Конспект интегрированного НОД по математике и окружающему миру в младшей группе: «Аквариумные рыбки и азы математики»

(0 голоса, среднее 0 из 5)



Рогачева Майя Петровна

воспитатель МБДОУ № 8

Цель. Учить узнавать аквариумных рыбок по их внешним отличительным признакам. Подвести к пониманию того, что рыбки живые (плавают и пр.), для нормальной жизни им нужен аквариум с водой, песком, камушками или гравием, растениями; учить правилам поведения у аквариума; закреплять навыки счета; формировать понятия «целое», «часть», величина знакомить с геометрическими фигурами, учить ориентироваться в пространстве (вверху внизу, направо, налево, навстречу); развивать память, внимание, речь.

Материал и оборудование. Аквариум с рыбками. Таз с водой и рыбка-игрушка. Плоскостные фигурки рыб (по одной на каждого ребенка) разной формы и величины с четырьмя прорезями для плавников (на спинке, брюшке, грудке, хвосте), плавники разной формы и размера (по четыре для каждой рыбки), модель аквариума из бумаги. Коробка с кормом для рыбок, мерная ложечка, фланелеграф, четыре модели рыбок разной окраски и формы (овал, ромб).

Ход занятия по математике и окружающему миру в младшей группе:«Аквариумные рыбки и азы математики»

Занятие проводится после нескольких наблюдений за внешним видом и поведением аквариумных рыбок

Часть 1. В аквариуме живут рыбки

Педагог подводит детей к аквариуму, обращает внимание на то, что среди растений плавают рыбы разного цвета и формы.

Педагог (II.). Как вы думаете, рыбки видят нас?

Дети (Д.)  Да, видят: у них есть глаза.

П. А как лучше назвать глаза рыбки: глаза, глазищи или глазки? Поясните свой ответ.

Д. Лучше — глазки. Они у рыбки маленькие.

П. Какие глаза у рыбки: темные или светлые?

Д. Темные, черные.

П. А какие они по форме? Может быть, треугольные?

Д. Нет! Они круглые.

П. Сколько глаз у каждой рыбки? Ау каждого из вас сколько глаз?

Д. Два глаза у рыбки. И у каждого из нас тоже по два глаза.

П. Где расположены глаза у рыбок?

Д. Глаза у рыбок находятся на голове.

П. Что еще есть  рыбок на голове?

Д. На голове есть еще рот.

П. Зачем рот рыбке?

Д. Рыбки едят ртом.

П. А зачем рот людям?

Д. Чтобы есть, пить, а еще говорить и смеяться.

Педагог показывает коробку с кормом. Дети рассматривают картинку на коробке (изображение рыбки). Отмеряют ложечкой корм и насыпают в кормушку. Наблюдают

за поведением рыбок: как они ртом хватают корм, суетятся около кормушек.

П. А что рыбки умеют делать? Мы уже знаем, что они едят, смотрят...

Д. Рыбки умеют плавать.

П. Что помогает рыбкам плавать?

Д. Плавники. Они помогают рыбкам плавать.

П. Где находятся плавники?

Д. На спинке, на животе, на грудке, на хвосте.

П. А вы как передвигаетесь? Как правильно сказать? Рыбки плавают, а вы...

Д. Мы ходим, бегаем, прыгаем. В этом нам помогают ноги.

П. Сколько их у вас?

Д. У нас по две ноги.

П. Какого цвета рыбки? (Дети рассматривают окраску рыб, обсуждают ее, называют)

Как вы думаете, рыбки в аквариуме живые или неживые? У меня в руке рыбка- игрушка. Она живая или нет? Как это можно узнать? Что надо для этого сделать? (Если дети ничего не предлагают, педагог опускает рыбку-игрушку в таз с водой и дает ей корм).

Посмотрите и расскажите, как ведет себя эта рыбка в воде. Она ест? Она плавает?

Д. Рыбка-игрушка не умеет есть. Она сама не умеет плавать.

П. Посмотрите: что делают живые декоративные рыбки в аквариуме?

Д. Они плавают, едят, смотрят на нас.

Педагог обобщает ответы детей: рыбки живые, они, как и люди, едят, двигаются. Только рыбка плавают, а мы ходим, бегаем, прыгаем.

Часть 2. Соберем рыбку

Дети садятся за столы. На подносе лежат плоскостные рыбки разного цвета, разной формы (по одной на каждого ребенка), плавники разной формы. Дети самостоятельно вставляют в прорези модели тела рыбка плавника, поселяют рыбок в аквариум (модель лежит на столе).

П. Посмотрите, какой у нас получился красивый аквариум! Сколько в нем рыбок много или мало?

Д. В аквариуме много рыбок. Одна, две, три... (считают).

П. Давайте посмотрим: все ли рыбки смогут плавать?

Дети находят рыбок, у которых вставлены не все плавники или вставлены неправильно. Так они учатся видеть свои ошибки и исправлять их.

конспект НОД в младшей группе, занятие в младшей группе, конспекты занятий в младшей группе, детский сад младшая группа занятия, занятие по математике младшая группа

Часть 3. Домик для рыбки.

Педагог вновь подводит детей к аквариуму.

П. Где живут наши рыбки? Как называется их домик?

Д. Рыбки живут в аквариуме. Их домик называется аквариумом.

П. А где еще живут рыбки?

Д. В пруду в реке, в море...

П. Какой формы наш аквариум?

Д. Прямоугольной (квадратной или круглой) формы.

П. Из чего он сделан? Из какого материала?

Д. Аквариум сделан из стекла, он стеклянный.

П. А что еще есть в аквариуме, кроме рыбок?

Д. Вода, растения, песок...

П. Еще в аквариуме есть улитки. Вот они! Посмотрите, какие они маленькие. У каждой свой домик-раковина. Улитка всегда носит свой домик с собой.

Педагог объясняет детям, как надо вести себя около аквариума: нельзя ничего бросать, громко говорить, шуметь, опускать руки в воду. Все это может испугать рыбок, привести к болезни.

А что можно? Можно любоваться рыбками, наблюдать за ними, кормить, но пока только с разрешения педагога.

Часть 4. Куда плывет рыбка?

Дети садятся за столы. Педагог предлагает поиграть в игру. «Куда плывет рыбка?» (для игры нужны фланелеграф и четыре фигурки рыбок).

Педагог предлагает детям закрыть глаза и прикрепляет на фланелеграф рыбку так, что кажется, будто она плывет направо. Дети открывают глаза и определяют, в какую сторону она плывет. Педагог прикрепляет на фланелеграф еще одну рыбку, плывущую в том же направлении, располагая ее выше первой. Дети определяют, где расположена вторая рыбка (выше или ниже первой), в какую сторону (влево или вправо) плывут обе рыбки.

Затем педагог прикрепляет вторую рыбку сзади первой, предлагает определить, куда теперь плывет первая рыбка, вторая.

Меняет положение первой рыбки - теперь она плывет налево. Дети определяют, в каком направлении плывет каждая рыбка. Педагог поясняет: в этом случае можно сказать, что рыбки плывут навстречу друг другу (одна - налево; другая - направо).

Можно играть с четырьмя рыбками: две поместить вверху, две - внизу; одну - вверху и три - внизу; три - вверху и одну внизу (так дети знакомятся с темой «Состав числа 4»).

Примечание. Можно использовать рыбок разного цвета и провести игру в усложненном варианте, когда должны быть выполнены одновременно два условия. Например, надо определить рыбок разного цвета, которые плывут в разные стороны, в одну сторону; назвать, в какую сторону плывут рыбки и какого они цвета.