Презентация опыта работы учителя – логопеда «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в коррекционных группах детского сада».

(5 голоса, среднее 3.60 из 5)



презентация опыта работы учителя – логопеда, профилактика детского дорожно-транспортного травматизма

Крупина М.М.

МБДОУ детский сад комбинированного вида №39

С каждым годом количество транспорта на дорогах России возрастает, а вместе с этим увеличивается и количество дорожно-транспортных происшествий. Особую тревогу вызывает рост числа пострадавших детей. Но, к сожалению, в организации профилактики детского дорожно-транспортного травматизма имеются проблемы, требующие научно- методического решения.

Детские сады и  школы являются осно­вными звеньями системы обучения и воспитания детей, где они могут и должны по­лучить необходимые знания, умения, навыки и привычки безопасного и правопослушного поведения на улицах, дорогах и в транспорте.

Совершенно очевидно: чем раньше дети получат сведения о том, как они должны вести себя на улице, тем меньше станет несчастных случаев.

Занимаясь с воспитанниками, имеющими нарушения речи, где обучение и коррекция речи проходит согласно лексическим темам, интегрировала  план по профилактике дорожно – транспортного травматизма в такие темы: «Мой город», «Транспорт», «Правила дорожного движения», «Профессии».

Цель опыта: воспитание и обучение правилам дорожного движения через формирование у детей навыков осознанного безопасного  поведения на улицах города, сохранение жизни и здоровья.

Для осуществления заданной цели ставила перед собой задачи, которые вы видите на экране.

При выстраивании педагогического процесса по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма учитывались следующие принципы:

принцип воспитания

принцип возрастной безопасности

принцип взаимодействия «дети - дорожная среда»

- Знакомя детей с правилами дорожного движения устанавливалась связь между всеми разделами, указанными в «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой и  программе «Безопасность» Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной (по направлению «Ребенок на улицах города»),Т.Б.Филичева, Т.В.Туманова «Программа обучения и воспитания детей с ОНР»;

- работа проводилась систематически с постепенным усложнением программных требований от одной возрастной  группы к  другой, с учетом индивидуальные особенности детей;

- воспитание в детях самостоятельности;

- при построении своей работы  учитывала 3 аспекта взаимодействия ребенка с транспортной системой города:

- ребенок – пешеход;

- ребенок – пассажир городского транспорта;

- ребенок –  водитель  детских транспортных средств: велосипеда, самоката,  санок и т.д.

Весь педагогический процесс вела в тесном контакте с воспитателями, музыкальными руководителями, инструктором по физической культуре, ГИБДД, ЮИД и  родителями

Для решения поставленных задач мною организована предметно - развивающая среда в логопедической группе и в кабинете, основанная на принципах: целесообразности и  рациональности, доступности и открытости, проектировании и построении окружающего мира.

Вся работа проходила по следующим этапам организации педагогического процесса:


первый этап подготовительный — уточнение пред­ставлений детей о правилах безопасности, т.е. их личный опыт, на который может опереться педагог;

второй этап расширение первоначальных детских пред­ставлений о правилах безопасности дорожного движения через непосредственное восприятие дорожной среды во время целевых прогулок, в процессе специальных развивающих и обучающих занятий по дорожной тематике и частью других занятий, перекликающих с лексическими темами. Занятия проводились фронтальные, подгрупповые и индивидуальные. Работу по ПДД предусмотрела по всем разделам  коррекции:

1. Формирование лексико-грамматического строя речи;

2. Развитие фонетико-фонематического слуха;

3. Развитие связной речи;

4. Обучение грамоте;

5. Развитие общих речевых навыков;

6. Развитие общей и мелкой моторики;

7. Развитие психических процессов.

В группе и кабинете  имеются макеты перекрестка с улицами. На индивидуальных  и подгрупповых занятиях рассказывала детям о городе, улицах, светофорах (транспортных и пешеходных),  переходах и т. д. Используя фигурки пешеходов и транспорта, наглядно показывала, что может произойти, если нарушать правила дорожного движения. А также объясняла, как правильно нужно вести себя на улицах и дорогах, на перекрестках и т. д. Параллельно проводилась работа по видам коррекционной деятельности, это как  закрепления лексико-грамматических форм языка и  связной речи, так и по обучению грамоте, и правильному звукопроизношению. На своих занятиях с дошкольниками, я использовала  и новые педагогические технологии:

- моделирование опасных и безопасных дорожных ситуаций;

- самостоятельную работу в альбомах по рисованию, формирующих и развивающих познавательные процессы детей ;

- интерактивный опрос;

- коллективную деятельность детей по изучению, осмыслению и осознанию правил дорожного движения, опасности и безопасности в дорожной среде;

третий этап закрепление полученных знаний и формиро­вание сознательного отношения к соблюдению правил безопас­ности с помощью чтения и обсуждения произведений художе­ственной литературы, проведения игр-драматизаций  настольно-печатных и словесных игр, подвижных игр, логоритмики, познавательных викторин и КВН, театрализованных представлений и сказок. Мероприятия по данному направлению проводила в различных формах,  где большая часть из них была иллюстрированной, театрализованной, музыкальной, игровой.

Являясь руководителем театральной  студии «Шуршунчик», ежегодно год включаю в  репертуар один из спектаклей по профилактике  дорожно - транспортного травматизма, где артисты, а это дети логопедической группы, в доступной и интересной форме знакомят других детей с правилами дорожного движения. Очень интересными были сказки «Путешествие Мишутки в зоопарк» «Колобок-милиционер», «Незнайка изучает правила движения», «Путешествие Элли и её друзей». Представители ГИБДД являются частыми гостями на наших представлениях;

четвертый этап – формирование у детей чувства ответствен­ности за свои поступки на улицах города.  Проводилась совместная работа  с ЮИД МОУСОШ № 2,которая  помогла  детям расширить и закрепить знания по профилактике дорожно-транспортного травматизма, так как они обменивались информацией  по ПДД  с младшими школьниками в увлекательной форме;

пятый этап  – работа с родителями.  Ведь чтобы предостеречь детей от опасности на улице, родители должны научить детей  быть внимательными, а главное – не нарушать правила дорожного движения самим. Для  этого ведется большая разъяснительная и обучающая работа. Были оформлены информационные стенды для родителей. В интересной и увлекательной форме проводились родительские собрания по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Очень интересно прошел совместный КВН «Наш друг светофор». Совместно с сотрудниками ГИБДД  проводила акции: «Ребенок - главный пассажир», «Внимание - дети», «Родитель - водитель». Разработала буклет для родителей;

шестой этап результативный. Сопоставив результаты обследования, проведенные в начале, и в конце года пришла к выводу, что мероприятия по профилактике дорожно-транспортного травматизма помогли повысить знания и навыки детей. Надеюсь, что проведенная работа поможет детям:

во-первых, применять на практике технику безопасного движения на дорогах;

во-вторых, разбирать и оценивать множество реальных ситуаций на улице;

в-третьих, в опасных ситуациях контролировать свои эмоции и реакции;

в-четвертых, управлять своим телом, понимать его физические границы и возможности, переносить приобретенный опыт в новые ситуации;

в-пятых,  ребенок будет проговаривать свои действия, чтобы они становились частью его мышечной памяти и внутренней речи;

в-шестых, ребенок будет действовать в стандартных ситуациях на дороге уверенно, компетентно и предусмотрительно.

Изменились не только качественные показатели знаний, умений и навыков, но и личностные характеристики самих детей, они стали легче вступать в контакт, конфликтные ситуации свелись к минимуму, дети научились договариваться между собой.


Скачать презентацию опыта работы учителя – логопеда.