимания являются: концентрация, устойчивость, переключение, распределение.

Память – способность сохранять и воспроизвести в сознании прежние впечатления, опыт.

Формы памяти: двигательная, эмоциональная, образная, оперативная, долговременная.

Физические возможности зависят от мышечной силы, выносливости, антропометрических данных.

Важную роль в обеспечении безопасности труда в ходе производственной деятельности имеют темперамент, характер, целеустремленность, настойчивость, способность к сотрудничеству, чувство товарищества, коллективизм, отношение к труду.

ОПАСНЫЕ ДЕЙСТВИЯ, ОБСТОЯТЕЛЬСТВА УВЕЛИЧИВАЮЩИЕ ТРАВМООПАСНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА:

ограниченное время на выполнение задания;  чувство дискомфорта, вредные и опасные условия труда;  сложность рабочего задания;   физические перегрузки;   ограничение подвижности (из-за одежды, пространства); недостаток в организации совместных действий;   состояние общей напряженности ( в результате бессонницы, гиподинамии, изоляции и т.п.);     наличие отрицательных эмоций (страх, тревога, скука);   усталость, болезненное состояние;   потребление лекарств, алкоголя, наркотиков;   потеря ориентации;   состояние апатии, безразличия.

Сознательные опасные действия по причинам: экономии времени; экономия сил, адаптация к опасности, самоутверждение в глазах коллег и  собственных глазах, переоценка собственных сил и опыта, склонность и вкус к риску, привычка работать с нарушениями, желание подражать другим нарушителям трудовой и производственной дисциплины.