Логопедическое занятие по коррекции речи с учащимися начальной школы на тему «Слова - названия предметов».

(1 голос, среднее 4.00 из 5)

Цель: Закреплять понятие слова-названия предметов, понятие «живой» и «неживой» предмет; формировать умение определять род предмета; обогащать словарный запас, при необходимости уточнять значение незнакомых слов.

Оборудование: предметные картинки, фишки, полоски, индивидуальные карточки

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент. Повторение.

- Над какой темой мы работали на прошлом занятии? (Изучали часть речи - слова - предметы).

- Какие вопросы ставим к словам - названий предметов? (Кто? Что?)

- Какие слова - предметы отвечают на вопросы (Кто?)? («Живые» предметы.)

- Какие слова - предметы отвечают на вопрос (Что?)? («Неодушевленные» предметы)

- Как графически обозначали эту часть языка? (Квадратом.)

II. Основная часть.

- Мы продолжаем работать над словами - предметами.

1. Игра (Приложение № 1)

- Слушайте внимательно.

Логопед произносит слова - предметы. Дети поднимают соответствующие фишки. Прослушав предложенные слова, учащиеся должны назвать предмет.

- Если Пекарь (вывешивается рисунок) возьмет муку, воду, соль, яйцо, он испечет ЧТО? ... ХЛЕБ (говорят дети), (вывешивается рисунок).

- Если ХУДОЖНИК (вывешивается рисунок) возьмет БУМАГА, КРАСКИ, ВОДУ, он нарисует что? ... КАРТИНУ (говорят дети), (вывешивается рисунок)

- Если ПОВАР (вывешивается рисунок) возьмет ВОДУ, капусту, картофель, свеклу, соль, он сварит ЧТО? ... БОРЩ (говорят дети), (вывешивается рисунок)

- Если СТРОИТЕЛЬ (вывешивается рисунок) возьмет КИРПИЧ, цементный раствор, он построит что? ... ДОМ (говорят дети), (вывешивается рисунок)

- Так какие вопросы задаем для «живых» слов - предметов? (Кто?)

- Назовите слова - названия рисунков, на доске, которые отвечают на вопросы Кто? (Дети задают вопросы и называют слова.)

- Запишите «живые» слова - предметы в первый столбец.

- А на какие вопросы отвечают «неживые» слова - предметы? (Что?)

- Назовите слова - названия рисунков, на доске, которые отвечают на вопросы Что? (Дети задают вопросы и называют слова.)

- Запишите «неживые» слова - предметы во второй столбик.

Запись в тетрадях детей.

пекарь

повар

строитель

хлеб

борщ

дом

2. Устно составьте предложение по схеме.

На доске схема:

Например: Пекарь печет хлеб.

Повар варит борщ.

Строитель строит дом.

3. Формирование умения определять род слов - предметов.

- Я тоже составила предложение. Прочитаем мои (читаем предложения, записанные на доске).

"Мы в саду. Брат взял лопату. Брат копает ямку. Сестра принесла воду. Сестра будет поливать. Мы посадили деревце. Деревце начнет расти".

- Нравятся ли вам мои предложения? Мне они не очень нравятся и я никак не могу понять, что не так. (Повторяются слова)

- Ой, действительно повторяются слова.

- Прочитайте слова, которые повторяются. (Дети называют: брат - брат, сестра - сестра, деревце - деревце) Думаю можно сделать предложение лучше. Помогут нам в этом слова ОН, ОНА, ОНО.

- Слово брат каким словом заменим? (ОН) (накрываю второе слово брат карточкой со словом ОН)

- Слово сестра каким словом заменим? (ОНА) (накрываю второе слово сестра карточкой со словом ОНА)

- Слово деревце каким словом заменим? (ОНО) (накрываю второе слово деревце карточкой со словом ОНО)

Читаем предложения.

«Мы в саду. Брат взял лопату. Он копает ямку. Сестра принесла воду. Она будет поливать. Мы посадили деревце. Оно начнет расти».

- Слова ОН, ОНА, ОНО не только делают предложение лучше, а еще будут нам помогать сегодня определять род слов - предметов.

- Когда слово - предмет заменяем словом ОН - это мужской род. Когда слово - предмет заменяем словом ОНА - это женский род. Когда слово - предмет заменяем словом ОНО - это средний род.

- Слово брат мы заменили словом ОН, то это предмет какого рода?

- Слово сестра мы заменили словом ОНА, то это предмет какого рода?

- Слово деревце мы заменили словом ОНО, то это предмет какого рода?

- Как определить род слова - предмета? (Нужно предмет заменить словом ОН или ОНА, или ОНО)

4. Работа со словами.

Подойдите к столу и возьмите рисунок, который вам понравится.

- Назовите свой рисунок словом. Давайте прикрепим фотографию предмета на доске под словом, которым его можно заменить, и узнаем какого рода предмет.

- Арбуз, ананас-это предметы какого рода? Как мы определили род этих предметов?

- Дыня, слива - это предметы какого рода? Как мы определили род этих предметов?

- Манго - это предмет какого рода? Как мы определили род этого слова?

- Как определить род слов предметов? (Нужно предмет заменить словом ОН или ОНА, или ОНО).

Физкультминутка

5. Рассмотрите схему на доске.

В корзине

- Запишите образовано предложения. Определите род предметов.

6. Запись предложения.

ПРИШЛА ВЕСНА. ВЕТЕРОК нагревается. Солнце светит ярко.

- Найдите в предложениях слова - предметы, графически обозначьте их, определите род этих слов - предметов.

III. Итог.

- Какую часть речи мы продолжали изучать сегодня на занятии?

- Как графически обозначать слова - предметы?

- Какого рода бывают слова - предметы?

- Какие слова помогали нам определять род слов - предметов?

- На следующем занятии мы продолжим работать над словами-предметами.