Непосредственно образовательная деятельность в подготовительной группе детского сада: «Глобус – модель Земли. Моя Кубань».

(1 голос, среднее 5.00 из 5)

непосредственно образовательная деятельность, подготовительная группа детского сада,глобус – модель Земли,моя Кубань

Гриневич Т. А.

МБДОУ №1

Цель. Обобщить знания детей о том, что планета Земля – это огромный шар, а глобус – модель Земли. Познакомить детей с двумя полюсами Земли – северным и южным. Дать понятие, что такое Мировой океан. Уточнить знания о своем крае, Родине, их географическом местоположении. Прививать патриотические чувства, любовь ко всему живому.

Развивающая среда. Глобус. Грамзаписи Д. Лолей «Одинокий пастух», Э. Марикони «Капли дождя». Театральные шапочки: северный и южный полюс. Схемы на липучках: родник, ручей, река, море, океан. Карта Краснодарского края, атлас «Автодороги Краснодарского края». Планкарта «Океан». Материал для зарисовок: ¼  листа бумаги, фломастеры (по одному на человека). Разрезная карта Краснодарского края (типа пазл).

Предварительная работа. Разучивание стихов, песен о Земле, родном крае. Игры: «Жители морей  океанов», «Объясни схему», «Посели животное», «Парочки». Схемы: «Этого нельзя делать в лесу», «Что лишнее?» (экологические ситуации). Рассматривание иллюстраций «Славная Кубань».

Ход образовательной деятельности.

Включается грамзапись музыки Э. Марикони «Капли дождя». Воспитатель читает стихотворение.

Наш дом родной, наш общий дом –

Земля, где мы с тобой живем!

Ты только посмотри вокруг:

Тут – речка, там – зеленый луг.

Воды в пустыне не найдешь,

В лесу дремучем не пройдешь!

А где-то жарко и зимой…

Чудес нам всех не перечесть,

Одно у них названье есть:

Леса, и горы, и моря –

Все называется Земля!

А если в космос ты взлетишь,

Ты из окна ракеты

Увидишь шар наш голубой,

Любимую планету!

Давайте посмотрим на модель нашей планеты. Кто знает, как она называется? Правильно, глобус.

Это маленькая копия Земли.

Наша планета – это огромный шар. Такой большой, что нужно много – много дней, даже месяцев, чтобы объехать его вокруг. Прежде всего, на Земле есть два полюса.

Выходят дети с театральными шапочками – северный и южный полюс.

Воспитатель. Короной снежной с двух сторон

Наш шар прекрасный окружен.

Два полюса, два братика –

Антарктика и Арктика!

Чтоб полюса вам не искать,

Должны вы их скорей назвать,

Потом на шаре показать.

Один из детей показывает полюса на глобусе.

1-й ребенок.  Я полюс Северный друзья.

Со мной живут медведи,

Но никогда не встречу я

Пингвинов южных дети.

Они живут южнее

И там они нужнее.

Но сделать я хочу признанье –

Лишь у меня увидишь ты

Сиянье северной звезды.

2-й ребенок. Я – Южный полюс, мой дружок,

Не будь обижен, братик.

С пингвинами дружу я так давно,

Зовут меня – Антарктик.

Но как же скучно жить во мгле,

С полярной ночью на земле!

Воспитатель. А теперь вопрос такой:

Так почему же голубой

Наш общий дом, наш шар земной?

Дети, рассматривая глобус, говорят, что большую часть поверхности Земли покрывает вода. Воспитатель показывает детям планкарту «Мировой океан». Читает стих на фоне музыки Д. Лолей «Одинокий пастух», одновременно показывая детям схемы, которые необходимо будет подставить к планкарте

Из недр Земли забил родник

Ручьем хрустальным ставший вмиг…

Спешат ручьи, вперед бегут,

И вот рекой уже текут!

Река течет не как-нибудь,

А прямо к морю держит путь…

И море, как огромный рот,

Все воды рек в себя вольет!

Ну, а потом их примет сам

Необозримый океан!

И он омоет шар земной

Водою чистой, голубой.

Задание. Подставьте схемы к планкарте. Дети по очереди выполняют задание, проделывая путь «от родника к океану».

Воспитатель. Может быть, вы знаете, как называются некоторые моря и океаны? Воспитатель на глобусе показывает главные водные артерии. Почему Кубань называют «островом двух морей»? Потому что ее омывают два моря – Черное и Азовское (показывает на карте). Знаете ли вы, что Черное море впадает в Средиземное, а там воды выходят в Атлантический океан? Показывает на карте.  Как называется река в нашем городе? Давайте проследим по карте Краснодарского края, куда она впадает? Берет атлас «Автодороги…». Наша река впадает в Краснодарское водохранилище, а там сливается с водами реки Кубань – главной водной артерией нашего края. Река Кубань впадает в Азовское море и сливается с Черным. Черное море своими водными путями сливается с водами Атлантического океана, а через канал, с водами Индийского океана. Так что мы держим связь сразу с двумя океанами.

Пусть Пшеха не Кама, не Ока, не Волга.

Не слышны гудки здесь гордых кораблей,

Но, а все же в сердце залегла надолго

Красота природы у реки моей.

Земля – это не только вода, но и суша. Это огромные материки, где живут люди, звери, птицы, насекомые, где растут деревья и цветы, высятся горы и дышат жаром пустыни. Показывает: материки – сушу, горы, пустыни, леса. Давайте посмотрим, какими цветами они обозначены на карте и для чего это сделано? Дети сами определяют цвета, уточняют, что это сделано для того, чтобы легче было искать объекты на карте. Давайте уточним на карте, где наш материк? Как он называется? Где наша страна? Где наш край? Дети по очереди подходят к карте, вместе с воспитателем находят нужные объекты.

Викторина.

Чего больше на земном шаре – воды или суши?

Кто живет в морях и океанах? А кто на суше?

Где наш материк?

Как называется наша страна? Ее столица?

Как называется край, в котором мы живем? Столица? Наш город?

Как называются главные водные системы в нашем крае? Где они проходят?

Какие достопримечательности нашего города вам известны?

Задание. Ребята, когда летом я ездила на море, мне попалась бутылка с неизвестной картой. Может быть, это карта где зарыты сокровища? Как же нам ее собрать? Кто поможет? Трое-четверо детей на паласе пытаются собрать карту Краснодарского края, разрезанную на несколько крупных частей (по наиболее узнаваемым путям). По окончании работы все дети узнают знакомую карту края. Вот и получилась у нас карта сокровищ. Ребята, почему наш край является для всех людей живущих в нем сокровищем? Воспитатель: «Потому что мы в нем живем. Это наша малая Родина. Самый близкий и дорогой уголок земли. Потому что наш край богат лесами, горами, местами всемирного отдыха. Он славится людьми, которые стараются делать его красивее, богаче».

Задание. Давайте попробуем сделать небольшие зарисовки - схемы о нашем крае. Каким вы его себе представляете? Чем он славится? Дети на небольших листах бумаги рисуют схемы и по очереди обосновывают их. Например, «солнце» - наш край солнечный, «волны» - зона отдыха, курортов, «горы» - туризм, отдых, «дерево» - край лесов, «рожь» - край полей, «овощи» - край богатого урожая и т. д.

Наш общий дом, наш дом родной –

Любимый край, где мы живем!

Земли Кубани широки, необъятны

Каждый день и хорош и пригож,

Поезжай за моря – океаны,

Лучше Кубани ты не найдешь!

Молодцы, ребята! Вам понравилось наше путешествие по Земле? По нашему краю? Надеюсь, вы узнали много интересного.