Методы обучения.

(5 голоса, среднее 5.00 из 5)

методы обучения,нестандартные методы обучения

Способы обучения, используемые учителем и учениками в их совместной и взаимосвязанной работе, направленной на достижение целей обучения, называют методами обучения. Каждый метод обучения может быть описан и раскрыт через разнообразие приемов, используемых при его реализации. Прием обучения - составная часть метода.

Объяснительно-иллюстративный метод обучения заключается в том, что учитель передает ученикам готовую информацию с помощью различных средств обучения, а ученики воспринимают, осмысливают и фиксируют ее в памяти.

Репродуктивный метод обучения используется для формирования умений и навыков учащихся на уровне, что позволяет применить их в условиях, которые ранее рассматривались, или несколько измененных. Учитель с помощью системы заданий организует деятельность учащихся по неоднократному воспроизведению сообщенных знаний или способов деятельности.

Метод проблемного изложения учебного материала заключается в том, что учитель не только организует передачу информации разными способами, но и знакомит учащихся с процессом поиска решения той или иной проблемы.

Эвристический (частично-поисковый) метод - это метод, при котором учитель организует участие учеников в выполнении отдельных шагов поиска решения проблемы. Роль учителя заключается в конструировании познавательной задачи, расчленении ее на отдельные этапы, определении тех этапов, которые учащиеся будут выполнять самостоятельно, то есть учитель организует самостоятельно познавательную деятельность учащихся. В одних условиях учащихся участие видеть проблему в других-строить доказательства, в третьих-делать выводы из изложенных или продемонстрированных фактов, в четвертых - высказывать гипотезы, в пятых - составлять план проверки высказываемых предположений и прочее. То есть организуется усвоение опыта творческой деятельности по элементам овладения отдельными этапами решения проблемных задач.

Сущность исследовательского метода заключается в организации учителем поисковой, творческой деятельности учащихся по решению новых проблем и проблемных ситуаций. Название этого метода предполагает совершенное усвоение учащимися опыта творческой деятельности. Исследования психологов показали, что участие учащихся в частичном решении творческих проблем не приводит к формированию умений исследовать и анализировать целостные задачи.

Рациональное применение методов   обучения

Методы обучения

При каком виде материала целесообразно применять?

При решении каких задач эффективны?

До каких учеников дают наилучший результат?

Какие возможности должен иметь учитель?

Словесные

Материал теоретико-информационного содержания

Формирование знаний теоретического и практического характера

Готовых к восприятию вербальной информации

Такие, которыми владеет лучше, чем другими

Наглядные

Такому, который может быть подан в наглядном виде

Развитие внимания, наблюдательности, умения анализировать

Для учащихся с чувственно-образным мышлением

Может найти и самостоятельно изготовить наглядность

Практические

Когда содержание предполагает умение применять на практике

Развитие практических умений и навыков, обогащение опыта

Готовых к выполнению практических заданий

Наличие приборов, пособий для учащихся

Репродуктивные

Слишком простой или очень сложный

Формирование  базовых знаний, умений и навыков

Не готовых к проблемному обучению

Нет времени на применение других методов.

Проблемно-поисковые

Содержание среднего уровня сложности

Развитие мышления, исследовательских умений, творческого подхода к делу

Тех, которые обладают необходимыми  умениями

Владеет методикой проблемного обучения, имеет время

Индуктивные

Содержание изложен по индуктивной логике

Развитие умений обобщать, мыслить от частного к общему

Таких, которые затрудняются в дедуктивных рассуждениях

Учитель  обладает индуктивными методами

Дедуктивные

Содержание рационально излагать таким образом

Развитие мышления   (от общего к частному)

Учащиеся имеют соответствующий развитие мышления

Учитель обладает дедуктивными методами

Самостоятельная работа

Содержание доступно для самостоятельного изучения

Формирование навыков учебной работы

Учащиеся имеют соответствующий уровень знаний, умений, навыков.

Есть дидактические материалы для каждого ученика, учитель умеет управлять работой детей

Производительные

Содержание, благоприятное для усвоения его путем открытия нового знания

Развитие умений продуцировать новое знание

Учащиеся готовы  к самостоятельной творческой деятельности

Учитель владеет методикой организации продуктивной деятельности

Нестандартные методы обучения.

Метод сложной цели, который позволяет планировать обучение учащихся в зоне их ближайшего развития и обеспечивает формирование ответственности, уверенность в возможности преодоления трудностей, возникающих на жизненном пути, веру в свои силы.

Метод выбора, который позволяет создать условия для принятия учащимися учебной задачи, увлечения познавательной деятельностью, в которой они могут чувствовать себя личностями.

Метод опережения, который способствует ускоренному развитию сильных учеников класса, дает возможность слабым осознать наиболее трудные места учебной программы.

Метод укрупнения блоков, который помогает усвоить главные, существенные понятия раздела, связи между ними, уменьшить нагрузку на учащихся.

Метод самоанализа и коллективного творчества, характерной чертой которого является привлечение учащихся к групповым формам деятельности с целью создания нового продукта и активное использование рефлексии.

Метод индивидуализированного применения программ в зависимости от особенностей ученика, который позволяет создавать для каждого школьника траекторию индивидуального изучения темы.