Логопедическое занятие для подготовительной группы детского сада «Аукцион. Учим сложные слова».
Учитель-логопед Шатунова Елена Александровна
МБДОУ детский сад комбинированного вида №39
Программное содержание:
Учить выделять на слух сложные слова из стихотворений и чистоговорок.
Развивать умение узнавать слова по их толкованию.
Упражнять в самостоятельном образовании сложных слов с помощью опорных слов. Закреплять умение делить сложные слова на две части.
Обогащать активный словарь детей, научить употреблять в речи сложные слова. Расширять опыт сознательного анализа языкового материала.
Воспитывать умение слушать ответы друг друга.
Словарная работа: лесоруб, рыболов, птицелов, змеелов, пчеловод, садовод, собаковод, землекоп, трубочист, водопроводчик, пароход, луноход, теплоход, самокат, снегоход, землеройка, огнетушитель, мышеловка, пешеход, самолет, паровоз, самосвал, молоковоз, мясорубка, самовар, кофеварка, пылесос, листопад, водопад, снегопад, ледоход, звездопад, носорог, водомерка, сороконожка, птицеед, сладкоежка.
Оборудование: 4 вида фишек, молоточек, подставка под книги, 4 раскраски, простые карандаши по количеству детей (поощрительные призы).
Демонстрационный картинный материал: листопад, водопад, снегопад, ледоход, звездопад, мясорубка, самовар, кофеварка, пылесос, носорог, водомерка, сороконожка, паук-птицеед, сладкоежка.
Ход деятельности
Под спокойную музыку дети входят в зал.
Логопед. Мы рады приветствовать вас в нашем зале. Сегодня я приглашаю вас принять участие в аукционе «Учим сложные слова». Напомню, что все вещи, которые вы можете приобрести, называются лотами. На нашем аукционе будут разыгрываться книжки-раскраски. Их получат те, кто лучше других знает сложные слова. За каждый правильный ответ – вручается фишка. После каждого лота мы считаем фишки, у кого их окажется больше, тот и получает книжку-раскраску.
Я найду слова везде…
И на небе, и в воде,
На полу, на потолке,
На носу и на руке!
Вы не слышали такого?
Не беда, играем в слово.
Разыгрывается первый лот
Удар молоточком 1 раз.
Логопед. Первый лот – это книжка-раскраска …. (читает название).
Получить её может тот, кто узнает слово по его толкованию.
- Кто лес рубит? (Лесоруб)
- Кто ловит рыбу? (Рыболов)
- Кто птиц ловит? (Птицелов)
- Кто змей ловит? (Змеелов)
- Кто разводит пчёл? (Пчеловод)
- Кто разводит сады? (Садовод)
- Кто разводит собак? (Собаковод)
- Кто копает землю? (Землекоп)
- Кто чистит трубы? (Трубочист)
- Кто воду проводит? (Водопроводчик)
Логопед. Вопросы первого лота закончены. Считаем фишки.
Логопед стучит молоточком 3 раза.
Логопед. Книга-раскраска уходит… (имя ребёнка).
Книга-раскраска отдаётся победителю.
Разыгрывается второй лот
Стучит молоточком 1 раз.
Логопед. Второй лот – это книжка-раскраска …. (читает название).
Получить её может тот, кто из двух слов сложит одно сложное слово.
«Пар» и «ходит» (Пароход)
«Луна» и «ходит» (Луноход)
«Тепло» и «ходит» (Теплоход)
«Снег» и «ходит» (Снегоход)
«Пешком» и «ходит» (Пешеход)
«Сам» и «катится» (Самокат)
«Землю» и «роет» (Землеройка)
«Огонь» и «тушит» (Огнетушитель)
«Мышь» и «ловит» (Мышеловка)
«Сам» и «летает» (Самолёт)
«Пар» и «возит» (Паровоз)
«Сам» и «сваливает» (Самосвал)
«Молоко» и «возит» (Молоковоз)
Логопед. Вопросы второго лота закончены. Считаем фишки.
Логопед стучит молоточком 3 раза.
Логопед. Книга-раскраска уходит… (имя ребёнка).
Книга-раскраска отдаётся победителю.
Физминутка
Слова бывают разные: Руки на поясе. Повороты вправо-влево.
Весёлые, забавные,
Простые и серьёзные
И очень-очень сложные. Погрозить указательным пальцем правой руки.
Листопад – слово летящее. Трепещущие движения кистями рук сверху вниз.
Снегопад – слово блестящее. «Фонарики».
Звездопад – слово искрящее. Поднимая руки вверх, с силой разжать кулак.
Водопад – слово мокрющее. Стряхнуть «капли воды» кистями рук.
Ледоход – слово плывущее. Волнообразные движения ладонями.
Носорог – слово могучее. Согнуть руки к плечам, пальцы сжаты в кулак.
Водомерка – слово скользящее. Движение вперед-назад ладонями вниз.
Пылесос – слово гудящее. Имитация работы пылесоса со звуком: у-у-у.
Самовар – слово пыхтящее. Пружинка, руки на поясе: пых-пых-пых.
А сладкоежка – слово хрустящее! Щелчки пальцами рук: хр-хр-хр.
Разыгрывается третий лот
Стучит молоточком 1 раз.
Логопед. Третий лот – это книжка-раскраска …. (читает название).
Её получит тот, кто сможет разделить слово на две части.
Показ демонстрационных картинок.
- Листопад – листья падают.
- Водопад – вода падает.
- Снегопад – снег падает.
- Звездопад – звёзды падают.
- Ледоход – лёд плывёт по реке.
- Пылесос – пыль сосёт.
- Мясорубка – мясо рубит.
- Кофеварка – кофе варит.
- Самовар – сам варит.
- Сладкоежка – сладкое ест.
- Носорог – на носу рог.
- Сороконожка – сорок ног.
- Водомерка – воду меряет.
- Паук птицеед – птиц ест.
Логопед. Задания третьего лота выполнены. Считаем фишки.
Логопед стучит молоточком 3 раза.
Логопед. Книга-раскраска вручается… (имя ребёнка).
Книга-раскраска отдаётся победителю.
Логопед. Ребята, мы с вами назвали много сложных слов, а кто мне скажет, что такое сложные слова? (ответы детей)
Разыгрывается четвёртый лот
Стучит молоточком 1 раз.
Логопед. Четвертый лот – это книжка-раскраска …. (читает название).
Получить её может тот, кто назовёт сложное слово, которое спряталось в стихотворении или в скороговорке.
Листопад, листопад!
Осыпается наш сад!
Листья по ветру летят,
Под ногами шелестят.
Самокат сломался мой,
Я принёс его домой.
Жалко расставаться -
Не на чем кататься.
У ребят сегодня Рая
Отобрала самолёт,
Медвежонка, попугая,
Паровоз и пароход.
Молоко везёт машина
В городские магазины.
Молоко молоковоз
В детский сад с утра привёз.
Аты-баты, шли солдаты,
Аты-баты, на базар,
Аты-баты, что купили?
Аты-баты, самовар.
Рыбу ловит рыболов,
Весь в реку уплыл улов.
Логопед: Все сложные слова четвёртого лота найдены. Считаем фишки.
Логопед стучит молоточком 3 раза.
Логопед: Книга-раскраска вручается… (имя ребёнка).
Книга-раскраска отдаётся победителю.
Логопед: Аукцион «Учим сложные слова» завершил свою работу. Победители аукциона ... (перечислить имена детей).
Но, и другие ребята хорошо сегодня потрудились – правильно отвечали на вопросы, называли много сложных слов. Поэтому вам тоже вручаются поощрительные призы.
Похожие материалы:
Более новые статьи:
- Конспект НОД по формированию лексико-грамматических средств языка в старшей группе детей с ОНР: «Зимующие птицы»
- Конспект логопедического занятия в старшей группе: «Дифференциация звуков С и Ш в словах».
- Конспект НОД в логопедической группе детского сада «Правила дорожного движения». Звуки Х – ХЬ. Буква Х.
- Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей логопедической группе «На лесной полянке».
- Конспект занятия в старшей логопедической группе «Путешествие в страну родственных слов».