Образовательный форум
Добро пожаловать, Гость
Привет! Вход или Регистрация.    Забыли пароль?
Статья-исследование-Психология подростков (1 просматривает) (1) Гость
Вниз Ответить Избранное: 0
Сообщения темы: Статья-исследование-Психология подростков
#6
Татьяна Петровна (Пользователь)
Fresh Boarder
Сообщений: 1
graphgraph
Пользователь в оффлайне Кликните здесь, чтобы посмотреть профиль этого пользователя
Статья-исследование-Психология подростков 4 г., 3 мес. назад Репутация: 0  
Предлагаю ознакомиться с интересной статьей для лучшего понимания психологии школьников-подростков.
В подростковом возрасте отмечается четкое направление сознания на самого себя. Осознание себя личностью происходит у подростков в первую очередь в процессе общения с ровесниками. В связи с этим ряд психологов считают общение в подростковом возрасте одним из ведущих типов деятельности. Самопознание себя, выделение и сопоставление своего «Я» с другими создают условия для самосовершенствования. Подросток, оценивая способности, успехи, внешнюю привлекательность, моральный облик, свою социальную роль в коллективе, свои недостатки, эмоционально переживает все это и стремится завоевать уважение и доверие окружающих. На основе отношений между уровнем требований и реальными успехами у него формируется соответственно высокое или низкое самоуважение. Оно в большей степени зависит и от оценки подростка окружающими. У подростков обычно отмечается завышенная самооценка и уровень требований, что при неудаче в учебной, спортивной и других видах деятельности часто приводит к аффективным реакциям. Поэтому учитель обязан своевременно регулировать адекватность самооценки подростка без ущерба для формирования его личности.
Негативную роль может сыграть и переоценка себя подростком, так как способствует формированию зазнайства, самодовольства, стремлению противопоставить себя коллективу. Уровень самосознания у подростка колеблется в широком диапазоне и зависит от многих факторов (микросоциальной среды, возраста, уровня развития интеллекта и т.д.). Уровень самосознания у подростков, как правило, достигает высших форм тогда, когда он осознает себя членом общества в целом и сознательно подчиняет свою деятельность его целям. Высшие формы самосознания формируются позже.
Стремления подростка - недостаточно осознанные потребности - рассматриваются в психологии не как врожденные факторы поведения, а как этап в формировании мотива. Позывы (пищевые, половые и т. д.) могут угасать или осознаваться и трансформироваться в желание, а желание, при активности воли, - в стремление как мотив деятельности.
Стремление может проявляться в намерении, мечты, идеале. Поэтому важно знать, какой идеал формируется у подростка, которому образцу он стремится - к образцу нравственной воспитанности или к образу ведущего приспособленца. Идеал у подростка вызывает желание трудиться, приблизиться к нему, но может выражаться в пассивно-наблюдательном отношении образца. В формировании идеала подростка многое могут сделать учителя, которые могут предсказать дальнейший путь подростка.
Воспитание в широком плане можно рассматривать как формирование потребностей. Формы проявления потребностей могут быть представлены в мотивах интересов, идеала, мировоззрения, убежденности и др.. Как известно, потребности у человека могут быть наследственными, в виде органических позывов: голод, жажда, половые позывы, позывы к активности и т. д.; материальными, духовными и общественными. От того, какие потребности будут преобладать в жизнедеятельности подростка, будут зависеть и особенности формирования личности. Поэтому воспитание потребностей у подростка требует непрестанного попечения взрослых.
В учебной деятельности подростка большую роль играет мотивационный компонент. Мотивы учения могут быть связаны с его результатами. В таком случае, от ученика требуются немалые волевые усилия, как при положительной мотивации, так и при отрицательной. Чтобы достичь цели, подросток вынужден и в первом и во втором случаях заставлять себя учиться. Поэтому необходимо добиться того, чтобы подростки осознавали полезность знаний, а успехи в учебе соответственно поощрялись. Мотивы учебной деятельности непостоянны и могут меняться. Как и в любой другой деятельности, в учебной деятельность могут переплетаться общие, социальные, познавательные, а также узколичностные мотивы. Так, большую роль в формировании мотива играет оценка учебной деятельности подростка учителем. К сожалению, это не всегда учитывается в педагогическом процессе. Следует отметить, что желание подростка приобрести знания может совпадать с негативным отношением к учебе по причине отсутствия у него положительной мотивации, недостаточности умений, навыков, неразвитости волевых качеств. Это негативное отношение может быть связано с различными дефектами преподавания.
Начальные признаки педагогической запущенности обычно проявляются в различных изменениях эмоциональной сферы - неустойчивости эмоций, сниженном настроении, раздражительности, негативном отношении к предмету, в котором подросток не имеет успеха, в учителе - предметнике и т.д. Хроническая эмоциональное напряжение в подобных случаях обычно находит выход в усиленном общении с ровесниками вне школы. Постепенно меняется характер подростка, приобретается отрицательный опыт и личность может в целом измениться в отрицательном направлении.
Характер имеет большое значение, как для самого человека, так и для общества. Общеизвестно, какие сложности возникают на предприятии, в семье (конфликтность, дезорганизация), когда сбоку человек с "тяжелым" характером. Конечно, характер не есть нечто неизменное. Одни черты могут быть более устойчивыми, а другие более переменными, пластичными, гибкими.
Характер в подростковом возрасте проявляется весьма разнообразно. У подростка могут быть выражены доброжелательность и жестокость, требовательность и покладистость, принципиальность и беспринципность, коллективизм и индивидуализм, ответственность и безответственность, скромность и самоуверенность и т. д., по сути, все признаки, которые имеют место быть и у взрослых.
Своеобразие характера в подростковом возрасте обычно проявляется в его «обострении», акцентуации, которая обусловлена социальными факторами - усложнением взаимоотношений с окружающими и биологическими сдвигами - нейроэндокринной перестройкой, которая лежит в основе полового созревания. Недостаточный учет особенностей характера в пубертатном периоде способствует возникновению напряженных, конфликтных отношений в семье и школе. Есть такие типы акцентуации характера, обнаруженные А. Е. Личко:
1. конформный тип;
2. гипертимный тип;
3. эмоционально-лабильный тип;
4. истерический тип;
5. «неустойчивый тип»;
6. торпидный (малоподвижный) тип.
В общении, как известно, устанавливается психологический контакт и происходит обмен информацией, а также происходят взаимопереживание, взаимовлияние, взаимодействие. В зависимости от того, как учитель воспринимает и понимает подростка (соответственно и подросток - учителя) вообще и в данный момент - в частности, и возникает определенное отражение друг друга. Оно может быть преимущественно интуитивным, конкретно - чувственным и абстрактно - логическим. Восприятие и понимание, ориентированные на внешность, складываются в зависимости от эмоционального впечатления, благосклонности или по ассоциации с внешними признаками знакомых людей или литературных героев. Следует отметить, что внешние проявления образа, который воспринимают, не всегда соответствует его внутреннему психологическому складу. Сложность восприятия и особенно оценки воспринятого учителем заключается еще и в том, что процесс общения протекает, как правило, на глазах у других учеников. Поэтому суждения учителя об ученике, его действия должны быть осторожными, потому что ошибка становится видимой для всех и на основе полученной информации формируется отношение и обращение, как к учителю, так и конкретному ученику. Даже очевидное проявление внешних признаков поведения учеников не должно трактоваться прямолинейно, без понимания психологического содержания, иначе возможны большие ошибки.
Восприятие и понимание друг друга зависят от многих причин: возраста, индивидуальных особенностей, опыта, интересов, характера, профессий, психического состояния в момент общения. Младшие подростки преувеличивают значение внешних признаков и однозначно связывают их с особенностями личности, которую воспринимают, тогда как старшие подростки способны более дифференцированно и адекватно воспринимать внутренний мир окружающих.
Восприятие и понимание учителем учащихся также могут быть неполными. Одни учителя осложняют, вторые упрощают всю информацию. Одни держат в памяти "все мелочи" об ученике, другие - только отдельные особенности его личности: одни педагоги обладают выраженной симпатией (пониманием состояния ученика, временным эмоциональным сравнением с ним) и находят эмоциональный отклик для ученика, другие воспринимают учеников холодно и рассудительно.
Учитель должен тонко чувствовать отношения в группе, вовремя предупредить эмоциональную напряженность, переключить эмоциональный заряд на решение учебных, трудовых, общественных задач. Вот почему необходимо установить доверительные отношения с учениками и умело управлять своим общением. Общение с подростком предполагает хороший контакт с его семьей.
Важным фактором управления подростками является формирование коллективистских чувств. Насколько удается воспитать чувство взаимной ответственности, когда твой класс становится референтной группой, настолько можно рассчитывать на эффективность воспитания каждого подростка. Следует отметить, что коллективистские отношения могут сформироваться только в том случае, когда интересы и цели деятельности каждого подростка, который входит в разные группы, не считая школьного класса (кружки спортивные, художественной самодеятельности, технического творчества и т.д.), выходят из рамки этих групп и сливаются с интересами, целями общества в целом. Если же интересы и цели замкнутся в одной группе, то даже при хорошей результативности (учебной, трудовой, спортивной и иной деятельности) возможно формирование группового эгоизма, что может негативно отразиться на формировании личности.
Общение должно строиться с учетом того, какой психологический климат в группе и в каких отношениях подросток находится с ровесниками, в какой степени он включен в коллектив класса и доволен учебной деятельностью, какую роль играет в классе, его активность как организатора (или дезорганизатора) или он совсем отчужден. Если находятся нежелательные межличностные отношения в классе, учитель должен выявить причину конфликтов и исправить положение.
Программа воспитания должна учитывать не только состояние подростка в коллективе класса, но и то, какая группа для него референтна. Важным также является знание неофициального лидера (вожака) микрогруппы (в классе, вне школы), в которую входит подросток. Необходимо знать, какова направленность группы: социально позитивная, социально негативная или неопределенная, совпадают цели неофициальных лидеров с целями официальных организаторов (старосты, заместителя), так как в одной и той же группе не всегда совпадают интересы и цели неофициального лидера и организатора. Если есть разногласия между целями организаторов и неофициальных лидеров микрогрупп класса, то ученический коллектив не будет тесным. Также следует учитывать, что постоянное назначение и выбор официальных организаторов на долгое время могут способствовать формированию отрицательных черт характера (избыточность и т.д.)
Очень важным моментом является выявление неофициального лидера с антисоциальной направленностью. В таких случаях он скрывает свое лидерство и внешнюю роль лидера играет подставное лицо. Следовательно, необходимо выявить скрытого лидера-дезорганизатора и подорвать его влияние на членов группы. Здесь нужно противопоставить его тем ценностям, которые осуждаются в данной группе, а не тем, которые приняты (курение, употребление спиртных напитков и т.д.). Надо знать интересы, традиции группы, чтобы использовать социально-психологические закономерности (механизмы сочувствие, сопереживание и т.д.) в достижении учебно-воспитательных целей.
Наиболее распространенными ошибками общения с подростками является обучающий, унижающий тон, навязывание своих решений, что вступает в противоречие с их высокой самооценки. Все это нередко приводит к возникновению психологических барьеров.
Особая осторожность и продуманность в общении требуется с учениками, которые переживают внутриличностные конфликты и чувствуют объективные и субъективные трудности. В таких случаях необходимо помочь им найти психологический выход из сложившейся ситуации. Если ситуация окажется неразрешимой, то нужно помочь ученику изменить к ней отношение. Поэтому отказ или невыполнение заданий учителя не должны всегда расцениваться как нежелание выполнять их; неповиновение может быть вызвана другими причинами.
Искусству общения необходимо постоянно учиться, вырабатывать индивидуальный стиль. С этой целью может быть использован социально-психологический тренинг, который включает метод групповой дискуссии (метод группового обсуждения психолого-педагогических ситуаций или ненаправленных дискуссий) и игровые методы (участники выступают активными исполнителями социальных ролей).
Наибольшие сложности в общении учителя испытывают с педагогически запущенными подростками. Рассмотрим некоторые вопросы коррекции личности этих подростков, а также несовершеннолетних правонарушителей, находящихся в специальных школах.
Основным психологическим вопросом исправления и перевоспитания несовершеннолетних правонарушителей является создание психологически основанной системы воздействия на личность с целью изменения ее направленности, искоренения антиобщественных установок, вредных привычек, с целью приобретения новых знаний, навыков, привычек, мобилизации резервов в перспективном плане реальной жизнедеятельности. Эту систему целенаправленного психологического воздействия условно мы разделяем на три типа: подготовительный, реконструктивный и поддерживающий.
На первом, подготовительном этапе, который может охватывать период от нескольких дней до месяца, проводится изучение личности методом обобщения независимых характеристик, а также биографическим и экспериментально-психологическим методами; определяются стадии педагогической запущенности; проясняется биологический "почва", особенности микросреды, в которой формировалась личность, реальные межличностные отношения, референтные группы. Определяются уровни составных отношений у конкретного воспитанника и механизмы отклоненния поведения: по типу компенсации или гиперкомпенсации слабых функциональных систем личности, оппозиции, проявления эмансипации, соперничества, стремление к лидерству и т.д.; уточняется, какое отражение нашли в поведении подростка групповые интересы, традиции, уверенность, и какую роль он играет в малой неформальной группе.
Второй этап, реконструктивный, занимает от нескольких недель до нескольких месяцев. Он включает систему психолого-педагогического воздействия, комплекс разнообразных приемов и методов: беседы, организация режима, формирование групп и коллективов, использование поощрений и наказаний, подача целенаправленной информации (примеры, письма и встречи с бывшими воспитанниками, музыка, книги и т.д.). Стратегической задачей этого является перестройка неправильной системы отношений личности правонарушителя и формирование общественной направленности, которая отвечает принципам педагогических приемов и методов строго индивидуализированных и основанных на использовании в определенный момент личной активности воспитанника.
Начинается этот этап с объяснения воспитаннику особенностей возраста, взаимоотношений с окружающими и психологической сущности его правонарушений. Общий анализ необходим для осознания подростком своих сильных и слабых сторон, причин аномального поведения, привычек, его вину перед обществом. Это важный этап, так как отсутствие осознания своей вины в разных группах воспитанников спецшколы отмечается от 14 до 52% всех случаев.
Третий этап - поддерживающий (реабилитирующий). Основной задачей на данном этапе является закрепление всего ценного, что было достигнуто на реконструктивном этапе и дальнейшее развитие позитивной социально-трудовой направленности личности. Важное место отводится предупреждению рецидивов, отрицательных эмоциональных состояний, невротических симптомов, коррекции отрицательных черт характера, выработки иммунитета к плохим воздействиям извне и ускорению адаптации к условиям жизни после выхода из спецшколы.
Основным приемом самовоспитания остается саморегуляция, а также письменная связь с воспитателем. Значительную роль в реадаптации играет тот коллектив, в котором протекает деятельность воспитанников. Целенаправленная деятельность и коллективные отношения создают единый субъективно-психологический и социально-психологический эффект, который успешно блокирует рецидивы.
Психологические сложности на заключительном этапе обусловлены рядом факторов: выходом воспитанников из-под привычного контроля; возвращением в прежнюю негативную среду; недоверием и подозрительностью окружающих к бывшему правонарушителю и т.д. Вот почему так важно заранее выработать у воспитанника психологические меры защиты, чтобы реадаптация проходила более успешно и без срывов.
 
Сообщение модератору   Зарегистрированный Зарегистрированный  
  Для добавления сообщений, Вы должны зарегистрироваться или авторизоваться.
Вверх Ответить

получить последние сообщения прямо на Ваш рабочий стол
2011 © apruo.ru. Все права защищены.
При копировании материала с сайта,активная ссылка на сайт apruo.ru обязательна.

Яндекс.Метрика

Все по теме "образование", найдете здесь-Управление образования