Классный час «Краснодарскому краю-75: помним, гордимся, наследуем!» для 10 – 11 классов.

(11 голоса, среднее 4.82 из 5)



классный час, Краснодарскому краю-75!,классный час для 10-11 классов

Материал может быть использован для проведения дискуссионного модуля в старшей школе в форме виртуальной экскурсии.

Составитель: Кушнарёва Т.А., учитель истории, кубановедения МБОУСОШ № 4 г. Апшеронска.

Цель:

актуализация имеющихся знаний по истории родного края; приобретение новых знаний;  формирование навыков ведения  дискуссии.  Создание условий для осмысления учащимися роли и места своих предков в становлении и процветании современной Кубани.

Задачи:

1.Воспитательная. Привитие бережного отношения к  культурному и духовному наследию своего Отечества как единого и неделимого многонационального государства; формирование у учащихся эмоционально – целостного отношения к этнографической истории и культуре  родного края.

2. Обучающая.  Развитие логики, системности мышления, формирование гражданской позиции в отношении сохранения   исторической памяти.  Расширение кругозора за счёт получения новых знаний; развитие навыка работы в группе, воспитание коллективизма.

3. Развивающая.  Понимание необходимости    сохранения исторической памяти; воспитание патриотизма и гражданственности, через благодарность и уважение к предкам их славным поступкам.

Учебное оборудование и наглядность:

мультимедиапроектор, компьютер, 5 ноутбуков, аудиоколонки, презентация к уроку;  фонограмма гимна Краснодарского края, карта Краснодарского края;  фотогалерея из истории Кубани; иллюстрации.

Работа с терминами.

Основные понятия: патриот, гражданин,  Родина, малая родина, отечество.

Тип мероприятия:  применение знаний и умений

Форма классного часа:  виртуальная экскурсия с элементами  диспута.

План мероприятия.

1.Постановка проблемы.

2.Организационный момент.

3.Актуализация опорных знаний учащихся.

4.Работа над проектом.

5.Рефлексия/саморефлексия учащихся.

6.Домашнее задание.

Эпиграф:

«Помнить – значит сохранить в памяти порученное тебе другими, а знать – это, значит, делать по своему, не упершись глазами в образец и не оглядываясь, всякий раз на учителя».                                                                         Сенека.

Ход  классного часа

Звучит гимн Кубани (видео 1-й куплет)

1. Постановка проблемы.

Слайд  1

Учитель: У каждого из нас есть свой день рождения, есть такой день и у нашего края – это 13 сентября 1937 года.  (называют дети)

Наш классный час  называется «Краю-75: помним, гордимся, наследуем!»,   как вы думаете, о чём нам следует говорить?  (ответы детей)

Слайд  2

Прочитайте, пожалуйста, эпиграф к уроку, что хотел нам сказать Сенека? О чём мы должны помнить, чем гордиться, что наследовать? (ответы детей).

Что вы вкладываете в понятие Родина, малая родина? (ответы детей).

Что такое патриотизм? Кого можно назвать настоящим сыном своего Отечества? (ответы детей).

2.Организационный момент.

Чтобы наша встреча  прошла плодотворно и успешно,  обратите внимание на своё  рабочее место: помощником  в проведении внеклассного занятия  станет справочный материал, который  находится на партах. Обратите внимание,  на рабочем столе  ноутбука у каждой группы есть справочный материал в электронном виде.  Вы сразу сели по группам у каждой своё задание.

Результатом нашей работы станет составление  и  защита проекта  под названием: «Помнит, забыть нельзя».

2.Размышление. Актуализация опорных знаний учащихся.

Слайд  3.   Учитель:  «Родина» - мы говорим, волнуясь.

Даль без края видим пред собой.

Это наше детство, наша юность,

Это то, что мы зовём судьбой!

Родина подобна огромному дереву, на котором   не сосчитать листьев. Но всякое дерево имеет  корни, питающие его. Корни – это то, чем мы жили вчера, 100,1000 лет назад. Это наша история. Для всех солнце светит одинаково, но человеку с Родиной оно светит ярче, теплее. Родина – это очень  много. Это и Москва, и наша Кубань, и,  конечно же, наш родной город Апшеронск.

Слайд 4. Работа с картой.

3.1. Краеведческая копилка.  (5  - 7 минут)

Познакомьтесь с правилами.

1. Когда Черноморскому казачьему войску Екатериной II была выдана Жалованная Грамота, по которой казакам на вечное владение передавалась кубанская земля, ограниченная рекой Кубанью и Азовским морем, а с востока линией от устья Лабы до Ейского городка. (30 июня 1792 года)

2. В каком году была основана  первая казачья церковь на Кубани?  Как она называлась? ( В 1793 г. Свято-Покровский  храм ст. Тамань).

3. Именем этого врача-офтальмолога названа Краснодарская краевая клиническая больница. (Очаповский  Станислав Владимирович – врач-офтальмолог, организатор и руководитель клиники глазных болезней Кубанского медицинского института)

4. Назовите  протоирея,  просветителя   земли  Кубанской. (Россинский  Кирил Васильевич  (1775-1825))

5. Назовите этого деятеля искусств Кубани. (Художественный руководитель Государственного академического Кубанского казачьего хора, генеральный директор ГНТУ "Кубанский казачий хор", профессор, композитор. Член Совета по культуре и искусству при Президенте РФ.)

6. Как называется, где расположен этно-культурный комплекс  в котором воссоздан  быт, традиции, обычаи казаков? (Атамань.  Расположен в  ст. Тамань)

7.  «В знании родного края – наша сила и величие родины». Эти   слова принадлежат выдающемуся учёному, политическому деятелю. Назовите его фамилию. (ФЁДОР  АНДРЕЕВИЧ  ЩЕРБИНА)

8. Назовите этого кубанского спортсмена. В каком виде спорта он стал чемпионом?  (Алексей Иванович Воевода — российский бобслеист, серебряный призёр Олимпийских игр 2006 года, бронзовый призёр Олимпийских игр 2010 года, чемпион мира 2011 года. В ноябре 2010 года Алексею Воеводе присвоено звание "Почетного гражданина г. Сочи".)

9. По традиции государи, подтверждая крепость договора  с казаками, присылали им знамёна и литавры. В дальнейшем вручались бунчуки, булавы, серебряные литавры, перначи. Как называю эти предметы? (Казачьи Регалии)

10. Где расположен этот памятник, каким событиям посвящён?

(В г. Новороссийске. Событиям ВОВ, высадке десанта в районе мыса Мысхако  (Малая земля)

11. Как называется музей, расположенный в этом здании, кто его основатель?

(Краснодарский краевой художественный музей им. Фёдора Акимовича Коваленко)

12. Собор  св. Ал. Невского,  построен в 1872 г,  г. Екатеринодаре   (разрушен в 1937г.). Проект храма выполнили  братья Иван и Елисей Черники. Когда восстановлен собор?  (В 2006 году)

Учитель: Наши земляки отдают своей земле любовь и заботу, выращивают золотую пшеницу. А те, кто обладает поэтическим даром, посвящают ей свои стихи. Много на Кубани талантливых поэтов, которые в своих произведениях прославили наш край. На всю Россию известны имена поэтов: Кронид Обойщиков, Сергей Хохлов, Иван Варавва, Виталий Бакалдин, Николай Зиновьев.

Слайд 5.

4.Работа над проектом. 10 мин.

Учитель: Ребята вспомните, как назывался проект который мы с вами делали в конце учебного года. Правильно  «СУДЬБА И РОДИНА ЕДИНЫ»

Слайд 6-7.

Расскажите о проекте.

- Мы познакомились с замечательной женщиной, бывшим  учителем  нашей школы Шкарлет  Аидой Алексеевной, ровесницей края. Мы приходили к ней домой и приглашали в школу.

Сегодня мы начинаем работу над новым проектом. Ваша задача:

Проанализировать  справочные материалы, затем используя ноутбуки  каждая команда представляет 2-3 слайда.

(Работая над реализацией проекта каждая из команд получает свое задание и возможность поработать над поставленными задачами. Каждый из участников проекта должен помнить, что при его реализации используются принципы командной работы, согласно которым каждый из участников выступает в качестве равноправного партнера.)

Слайд 8.

Команда географов:-поручается подготовит географический портрет Краснодарского края;

Команда культурологов:-отыскивают земляков, которые являются настоящими патриотами своей Малой Родины;

Команда историков:-прослеживает историю происхождение термина «патриот»;  сведения из истории края;

Команда аналитиков:-обобщают, систематизируют сведения о развитии экономики, промышленности.

5. Защита проектов. Рефлексия.

На завершающем этапе рефлексии материала учащиеся объединяют все четыре проекта в один проект под общим названием «Помнить, нельзя забыть».  Совместно с учителем (если есть необходимость) комментируя и доказывая значимость выбранного материала. На завершающем этапе важно дать возможность учащимся высказать разные точки зрения. Каждый из предлагаемых вариантов проектов должен быть проанализирован.

5.1. Давайте вспомним  мероприятия,  в которых  мы участвовали в прошлом учебном году. (Дети перечисляют акции, олимпиады, конкурсы)

Слайды 9-12

6. Домашнее задание.

Подготовиться к  первому уроку кубановедения  по теме: «Национальный идеал и ценности. Мы – россияне. (Доклады, справочный материал, презентация). Предлагаю каждому  составить свой проект героем которого должны стать жители Кубани, которых можно считать подлинными патриотами страны.

ИТОГ

Учитель. Вот и подошло к концу наше путешествие.

Уже сегодня надо решить: будущее — это далекое далеко, не связанное с моей жизнью, или будущее — это продолжение славного прошлого через ниточку-связку — мою настоящую жизнь. И хочу ли я быть достойным продолжателем дела отцов, дедов или жить, как придется?

Я верю, что вы найдёте правильный путь, достойный гражданина Кубани и России. Но самое главное, чтобы в сердце вашем жила настоящая любовь к нашей столице, краю, к их прошлому.

Кубанцы говорят «Если есть на Земле рай – это Краснодарский край!» Вам, ребята, нужно беречь и сохранить казачий край, делами приумножить его красоту и богатство!

Как на именины края

Испекли мы каравай!

Каравай, каравай,

Вырастил тебя наш край!

Под Кубанским небушком

Вырастили хлебушко.

Мы в кубанский хоровод

Приглашаем весь народ.

Вместе дружно мы споём,

Как в краю родном живём.

Эх! Кубанская земля,

Ты привольна и мила.

Цвети, расти и набирайся силы,

Ведь у тебя скоро именины!

«С днём рождения, родная Кубань, – житница, здравница, жемчужина России!»

Скачать презентацию.

Скачать презентацию 2.

Скачать справочные материалы для географов.

Скачать справочные материалы для культурологов.

Скачать справочные материалы для историков.

Скачать справочные материалы для аналитиков.

Скачать гимн Кубани.