Игры, упражнения и стихи для автоматизации звука «р» у младших школьников и дошкольников

(0 голоса, среднее 0 из 5)

Если практические приемы, используемые учителем-логопедом, воспринимать творчески, то шансы на успешное завершение постановки и автоматизации звука [р] возрастут. В этой статье мы расскажем вам про игры, упражнения и стихи для автоматизации звука «р» у младших школьников и дошкольников.

1. Игра «Так или нет»

Четко прочитать предложение. Найти несоответствие.

Косарь лечит.

Секретарь пилит.

Врач журчит.

Столяр печатает.

Маляр косит.

Гром зеленеет.

Трава гремит.

Ручей красит.

2. Игра «Отгадай слово»

Раздаю детям карточки со словами, в которых пропущена буква Р. Дети должны вставить букву и четко прочитать слово.

Эту игру провожу почти на каждом занятии по автоматизации звука [р]. Сначала использую слова со звуком [р] в конце слова, и постепенно усложняю задачу. Затем даю слова, в которых звук [р] пропущен в начале слова, далее - в середине слова. Эту же игру провожу и при чтении фраз.

Считаю, что, используя эту игру, дети быстрее вводят звук [р] в спонтанную речь, ведь чтение с подсказкой (звук [р] нужно произнести вместо точек) является лучшим тренировочным упражнением.

Дальше больше усложняю эту игру. Дети читают фразы уже без пропущенной буквы. Чтобы чтение для детей было интересным, играем в следующую игру.

3. Игра «Отгадай загадку»

Дети читают загадки и вместе отгадывают их.

Горбатый мешок на четырех ногах стоит. (Верблюд)

Я четвертый у родителей сын, а детей у него семь. (Четверг)

Четыре брата живут вместе, а один отдельно. (Рукавица)

Летит орлица по синему небу, крылья раскрыла, солнце закрыла. (Облако)

Большой зонтик, яркий зонтик, высоко летает, из облаков людей спускает. (Парашют)

Сверху дыра, снизу дыра, а посередине - огонь и вода. (Самовар)

Телевизор у нас, с интернетом свяжет вас. (Компьютер)

4. Игра «Продолжи пословицы»

Проводится после чтения пословиц с последующим выяснением их содержания.

Лучше горькая правда ... (чем сладкая ложь).

Когда истинное дело, то ... (говори смело).

Маленькая правда все неправды ... (перевесит).

С добрым дружись, а лихих... (берегись).

Если чего толком не знаешь, то ... (не говори).

Лучше молчать, чем ... (врать).

В здоровом теле ... (здоровый дух).

Чистая вода ... (для болезни беда).

Без уроков физкультуры ... (не укрепишь мускулатуры).

Когда во время чтения дети не допускают ошибок в произношении звука [р], переходим к переводу или составлению рассказа по картинке.

5. Упражнение «Опиши птицу»

Например, так описываем птиц по картинке:

Воробей

Серенький, суетливый, с пепельной головкой, ярко-коричневой спинкой, с черным галстуком на горле и груди.

СОРОКА

Длинный хвост. Голова, шея, верхняя часть груди черные, хвост черный и блестящий.

СОВА

Серого, бурого и черного оттенков. Большие желтые неподвижные глаза, короткий клюв. Лапки оперённые к пальцам, когти загнуты. На голове два пучка перьев в виде ушек.

ВОРОНА

Голова, горло, передняя часть груди, крылья, хвост - все черное. Спина серая.

6. Физкультминутки для автоматизации произношения буквы "Р"

Даже когда проводим физкультминутки, дети незаметно для себя закрепляют произношение звука [р] в самостоятельной речи.

1. Руки вверх подняли

На носочки стали,

Потянулись вверх

И присели.

Раз, два, три, четыре-

Отдохнули немного и сели.

2. Две вороны на дороге

Раскричались утром:

Кар-кар-кар, кар-кар-кар.

Вышел шумный базар.

3. Стать по струнке!

Руки в боки!

Попрыгайте, как сороки.

Как сороки-белобоки:

Прыг-прыг,

Скок-скок.

4. Раздувайся, пузырь,

(Дети берутся за руки и делают все больший круг.)

Раздувайся все больше.

Оставайся таким

И не лопайся.

Ветерок налетел,

(Держась за руки, ходят по кругу.)

И пузырь полетел.

Налетел ураган -

И пузырь разорвал.

(Дети разрывают круг.)

5. Деревья, птицы

Руки вверх! Покачали.

Это деревья в лесу.

Опустились и прыгнули -

Сбил росу ветер.

Руки в стороны, взмахнули,

Летим, как птицы.

Приземлились, отдохнули,

Руки-крылья опустили.

В младшем школьном и дошкольном возрасте у детей все еще очень большое место и значение в жизни занимает игра. В трудовой деятельности школьника ее значение также достаточно велико. Поэтому включение в занятия по автоматизации звука «р»  игры «Самый умный» рекомендуется всем педагогам, работающим с детьми, которым требуется необходимая коррекция произношения. Причем варианты данной игры каждый логопед сможет составить с учетом необходимой ему в данном случае тематики вопросов и ответов.

7. Игра «Самый умный»

Дети находят правильный ответ, называют его, следя за правильным произношением звука [р].

Кем вы станете, переступив порог школы?

А. Школьниками;

Б. танцорами;

В. рабочими.

Умеют все они делать, стоит только захотеть:

А. плечи;

Б. ноги;

В. руки.

Если снежинку (сосульку), занести в теплое помещение, то она:

А. превращается в воду;

Б. не изменяет своей формы;

В. совсем исчезает.

Весной листья на деревьях:

А. опадают;

Б. высыхают;

В. вырастают.

Во время летнего отдыха дети:

А. загорают;

Б. катаются на лыжах и санках;

В. сидят дома.

Человек какой профессии печет хлеб?

А водитель;

Б. пекарь;

В. уборщик.

Человек какой профессии нас лечит?

А. Врач;

Б. парикмахер;

В. учитель.

У твоих родителей есть дочь. Кто она для тебя?

А. тетя;

Б. сестра;

В. бабушка.

У твоих родителей есть сын. Кто он для тебя?

А. Дедушка;

Б. дядя;

В. брат.

Яблоки, груши - это:

А. овощи;

Б. фрукты;

Звери, птицы, насекомые, рыбы - это:

А. растения;

Б. животные;

В. звезды.

Как называется город, в котором ты живешь?

А. Москва;

Б. Краснодар;

В. Ставрополь.

На какой сигнал светофора нужно остановиться?

А. на красный;

Б. на желтый;

В. на зеленый.

Для уборки квартиры нужна:

А. повседневная одежда;

Б. нарядная одежда;

В. рабочая одежда.

Пол следует протирать:

А. влажной тряпкой;

Б. сухой тряпкой;

В. чистым полотенцем.

Кто готовит для всех еду?

А.повар;

Б. актер;

В. строитель.