Презентация опыта работы учителя – логопеда «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в коррекционных группах детского сада».
Крупина М.М.
МБДОУ детский сад комбинированного вида №39
С каждым годом количество транспорта на дорогах России возрастает, а вместе с этим увеличивается и количество дорожно-транспортных происшествий. Особую тревогу вызывает рост числа пострадавших детей. Но, к сожалению, в организации профилактики детского дорожно-транспортного травматизма имеются проблемы, требующие научно- методического решения.
Детские сады и школы являются основными звеньями системы обучения и воспитания детей, где они могут и должны получить необходимые знания, умения, навыки и привычки безопасного и правопослушного поведения на улицах, дорогах и в транспорте.
Совершенно очевидно: чем раньше дети получат сведения о том, как они должны вести себя на улице, тем меньше станет несчастных случаев.
Занимаясь с воспитанниками, имеющими нарушения речи, где обучение и коррекция речи проходит согласно лексическим темам, интегрировала план по профилактике дорожно – транспортного травматизма в такие темы: «Мой город», «Транспорт», «Правила дорожного движения», «Профессии».
Цель опыта: воспитание и обучение правилам дорожного движения через формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения на улицах города, сохранение жизни и здоровья.
Для осуществления заданной цели ставила перед собой задачи, которые вы видите на экране.
При выстраивании педагогического процесса по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма учитывались следующие принципы:
принцип воспитания
принцип возрастной безопасности
принцип взаимодействия «дети - дорожная среда»
- Знакомя детей с правилами дорожного движения устанавливалась связь между всеми разделами, указанными в «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой и программе «Безопасность» Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной (по направлению «Ребенок на улицах города»),Т.Б.Филичева, Т.В.Туманова «Программа обучения и воспитания детей с ОНР»;
- работа проводилась систематически с постепенным усложнением программных требований от одной возрастной группы к другой, с учетом индивидуальные особенности детей;
- воспитание в детях самостоятельности;
- при построении своей работы учитывала 3 аспекта взаимодействия ребенка с транспортной системой города:
- ребенок – пешеход;
- ребенок – пассажир городского транспорта;
- ребенок – водитель детских транспортных средств: велосипеда, самоката, санок и т.д.
Весь педагогический процесс вела в тесном контакте с воспитателями, музыкальными руководителями, инструктором по физической культуре, ГИБДД, ЮИД и родителями
Для решения поставленных задач мною организована предметно - развивающая среда в логопедической группе и в кабинете, основанная на принципах: целесообразности и рациональности, доступности и открытости, проектировании и построении окружающего мира.
Вся работа проходила по следующим этапам организации педагогического процесса:
первый этап — подготовительный — уточнение представлений детей о правилах безопасности, т.е. их личный опыт, на который может опереться педагог;
второй этап — расширение первоначальных детских представлений о правилах безопасности дорожного движения через непосредственное восприятие дорожной среды во время целевых прогулок, в процессе специальных развивающих и обучающих занятий по дорожной тематике и частью других занятий, перекликающих с лексическими темами. Занятия проводились фронтальные, подгрупповые и индивидуальные. Работу по ПДД предусмотрела по всем разделам коррекции:
1. Формирование лексико-грамматического строя речи;
2. Развитие фонетико-фонематического слуха;
3. Развитие связной речи;
4. Обучение грамоте;
5. Развитие общих речевых навыков;
6. Развитие общей и мелкой моторики;
7. Развитие психических процессов.
В группе и кабинете имеются макеты перекрестка с улицами. На индивидуальных и подгрупповых занятиях рассказывала детям о городе, улицах, светофорах (транспортных и пешеходных), переходах и т. д. Используя фигурки пешеходов и транспорта, наглядно показывала, что может произойти, если нарушать правила дорожного движения. А также объясняла, как правильно нужно вести себя на улицах и дорогах, на перекрестках и т. д. Параллельно проводилась работа по видам коррекционной деятельности, это как закрепления лексико-грамматических форм языка и связной речи, так и по обучению грамоте, и правильному звукопроизношению. На своих занятиях с дошкольниками, я использовала и новые педагогические технологии:
- моделирование опасных и безопасных дорожных ситуаций;
- самостоятельную работу в альбомах по рисованию, формирующих и развивающих познавательные процессы детей ;
- интерактивный опрос;
- коллективную деятельность детей по изучению, осмыслению и осознанию правил дорожного движения, опасности и безопасности в дорожной среде;
третий этап — закрепление полученных знаний и формирование сознательного отношения к соблюдению правил безопасности с помощью чтения и обсуждения произведений художественной литературы, проведения игр-драматизаций настольно-печатных и словесных игр, подвижных игр, логоритмики, познавательных викторин и КВН, театрализованных представлений и сказок. Мероприятия по данному направлению проводила в различных формах, где большая часть из них была иллюстрированной, театрализованной, музыкальной, игровой.
Являясь руководителем театральной студии «Шуршунчик», ежегодно год включаю в репертуар один из спектаклей по профилактике дорожно - транспортного травматизма, где артисты, а это дети логопедической группы, в доступной и интересной форме знакомят других детей с правилами дорожного движения. Очень интересными были сказки «Путешествие Мишутки в зоопарк» «Колобок-милиционер», «Незнайка изучает правила движения», «Путешествие Элли и её друзей». Представители ГИБДД являются частыми гостями на наших представлениях;
четвертый этап – формирование у детей чувства ответственности за свои поступки на улицах города. Проводилась совместная работа с ЮИД МОУСОШ № 2,которая помогла детям расширить и закрепить знания по профилактике дорожно-транспортного травматизма, так как они обменивались информацией по ПДД с младшими школьниками в увлекательной форме;
пятый этап – работа с родителями. Ведь чтобы предостеречь детей от опасности на улице, родители должны научить детей быть внимательными, а главное – не нарушать правила дорожного движения самим. Для этого ведется большая разъяснительная и обучающая работа. Были оформлены информационные стенды для родителей. В интересной и увлекательной форме проводились родительские собрания по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Очень интересно прошел совместный КВН «Наш друг светофор». Совместно с сотрудниками ГИБДД проводила акции: «Ребенок - главный пассажир», «Внимание - дети», «Родитель - водитель». Разработала буклет для родителей;
шестой этап — результативный. Сопоставив результаты обследования, проведенные в начале, и в конце года пришла к выводу, что мероприятия по профилактике дорожно-транспортного травматизма помогли повысить знания и навыки детей. Надеюсь, что проведенная работа поможет детям:
во-первых, применять на практике технику безопасного движения на дорогах;
во-вторых, разбирать и оценивать множество реальных ситуаций на улице;
в-третьих, в опасных ситуациях контролировать свои эмоции и реакции;
в-четвертых, управлять своим телом, понимать его физические границы и возможности, переносить приобретенный опыт в новые ситуации;
в-пятых, ребенок будет проговаривать свои действия, чтобы они становились частью его мышечной памяти и внутренней речи;
в-шестых, ребенок будет действовать в стандартных ситуациях на дороге уверенно, компетентно и предусмотрительно.
Изменились не только качественные показатели знаний, умений и навыков, но и личностные характеристики самих детей, они стали легче вступать в контакт, конфликтные ситуации свелись к минимуму, дети научились договариваться между собой.
Скачать презентацию опыта работы учителя – логопеда.
Похожие материалы:
Более новые статьи:
- Дидактические игры для дошкольников «Чрезвычайные ситуации», «Будь осторожен!»
- Из опыта работы воспитателя «Сказка для детей дошкольного возраста «Три отважных поросенка»
- Учебное пособие по безопасности для детей старшего дошкольного возраста «Действия при пожаре и наводнении»
- Дидактическая игра для детей среднего дошкольного возраста «Опасные предметы»
- Дидактическая игра для детей старшего дошкольного возраста «Предметный мир Службы спасения 01»