Беседы с детьми в ДОУ. Методика проведения. Часть 2.

(10 голоса, среднее 3.80 из 5)



беседы с детьми, методика проведения беседы

Структура беседы зависит от темы, содержания, возраста детей. В ней взаимосвязаны такие структурные элементы, как начало беседы, основная и заключительная части. Беседа должна начинаться с описания конкретных образов, эмоционально ярких воспоминаний детей об интересном случае. Необходимо сразу же оживить в памяти детей целостный образ, явление, активизировать эмоциональную сферу детей и тем самым вызвать у них желание участвовать в беседе.

Начать беседу можно по-разному - с упоминания, с рассказа, с рассмотрению картинки, игрушки, предмета, с загадывания загадки, чтения стихотворения, которые имеют прямое отношение к теме. В основной части беседы раскрывается ее конкретное содержание. Готовя беседу, воспитателю надо спланировать ее этапы, то есть выделить существенные компоненты того понятия, которое будет анализироваться с детьми. Детям последовательно ставятся вопросы, которые направляют их активность. По ходу беседы воспитатель дает объяснение, утверждает детские ответы, обобщает их, показывает наглядный материал и т.д. Беседа должна быть эмоциональной, живой, повышать активность детей. В зависимости от содержания беседы, в ней в различных сочетаниях используются такие приемы, как вопрос, объяснение, показ наглядного материала. В процессе беседы педагог иногда сообщает новые сведения, чтобы уточнить или углубить знания детей о тех предметах и ​​явлениях, о которых идет речь. В беседе можно использовать различные приемы словарной работы - объяснение воспитателем значения отдельных слов, повторение слова хором вместе с воспитателем.

Успех и педагогическая результативность бесед во многом зависит от правильно поставленных перед детьми вопросов. Все вопросы можно разделить на две группы. К первой можно отнести те, которые требуют от детей простого ответа или описания предметов, явлений. Этот вопросы: что? кто? какой? куда? и др. Они ставятся в начале беседы или микротемы беседы для того, чтобы восстановить в памяти ребенка то, что он видел, переживал. Вторая группа вопросов требует от детей некоторых логических обобщений, умозаключений, установления причинных связей, раскрытие содержания темы. (Для чего? Почему? Зачем? Чем похожи? Как узнать? и др.) Такие вопросы поискового и проблемного характера должны играть ведущую роль в беседе, особенно в старших группах. Они в основном относятся после того, как в памяти ребенка возобновились знания, образы, и на основе анализа она может прийти к выводу. Вопросы воспитателя должны раскрывать содержание темы и направлять мысль детей на правильный ответ. Поэтому их нужно формулировать четко, конкретно, коротко. (Какие машины помогают строителям строить дома? Где делают игрушки?). Неконкретные вопросы часто приводят к неправильным, поверхностным ответам. Так, вопрос «Что вы знаете о Москве?», «Что вы можете сказать об этой картине?» И подобные - широкие по смыслу, неконкретные, поэтому и ответы детей будут поверхностными. В самом вопросе не должно быть непонятных детям слов. В каждом вопросе должна быть только одна мысль. При постановке вопросов необходимо четко представить себе, какие психические процессы при этом активизируются у детей - процессы памяти, мышления, воображения, а также, какие именно чувства вызываются. Активизация всех психических процессов путем вопросов к детям - важное условие проведения беседы. Следует также задавать такие вопросы, которые вызывали бы у детей разные образы - зрительные, слуховые и т.д. Например, в беседе о водном транспорте воспитатель ставит такой вопрос: «Что вы слышали, когда были на набережной?» Дети вспоминают, что слышали гудки пароходов, короткие и длинные, шум моторов, громкие объявления по радио на речном вокзале и т.д. Слуховые восприятия помогают детям точнее описать все, что характеризует явление, предмет.

Помимо основных вопросов воспитатель должен использовать и вспомогательные - наводящие и подсказывающие. Наводящие вопросы занимают основное место среди вспомогательных, они помогают ребенку не только точнее усвоить содержание того, о чем спрашивают, но и наталкивают на правильный ответ, дают возможность самостоятельно справиться с ним, например: «А что еще у нас есть интересного в городе? Какая река? Как она называется?» Значительно меньшее место должны занимать подсказывающие вопросы, содержащие в себе готовый ответ. Дети, отвечая на них, должны только утвердить или отвергнуть, например: «А ты видел памятник на площади?» Эти вопросы надо ставить только детям, которые не уверены в своих силах, медленно думают. Ответив на этот вопрос, ребенок смелее отвечать на следующие. Однако и относительно таких детей эти вопросы нельзя применять часто, потому что это приучает ребенка к ответам без размышления, тормозит его умственное развитие.

Важным показателем активного участия детей в беседе являются их вопросы. Надо учить детей задавать вопросы воспитателям и товарищам. Воспитатель должен быть внимательным к вопросам детей, которые возникают у них в процессе беседы: одобрить удачные вопросы, отметить наблюдательность, любознательность. Воспитатель может вызвать у детей желание задавать вопросы замечаниями («Неужели вам неинтересно знать, как делают эту игрушку?»), Предварительной установкой («Послушайте Сергея, а потом расспросите его подробнее, что он видел в городе»), указаниями («Спросите один у одного, что вам больше всего запомнилось из того, что мы видели на экскурсии и почему?»). В процессе беседы дети должны выразить свое отношение к предметам и явлениям, поделиться чувствами, переживаниями. Проводя беседу, воспитатель должен помнить, что она должна иметь характер организованного разговора, проходит свободно, не напряженно, в обычных, непринужденных условиях, и способствовать развитию живой, образной речи детей.

Отвечая на вопрос, дети иногда уходят от темы беседы, потому что у них под влиянием слова легко и быстро восстанавливаются ассоциативно связанные впечатления. Воспитатель должен следить за ходом беседы, направлять ее, не давать отклоняться от темы, вести беседу живо, эмоционально. Ответы детей в беседе могут быть развернутыми и короткими. Воспитатель должен подводить детей к развернутым ответам, в которых ребенок осмысленно и понятно для слушателя передает свои суждения, пользуясь при этом различными синтаксическими структурами фраз. Побуждать детей к развернутым ответам можно, прежде всего, постановкой таких вопросов, на которые ребенок не может не дать развернутого ответа. Например, такие вопросы, как «Что вам больше всего запомнилось из летнего отдыха? Расскажите об этом или почему Саша так сделал?» Большое значение имеет также пример высказываний в беседе самого воспитателя. Так, в беседе о родном городе воспитатель предлагает детям описать свою улицу, но сначала он сам дает образец такого описания. Нельзя допускать короткие ответы, даже, одним словом. На вопрос «Кто?», «Что?», «Куда?» Дети могут ответить коротко. «К какому празднику мы сейчас готовимся?» - «Ко Дню Победы» - такие короткие ответы вполне понятны другим. Воспитатель в ходе беседы спрашивает как можно больше детей, учитывая при этом индивидуальные особенности каждого. Застенчивых детей надо подбадривать, слишком оживленных-сдерживать. Недопустимо спрашивать одних и тех же детей. Если воспитатель долго разговаривает с одним ребенком, то остальные скучают, не участвует в беседе. То же самое бывает, когда воспитатель во время беседы много говорит о том, что детям хорошо известно, или без всякой нужды повторяет все, что говорят дети.

Активность в беседе может проявляться в дополнениях и уточнениях, которые вносят дети в ответы товарищей. Воспитатель предлагает дополнить или уточнить ответ ребенка в тех случаях, когда он неточный или неполный. Это повышает внимание детей на занятии. Ответы детей надо внимательно выслушивать. Нельзя их прерывать, если в этом нет прямой необходимости. Нецелесообразно ценой долгих усилий «вытягивать» ответ, если ребенок не имеет необходимых знаний или не может преодолеть застенчивость. В таких случаях можно удовлетвориться коротким ответом.

Для уточнения представлений детей иногда в беседе используется наглядный материал: картина, игрушка, модель, предмет в натуре. Наглядный материал вызывает интерес, речевую активность. Высказывания детей в таких случаях непосредственно опираются на ощущения и восприятия. Мелкие предметы (цветы, семена, листья, предметные картинки) раздают всем детям. Наглядный материал воспитатель готовит заранее, продумывает размещение его во время беседы, методику объяснения. Его не надо представлять для преждевременного осмотра, чтобы не отвлекать внимание детей от занятия. Наглядный материал должен полностью соответствовать содержанию беседы. В беседу можно включить прослушивание пластинок, магнитофонных записей, литературных текстов-это повышает эмоциональность восприятия материала. Также можно использовать игровые упражнения, загадки, чтение художественных произведений.

В заключительной части беседы воспитатель предлагает детям прочитать знакомый стихотворение, спеть песню, близкую по содержанию к теме беседы. Можно прочитать художественное повествование, провести дидактическую игру, прослушать магнитофонную запись. Так, беседу о транспорте можно закрепить дидактической игрой «На чем люди ездят?», беседу о празднике - чтением знакомых стихов об этом празднике.