Коррекционно-развивающая программа: «Психологическая подготовка детей шестилетнего возраста к школе»
Основная цель программы:
- развитие психологической готовности шестилеток к школе (раскрыть потенциал ребенка, навыки взаимодействия с ровесниками и взрослыми);
- профилактика психологической дезадаптации детей на начальном этапе обучения.
Задачи программы:
1. Осознание детьми своего реального «Я», способствовать преодолению внутренних конфликтов у детей.
2. Развивать интеллектуально-языковую сферу ребенка (память, внимание, мышление и т.д.).
3. Способствовать выработке самоконтроля в отношении своего эмоционального состояния во время общения; формировать толерантность.
Занятия проводятся в рамках курсов по подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе. Занятие делится на 2 части по 25 мин с перерывом 10 мин.
Группа детей - до 15 человек.
Направления работы психолога по подготовке детей 6-летнего возраста к школе
1. Развитие мотивационной сферы.
2. Развитие интеллектуально-речевой сферы (мышление, память, внимание/речь).
3. Развитие эмоционально-волевой сферы (эмоции, чувства, развитие произвольного поведения).
Виды и приемы работы психолога
Психологическая подготовка детей 6-летнего возраста к школе, в соответствии с данной программой предусматривает использование следующих видов деятельности:
упражнения, направленные на развитие эмоционально-волевой сферы ребенка;
упражнения, направленные на развитие познавательных процессов (мышления, памяти, внимания, восприятия, воображения);
беседы с детьми, направленные на профилактику школьной дезадаптации.
Программа предусматривает использование следующих приемов развивающего обучения:
- начало занятий должен быть непривычным;
- на занятии должен царить «дух открытия» (материал для детей не должен подаваться в готовом виде);
- не спешить, стимулируя включению мыслительной деятельности у детей;
- выслушивать все до одного ответы детей;
- развивать речь детей на всех этапах занятия;
- на занятии должно быть ощущение правильности и успешности.
Общая структура занятия
1. Разминка (круг приветствия).
2. Упражнения на развитие эмоционально-волевой сферы.
3. Упражнения на развитие познавательной сферы (внимания, мышления и памяти).
4. Рефлексия (направлена на формирование умения анализировать свои эмоции и впечатления).
5. Психогимнастика (минутка движения).
6. Заключительная часть (прощание).
Критерии эффективности программы
Перед началом работы курсов и после их окончания проводится диагностический срез результативности работы с использованием следующих методик:
1. «Лабиринт» (развитие концентрации внимания).
2. «Четвертый лишний» (развитие наглядно-образного мышления).
3. «Запомни слова» (определение объема произвольной вербальной памяти).
4. «Чем залатать коврик?» (Сформированность восприятия).
5. «Да» и «Нет» не говорить» (определение готовности к обучению, эмоционально-волевая регуляция).
6. Для определения речевой готовности используются следующие методики: определение понятий; выяснение пассивного словарного запаса; определение активного словаря.
Критериальным показателем эффективности программы является составленная модель будущего первоклассника.
Похожие материалы:
Более новые статьи:
- Программа занятий для детей старшего дошкольного возраста и первоклассников. Занятие №4
- Программа занятий для детей старшего дошкольного возраста и первоклассников. Занятие №3
- Программа занятий для детей старшего дошкольного возраста и первоклассников. Занятие №2
- Программа занятий для детей старшего дошкольного возраста и первоклассников. Занятие №1
- Психологическая подготовка детей шестилетнего возраста к школе. Занятие 24