Конспект занятия в старшей логопедической группе «Путешествие в страну родственных слов».

(1 голос, среднее 5.00 из 5)



конспект занятия в старшей логопедической группе,занятие в детском саду

МБДОУ детский сад комбинированного вида № 39

учитель-логопед Петришина Елена Виленовна

Цели: закреплять умение образовывать родственные слова; упражнять в выделении главного и лишнего слова в группе родственных слов; упражнять в выделении родственных слов из текста.

Оборудование: пособие «Родственное дерево»; предметные картинки: подснежник, подосиновик, скворечник; пособие «Ромашка».

Ход занятия

Организационный момент

Логопед: какое сейчас время года? (Весна). А какое время года было перед весной? (Зима). Давайте немного вспомним о зиме. Давным-давно люди потеряли слово СНЕГ, потеряли его и забыли о нем. А слово попало в землю, и появились слова-ростки: СНЕГУРОЧКА, СНЕЖИНКИ, СНЕГОВИК. Посмотрели люди, послушали, а слова-то похожи, как родственники.  И назвали люди такие слова РОДСТВЕННЫМИ.

1. Упражнение «Узнай по описанию»

Логопед выставляет на доску «Родственное дерево».

Логопед: Давайте мы с вами назовем родственные слова к слову СНЕГ. Я буду описывать предмет, а вы должны узнать о чем я говорю. Если ответ будет правильным, то на  нашем дереве «вырастет» желудь.

Логопед:

- Девочка в красивой шубке и шапочке, любит веселить ребят и приходит зимой с Дедом Морозом. (СНЕГУРОЧКА)

- Его лепят из снега. Вместо носа морковка, на голове ведро. (СНЕГОВИК)

- Падает, кружится; ажурная, холодная. (СНЕЖИНКА)

Логопед прикрепляет желуди на родственное дерево.

Логопед: от какого слова родились эти слова? (от слова СНЕГ)

Логопед: слово СНЕГ – главное слово.

2. Игра «Слова, которые спрятались»

Логопед читает стихотворение «Яблоко».

На пригорке яблонька стояла,

Яблочко на яблоне поспевало.

Солнышко пригрело – яблоко созрело

Ветерок подул – яблоко спугнул…

По тропинке яблоко покатилось.

На варенье яблоко пригодилось.

Получилось яблочное варенье,

А пирог с ним яблочный – просто объеденье!

Логопед:  Ребята, давайте найдем слова, которые  «спрятались» в этом стихотворении. Эти слова должны быть похожи на слово ЯБЛОКО. Значит слово ЯБЛОКО – главное слово.

На доске выставляется серединка ромашки, на которой наклеена картинка с изображением яблока. Логопед читает стихотворение второй раз и совместно с детьми выделяет родственные слова. К серединке ромашки прикрепляются лепестки с картинками: яблочко, яблоня, яблонька, яблочный пирог, яблочное варенье.

Логопед: теперь с помощью картинок вспомним и самостоятельно назовем слова-родственники к слову ЯБЛОКО.

3. Игра  «Слово, которое не подходит»

Баран, бараний, барабан, барашек, баранина.

Логопед: какое слово здесь лишнее? (БАРАБАН). А какое слово главное среди слов: баран, бараний, барашек, баранина? (БАРАН).

Дальше проводится аналогичная работа.

Дом, домик, домашний, домино, домище.

Лес, лесок, лесник, лиса, лесной.

4. Координация речи с движением

Дети, детки, детвора!

В детский сад идти пора!

В детстве любят все играть.

Бегать, прыгать и скакать.

5. Игра «Отгадай загадку»

Логопед: надо отгадать загадки и найти в тексте слова-родственники к слову-отгадке.

Из-под снега в лесочке

Появились цветочки.

Снежок, растай!

Нам проталинку отдай! (ПОДСНЕЖНИК)

Вот осиновая роща,

Под осинкой я расту

В ярком красненьком берете…

Меня заметишь за версту. (ПОДОСИНОВИК)

Прилетят весной скворцы

Для них построим мы дворцы. (СКВОРЕЧНИК)

6. Игра «Лишний гость»

Логопед: ребята, послушайте рассказ тетушки Воды.

Был у меня день рождения. Пригласила я своих родственников. Собрались все. Водичка по камушкам играет, водомерка по водорослям прыгает, вылез даже сам водяной. Водолаз на солнышке греется, водовоз приехал в гости, бурный водопад с водицей беседу завели, а водитель пришел с гармошкой. Посмотрела я на гостей и сразу заметила чужого, не из нашей семьи. Велела я ему прочь уходить. А вы догадались, кто лишний?

7. Итог занятия

Логопед: ребята, какие слова мы сегодня подбирали? (родственные).