Логопедическое занятие для подготовительной группы детского сада «Аукцион. Учим сложные слова».

(2 голоса, среднее 5.00 из 5)



логопедическое занятие для  детского сада, сложные слова

Учитель-логопед Шатунова Елена Александровна

МБДОУ детский сад комбинированного вида №39

Программное содержание:

Учить выделять на слух сложные слова из стихотворений и чистоговорок.

Развивать умение узнавать слова по их толкованию.

Упражнять в самостоятельном образовании сложных слов с помощью опорных слов. Закреплять умение делить сложные слова на две части.

Обогащать активный словарь детей, научить употреблять в речи сложные слова. Расширять опыт сознательного анализа языкового материала.

Воспитывать умение слушать ответы друг друга.

Словарная работа: лесоруб, рыболов, птицелов, змеелов, пчеловод, садовод, собаковод, землекоп, трубочист, водопроводчик,  пароход, луноход, теплоход, самокат, снегоход, землеройка, огнетушитель, мышеловка, пешеход, самолет, паровоз, самосвал, молоковоз, мясорубка, самовар, кофеварка, пылесос, листопад, водопад, снегопад, ледоход, звездопад, носорог, водомерка, сороконожка, птицеед, сладкоежка.

Оборудование: 4 вида фишек, молоточек, подставка под книги, 4 раскраски, простые карандаши по количеству детей  (поощрительные призы).

Демонстрационный картинный материал: листопад, водопад, снегопад, ледоход, звездопад,  мясорубка, самовар, кофеварка, пылесос, носорог, водомерка, сороконожка, паук-птицеед, сладкоежка.

Ход деятельности

Под спокойную музыку дети входят в зал.

Логопед. Мы рады приветствовать вас в нашем зале. Сегодня я приглашаю вас принять участие в аукционе «Учим сложные слова». Напомню, что все вещи, которые вы можете приобрести, называются лотами. На нашем аукционе будут разыгрываться книжки-раскраски. Их получат те, кто лучше других знает сложные слова. За каждый правильный ответ – вручается фишка. После каждого лота мы считаем фишки, у кого их окажется больше, тот и получает книжку-раскраску.

Я найду слова везде…

И на небе, и в воде,

На полу, на потолке,

На носу и на руке!

Вы не слышали такого?

Не беда, играем в слово.

Разыгрывается первый лот

Удар молоточком 1 раз.

Логопед. Первый лот –  это книжка-раскраска ….  (читает название).

Получить её может тот, кто узнает слово по его толкованию.

- Кто лес рубит?   (Лесоруб)

- Кто ловит рыбу?   (Рыболов)

- Кто птиц ловит?  (Птицелов)

- Кто змей ловит? (Змеелов)

- Кто разводит пчёл?  (Пчеловод)

- Кто разводит сады?   (Садовод)

- Кто разводит собак?  (Собаковод)

- Кто копает землю?  (Землекоп)

- Кто чистит трубы? (Трубочист)

- Кто воду проводит?  (Водопроводчик)

Логопед.  Вопросы первого лота закончены. Считаем фишки.

Логопед стучит молоточком 3 раза.

Логопед. Книга-раскраска уходит… (имя ребёнка).

Книга-раскраска отдаётся победителю.

Разыгрывается второй лот

Стучит молоточком 1 раз.

Логопед. Второй лот –  это книжка-раскраска ….  (читает название).

Получить её может тот, кто из двух слов сложит одно сложное слово.

«Пар» и «ходит»  (Пароход)

«Луна» и «ходит» (Луноход)

«Тепло» и «ходит» (Теплоход)

«Снег» и «ходит» (Снегоход)

«Пешком» и «ходит» (Пешеход)

«Сам» и «катится» (Самокат)

«Землю» и «роет» (Землеройка)

«Огонь» и «тушит» (Огнетушитель)

«Мышь» и «ловит» (Мышеловка)

«Сам» и «летает» (Самолёт)

«Пар» и «возит» (Паровоз)

«Сам» и «сваливает» (Самосвал)

«Молоко» и «возит» (Молоковоз)

Логопед. Вопросы второго лота закончены. Считаем фишки.

Логопед стучит молоточком 3 раза.

Логопед. Книга-раскраска уходит… (имя ребёнка).

Книга-раскраска отдаётся победителю.

Физминутка

Слова бывают разные:            Руки на поясе. Повороты вправо-влево.

Весёлые, забавные,

Простые и серьёзные

И очень-очень сложные.         Погрозить указательным пальцем правой руки.

Листопад – слово летящее.        Трепещущие движения кистями рук сверху вниз.

Снегопад – слово блестящее.     «Фонарики».

Звездопад – слово искрящее.      Поднимая руки вверх, с силой разжать  кулак.

Водопад – слово мокрющее.       Стряхнуть «капли воды» кистями рук.

Ледоход – слово плывущее.        Волнообразные движения ладонями.

Носорог – слово могучее.           Согнуть руки к плечам, пальцы сжаты в кулак.

Водомерка – слово скользящее.   Движение вперед-назад ладонями вниз.

Пылесос – слово гудящее.            Имитация работы пылесоса  со звуком:  у-у-у.

Самовар – слово пыхтящее.             Пружинка, руки на поясе: пых-пых-пых.

А сладкоежка – слово хрустящее!     Щелчки пальцами рук:   хр-хр-хр.

Разыгрывается третий лот

Стучит молоточком 1 раз.

Логопед. Третий лот –  это книжка-раскраска ….  (читает название).

Её получит тот, кто сможет разделить слово на две части.

Показ демонстрационных картинок.

- Листопад – листья падают.

- Водопад – вода падает.

- Снегопад – снег падает.

- Звездопад – звёзды падают.

- Ледоход – лёд плывёт по реке.

- Пылесос – пыль сосёт.

- Мясорубка – мясо рубит.

- Кофеварка – кофе варит.

- Самовар – сам варит.

- Сладкоежка – сладкое ест.

- Носорог – на носу рог.

- Сороконожка – сорок ног.

- Водомерка – воду меряет.

- Паук птицеед – птиц ест.

Логопед. Задания третьего лота выполнены. Считаем фишки.

Логопед стучит молоточком 3 раза.

Логопед. Книга-раскраска вручается… (имя ребёнка).

Книга-раскраска отдаётся победителю.

Логопед. Ребята, мы с вами назвали много сложных слов, а кто мне скажет, что такое сложные слова? (ответы детей)

Разыгрывается четвёртый лот

Стучит молоточком 1 раз.

Логопед. Четвертый лот –  это книжка-раскраска ….  (читает название).

Получить её может тот, кто назовёт сложное слово, которое спряталось в стихотворении или в скороговорке.

Листопад, листопад!

Осыпается наш сад!

Листья по ветру летят,

Под ногами шелестят.

Самокат сломался мой,

Я принёс его домой.

Жалко расставаться -

Не на чем кататься.

У ребят сегодня Рая

Отобрала самолёт,

Медвежонка, попугая,

Паровоз и пароход.

Молоко везёт машина

В городские магазины.

Молоко молоковоз

В детский сад с утра привёз.

Аты-баты,  шли солдаты,

Аты-баты, на базар,

Аты-баты, что купили?

Аты-баты, самовар.

Рыбу ловит рыболов,

Весь в реку уплыл улов.

Логопед: Все сложные слова четвёртого лота найдены. Считаем фишки.

Логопед стучит молоточком 3 раза.

Логопед: Книга-раскраска вручается… (имя ребёнка).

Книга-раскраска отдаётся победителю.

Логопед: Аукцион  «Учим сложные слова» завершил свою работу. Победители  аукциона ... (перечислить имена детей).

Но, и другие ребята хорошо сегодня потрудились – правильно отвечали на вопросы, называли  много сложных слов. Поэтому вам тоже вручаются поощрительные призы.